Социология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Условия труда - это совокупность социально-экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических условий, влияющих на здоровье и работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности трудом, на эффективность производства, уровень жизни и развитие личности.

Содержание работы

1.УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАБОТНИКА…................................................3
2.ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА………...17

Файлы: 1 файл

ира СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Социально-гигиенические   условия   труда обусловливаются спецификой производства и производственного процесса, тяжестью и напряженностью труда; воздействием внешней среды на организм работника, его работоспособность и трудоспособность; режимом труда и отдыха. Хотя они и чрезвычайно разнообразны, их объединяет то, что они являются внешними по отношению к работнику, мало зависят от него, но в то же время предопределяют всю его жизнедеятельность во время работы. Состояние социально-гигиенических условий сказывается на здоровье работника, его социально-психологическом настроении, а следовательно, и на уровне его удовлетворенности работой.

Социально-гигиеническими, а не санитарно-гигиеническими, условия труда названы нами потому, что исследуется, прежде всего, их социальная эффективность, то, насколько в них  реализуется социокультурное воздействие труда на работника. Эффективность данного воздействия характеризуется мерой, в которой социально-гигиенические условия труда благоприятствуют высокой и устойчивой работоспособности; обеспечивают повышение производительности труда при рациональном использовании физических и психических сил человеческого организма; влияют на формирование ценностного отношения к труду, общую удовлетворенность работой.

Важный индикатор оптимальных  социально-гигиенических условий труда - соответствие их социальным потребностям и запросам рабочих, преследующее цель устранить из непосредственного трудового процесса все, что мешает плодотворному, производительному труду. Поэтому оптимальными в плане проявления социокультурного воздействия труда следует считать не только соответствующие нормативам, но и отвечающие современным запросам рабочих, не вызывающие у них социально-психологического дискомфорта условия.

Оценки рабочих мест свидетельствуют о том, что комфортность производственной среды рабочих возрастает с ростом механизации и автоматизации труда: рабочих механизированного труда работает в комфортных условиях в 1,3 раза больше, а автоматизированного труда в 3 раза больше, чем рабочих ручного труда. Казалось бы, более квалифицированные рабочие должны трудиться в более комфортных условиях, однако у рабочих высокой квалификации уровень комфортности несколько снижается. Это находит свое объяснение в том, что значительный контингент высококвалифицированных рабочих, охваченных социологическим обследованием, занят во вспомогательном производстве, где общие физические условия труда несколько хуже, чем в основном.

 Выявление ориентации рабочих и специалистов на благоприятные производственные условия работы обнаруживает значительное несоответствие между этими ориентациями и фактической комфортностью производственной среды. Если у инженерно-технических работников это расхождение незначительно, что свидетельствует о примерной адекватности условий среды требованиям нормальной жизнедеятельности человека, то у рабочих оно проявляется резче. В условиях высокой комфортности трудились в 80-е гг. 23,3 % рабочих, между тем. особо важное значение этому качеству производственной среды придавало до 90 % обследованного контингента. Величина несоответствия между реальной комфортностью труда рабочих и необходимым ее уровнем раскрывает социальную остроту данной проблемы и ее решающую роль в общей проблеме социально-гигиенических условий труда. Поиск путей уменьшения этого несоответствия, не потерявший свою актуальность и поныне, - важнейший резерв повышения культуры труда.

Оценки общей физической тяжести труда показали, что низкая и высокая степени физической нагрузки на рабочих местах примерно одинаковы и составляют около 25 % общего массива обследованных рабочих мест. Физическая тяжесть труда, согласно показаниям экспертов, сравнительно мало зависит от уровня квалификации рабочих, однако чем выше уровень их образования, тем легче их физический труд. У рабочих со средним специальным образованием объем тяжелого физического труда уменьшается вдвое по сравнению с остальным контингентом. Что касается инженерно-технических работников, то у них доля тяжелого физического труда уменьшается в 6 раз, а доля легкого физического труда возрастает в 3 раза по сравнению с рабочими. Внутри группы специалистов существенной дифференциации по физической тяжести труда не наблюдается.

Отмеченные различия в затратах физического труда  обусловлены прежде всего разной ролью рабочих и инженерно-технических работников в организации общественного труда, где рабочий создает материальные блага преимущественно непосредственным, а инженер - преимущественно опосредованным воздействием на орудия и предметы труда, выполняя управленческие и организаторские функции. Однако при достижении значительного сближения этих групп в социально-экономической сфере, сфере распределения, различия в затратах физического труда становятся в известной мере отражением его организационно-технического содержания, определяемого уровнем развития производительных сил. В этом аспекте всемерное сокращение тяжелого физического труда непосредственно связывается с обогащением его содержания, повышением общего уровня его культуры.

