Социология трудового коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 09:03, реферат

Описание работы

Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Информационные технологии в сфере труда и занятости
2. Информатизация службы занятости
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

№31.docx

— 29.37 Кб (Скачать файл)

Оглавление

  • Введение
  • 1. Информационные технологии в сфере труда и занятости
  • 2. Информатизация службы занятости
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности  для новых форм организации труда  и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т.д.

Сегодня ИТТ вносят решающий вклад  в укрепление взаимосвязи между  ростом производительности труда, объемов  производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать  немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет. Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного  сектора (информационные системы и  телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к созданию 3-5 млн. новых рабочих мест главным образом в малых и средних инновационных фирмах. Только вокруг Интернета уже возникло более полумиллиона рабочих мест.

В последнее время Правительством РФ предприняты определенные усилия по развитию информационных и коммуникационных технологий в целом по стране, в  том числе и в сфере труда  и занятости населения.

Цель данной работы: выявить роль информационных технологий в сфере  труда и занятости населения.

1. Информационные технологии  в сфере труда и занятости

Федеральная служба по труду и занятости  в России уделяет большое внимание развитию информационных технологий в  сфере предоставления государственных  услуг по содействию занятости населения  через территориальные Агентства  государственной службы занятости  населения.

Последние годы работа Центров занятости  населения страны характеризуются  активным внедрением информационно-коммуникационных технологий. Использование современного оборудования и VIPNET-технологий в сфере  труда и занятости, позволило  организовать работы по защите информации персональных данных безработных граждан, по оперативному обмену информацией  в службе занятости населения.

Важнейшим решением, стимулирующим  развитие ИТТ в стране, стало принятие Правительством России в январе 2002 г. Федеральной целевой программы  «Электронная Россия», целью которой  является создание условий для повышения  эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и  массового распространения информационных и коммуникационных технологий, в  том числе в сфере труда  и занятости.

Оказание электронных услуг  в сфере занятости населения - стратегическая цель, которая определена государством для предоставления услуг  в наиболее оперативной, удобной  и доступной форме. Переход на оказание услуг в электронном  виде предусматривает, в частности, организацию информационного обмена между работодателями и службой  занятости в электронном виде и является одним из этапов создания «Электронного правительства».

Сегодня государственная служба занятости  предлагает целый ряд технологий, связанных с подбором работы: Федеральная  служба по труду и занятости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostrud.ru/

- непосредственное трудоустройство  в центрах занятости;

- размещение вакансий на порталах  и в средствах массовой информации;

- встречи с работодателями на  ярмарках вакансий;

- WEB-собеседования с работодателями  из других городов и районов  края;

- получение информации о вакансиях  с помощью мобильных центров  занятости, выезжающих в отдаленные, труднодоступные населенные пункты.

Программный продукт, ориентированный  на передачу информации через сеть Интернет по защищенным каналам, имеет  ряд весомых преимуществ. Возможность  отправить информацию с рабочего места, импортировать данные из справочников; а также отсутствие необходимости  хранить данные на бумажных носителях - все это положительно скажется на скорости принятия решений и повышении  качества оказываемых услуг.

Так, в Красноярском крае действует  портал Агентства труда и занятости  населения (http://www.rabota-enisey.ru), главной  целью которого является информирование населения о состоянии рынка  труда края, содержит различную информацию о предоставлении государственных  услуг службой занятости.

В настоящее время портал является не только справочно-информационным инструментом для его посетителей, но и площадкой  для интерактивного взаимодействия граждан и работодателей. Это  взаимодействие возможно благодаря  развитию сервисов «Личных кабинетов» граждан и работодателей, значительно  сокращающих путь от соискателя к  работодателю. Взаимодействие соискателей, работодателей и специалистов СЗН  на сайте наглядно можно представить  в следующем виде.

Идет активное внедрение целого ряда проектов, таких как «Электронный работодатель», «Видео-резюме», портал «Трудовые ресурсы Красноярского  края», Мобильные центры занятости  населения, интернет-проект «Атлас профессий» и ряд других.

Кроме того, работодатель может самостоятельно разместить свое объявление на сайте службы занятости, воспользовавшись функцией «Разместить вакансию» в разделе « Разместить вакансию», а соискатель - заполнить «Резюме» в разделе « Ищу работу».