Социально-психологические  условия труда обусловлены состоянием первичного производственного коллектива. Воспроизводя себя в сфере коллективного труда как профессионал, исполнитель определенных трудовых функций, и как личность, человек включается в разнообразные виды деятельности внутри коллектива. Чем богаче и универсальнее совокупность внутриколлективных отношений, чем значительнее цели, ради которых создан и функционирует трудовой коллектив, чем глубже включается работник в его систему норм и ценностей, тем полнее духовный потенциал работника реализуется в трудовой активности.

Социально-демографическая  характеристика производственных коллективов в 80-е гг. свидетельствовала об их сформированности и перспективности. В целом это были коллективы, состоящие из стабильных кадров со средним возрастом 38 лет. трудовым стажем около 20 лет, в основном овладевшие секретами профессионального мастерства и работающие в конкретных трудовых коллективах около 10 лет. Вместе с тем, исследование проблем повышения социокультурного воздействия трудовых коллективов на своих членов позволило вскрыть ряд противоречий в этом процессе, вызванных недостаточным уровнем и неравномерностью развития внутриколлективных отношений в их иерархии, начиная от отношения трудовой дисциплины и кончая социально-психологическими.

Роль трудовой и технологической дисциплины в воспитании чувства ответственности за свой труд, преодолении фактов безответственного отношения к своим обязанностям трудно переоценить. Анализ общего количества потерь рабочего времени в обрабатывающих отраслях промышленности Республики Беларусь в 80-е гг., сделанный на основе социальных паспортов промышленных предприятий, показал, что 35 % потерь составляли целодневные и внутрисменные простои, 47,5 % - неявки на работу с разрешения администрации. 17,5 % - прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, совершенные по вине рабочих. Выявленная структура потерь рабочего времени показала, что на 80 % трудовая дисциплина обусловливается уровнем организации производства и труда, а на 20 % - самодисциплиной работников. Почти половина потерь рабочего времени сопряжена с теми или иными упущениями в организации труда в производственном коллективе со стороны руководства. Свыше 1/3 потерь рабочего времени происходит из-за несвоевременного обеспечения рабочих мест материалами и заготовками, из-за неисправности оборудования.

    Упущения в материально-техническом снабжении и организации производства приводят к простоям и штурмовщине, сверхурочным работам, невыполнению плановых заданий и обязательств, отражаются на дисциплине самих рабочих, а в конечном счете на темпах роста производительности труда. Неудовлетворительное обеспечение сырьем, запасными частями, инструментом, отсутствие четкой организации работы были признаны рабочими промышленных предприятий главным фактором, сдерживающим повышение производительности труда, В процессе опроса выявилось, что 17 % рабочих теряют в среднем за смену свыше двух часов рабочего времени по причинам, от них не зависящим; 25 % рабочих, по их словам, часто работают сверхурочно и в выходные дни. Закономерно, что неудовлетворительная организация труда влечет за собой увеличение потерь рабочего времени и по вине работников (опоздания, прогулы, преждевременные уходы с работы), Рабочие, простаивающие по вине руководителей производства, психологически не настроены, экономить минуты, проявляя некоторую снисходительность к состоянию дисциплины труда.

    Чем хуже состояние трудовой дисциплины на промышленном предприятии, тем выше на нем текучесть кадров, тем нестабильнее производственный коллектив. Так, если на предприятиях со сравнительно малыми потерями рабочего времени текучесть кадров составляла в среднем 13 %, то на предприятиях со значительными потерями она возрастала до 30 %. При этом доля увольнений за нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка составляла в среднем около 10 % от общего числа увольнений. Нестабильные коллективы, состав которых изменялся в течение года на 30 %. обладали слабой силой воздействия на нарушителей трудовой дисциплины хотя бы потому, что не могли удовлетворительно выполнять важную социальную функцию - выработку социальных норм, с которыми члены коллектива должны были сообразовывать свою деятельность. Руководители таких коллективов, не слишком полагаясь на силу общественного влияния, как правило прибегали к административным мерам воздействия на нарушителей социальных норм.

Как уже отмечалось, в  сфере социально-психологических условий труда социальный эффект тем полнее, чем глубже человек включился в разнообразные виды деятельности внутри коллектива как исполнитель конкретных трудовых функций и как личность. Примерное соответствие желаемого состояния социально-психологических условий труда их реальному состоянию отражает атмосферу благоприятного психологического климата. Однако углубленное исследование, с применением техники факторного анализа, показало, что   благоприятный морально-психологический климат в коллективе «работает» как бы сам на себя, не влияя на производительность труда. Дело в том, что технико-организационные условия труда формируют определенную природу дисциплины труда (от административно-принудительной до сознательной); дисциплина труда формирует в свою очередь определенный социально-психологический климат, а последний должен способствовать социальной эффективности труда. В названном же исследовании неудовлетворительные технико-организационные условия труда слабо формируют состояние трудовой и технологической дисциплины; состояние трудовой дисциплины в этих условиях почти не влияет на трудовую активность; последняя же, не будучи стимулирована в достаточной мере сознательным характером дисциплины труда, имеет незначительную связь с социально-психологическом климатом в коллективе. Получается, что социально-психологический климат в коллективе проявляется в виде товарищества, но имеет мало отношения к эффективности и результатам труда. Это означает, что коллективизм в данных условиях в  большей мере основан на хороших отношениях, товариществе, и в меньшей мере - на высокой организации труда, сознательной трудовой дисциплине.

    Выход на определенные теоретические обобщения в республиканских социологических исследованиях 80-х гг. позволяет: во-первых, воспроизвести состояние социально-экономических, технико-организационных, социально-гигиенических и социально-психологических условий в обрабатывающих отраслях промышленности Республики Беларусь, характерное для данного периода и обусловившее невосприимчивость экономической системы к научно-техническому прогрессу; во-вторых, прокомментировать тенденции в изменении этих условий (как правило, в худшую сторону) в период 90-х гг. в связи с разрывом хозяйственных связей и деиндустриализации экономики республики, падением уровня жизни, неконкурентоспособностью продукции на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОБЪЕКТИВНЫЕ  И СУБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  КУЛЬТУРЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КУЛЬТУРА. 

 Культура труда рассматривается как система внебиологически выработанных механизмов (и соответственно «умения» их актуализировать), благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется деятельность субъектов труда. Функционирование и развитие культуры труда обеспечивает определенное социальное качество трудового процесса - основное условие реализации сущностных сил человека. Последние проявляются тем активнее, чем глубже и многограннее отражаются в индивидуальной и коллективной трудовой деятельности технико-технологические нормативы и социальные ценности труда, трудового коллектива, общества.

Объективные характеристики культуры труда представляют собой технико-технологические и социальные нормативы, обусловленные достижениями техники, технологии и организации; производства и представляющие собой иерархию требований к человеку как исполнителю трудовых функций и как личности. Субъективными характеристиками культуры труда являются социокультурные потребности трудящихся, образующие в своей совокупности тип ценностного отношения к труду. Исследование связей и отношений между этими характеристиками позволяет анализировать культуроформирующий эффект труда, который проявляется в единстве и противоречивом развитии процесса формирования индивидуальных способностей человека и процесса реализации его обогащенной социальным опытом индивидуальности в труде. Культуроформирующий эффект труда обусловлен содержанием труда в той мере, в которой он обогащает в процессе присвоения существующей совокупности производительных сил знания и способности человека, и характером труда в той мере, в какой он способствует полноте раскрытия личности и ее самовыражению в процессе созидательного труда.

Профессиональная  культура  характеризует социально-профессиональное качество субъекта труда и отражает степень овладения трудящимися достижениями научно-технического и социального прогресса, является личностным аспектом культуры труда и регулируется присущими ей механизмами. Основные элементы профессиональной культуры - общее среднее, специальное среднее и высшее образование, квалификация, профессиональный опыт, Специальное образование становится важнейшим фактором качественного изменения социально-профессиональных характеристик трудящихся.

  Развитие системы культуры труда можно представить как расширенное воспроизводство, заключающееся в преодолении существующих норм производительного труда посредством профессионального обучения, массового внедрения передового опыта и новых технологий, культурных форм борьбы за эффективность и качество. Процессы преодоления нормативности путем усвоения лучших методов и способов труда, соотносясь с преодолением определенных моментов консерватизма в сознании работников, означают вместе с тем совершенствование и развитие качественных характеристик субъекта труда (будь то работник или трудовой коллектив). Именно диалектика взаимоперехода простого воспроизводства работником основных нормативов трудовой деятельности и собственных социальных свойств в расширенное воспроизводство - преодоление этой нормативности - характеризует творческий созидательный труд как важнейший неиссякаемый источник развития культуры труда.

Информация о работе Социология труда