Проект «Видео-резюме»: новая возможность  подобрать подходящую работу. Записать и разместить свое видео-резюме, которое  могут увидеть работодатели можно  на интернет-сервисе www.VCV.RU. Данный специализированный портал создан для кадрового поиска и трудоустройства, где наряду с традиционным текстовым резюме соискатель записывает видео-резюме. Видео-ответы создаются на базе специальных системных опросников и тестов, разработанных для каждой профессии. Записав видео-резюме, кандидат имеет возможность продемонстрировать работодателю такие качества как презентабельность, внешний вид, умение подать себя, умение говорить и держаться на публике, владение иностранными языками и т.д.

Новый формат видео-резюме позволяет  работодателю качественно оценить  потенциального сотрудника в удаленном  режиме, а значит сэкономить время, затрачиваемое на поиск, проведение собеседования и найм новых сотрудников. Для соискателей видео-резюме также сокращает время на поиски и расширяет их возможности трудоустройства.

Особенно этот проект интересен  для молодежи. Эта часть населения  особо активна на рынке труда, и новые формы работы у нее  наиболее востребованы.

Видео-резюме можно записать и разместить из дома, для этого нужна только WEB-камера, а можно - обратившись в  службу занятости. Специалисты дадут  конкретные советы, подскажут, на чем  акцентировать внимание и т.д. Услуга по записи и размещению видео-резюме бесплатная.

Служба занятости предлагает и  ряд других электронных услуг, связанных  с подбором работы: размещение вакансий на порталах, собеседования с работодателями из других городов и районов края с помощью сети Интернет.

Проект «Трудовые ресурсы», объединяет базы вакансий, базы соискателей, в  том числе выпускников, базы профессиональной подготовки в разрезе профессий  и специальностей. В результате мероприятий, проводимых службой занятости, к 1 ноября 2011 года были трудоустроены около 92 тысяч человек.

Для дальнейшего улучшения качества и доступности государственных  услуг идет внедрение проекта  «Электронный работодатель», представляющий собой обмен информацией между  службой занятости и работодателями в электронном виде. При этом не будет необходимости подтверждения  документов на бумажном носителе.

Работа в рамках системы «Электронный работодатель» позволит повысить качество предоставления государственных услуг  службы занятости работодателям  в части оперативного обмена информацией  и экономии времени работодателей  на предоставление в центр занятости  необходимых сведений и отчетности.

Рассмотрим схему проекта «Электронный работодатель». Во взаимодействии принимают  участие всего 3 участника: Агентства  труда и занятости населения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru 1. Работодатель, 2. Спецоператор связи, 3. Центры занятости.

Работодатель предоставляет в  Центр занятости населения:

- Заявление - на предоставление  государственной услуги;

- Сведения о: потребности в  работниках; отсутствии потребности  в работниках; планируемом привлечении  иностранных работников; высвобождении  работников; составе и перспективной  потребности кадров; неполной занятости;

- Уведомления о привлечении  иностранных работников;

- Отчет по квотированию.

От Центра занятости населения  работодатель получает в электронном  виде: подтверждение приема документов; списки подходящих работников на заявленную вакансию; развернутое резюме соискателя, заинтересовавшего работодателя; различную  информацию о деятельности Службы занятости  населения; консультации специалистов. Порядок подключения к услуге «Электронный работодатель»:

1. Заключить соглашение о взаимодействии  с центром занятости населения.

2. Заключить договор на обслуживание  в системе электронной отчетности  с представителем специализированного оператором связи.

В настоящее время, планируется  создание мультисервисной сети в регионах, включающей Государственные службы занятости населения регионов и её интеграцию с корпоративной сетью Органов исполнительной власти и Порталом государственных услуг регионов. Развитие корпоративной информационной системы представлено ниже.

Влияние развития информационно-коммуникационной техники проявляется и в сфере  так называемых виртуальных предприятий. Компьютерная отрасль, сектор массовой информации, банки, страховое дело являются пионерами в области создания виртуально связанных рабочих мест с использованием телекоммуникации. Исследователи, занимающиеся вопросами  сферы труда в информационном обществе, концентрируют внимание на работе с использованием телекоммуникационной техники, которая может быть полностью выполнена на дому или попеременно в домашних условиях и с явкой на предприятие.

Среди возможностей информационных сетей  следует особо отметить поддержку  дистанционной (надомной) работы. Это - часть процесса децентрализации  служебной деятельности во времени  и пространстве.

В качестве примера можно привести бухгалтеров, которые, имея компьютеры, берут работу «на дом». Или работа авторов, сотрудничающих со многими  периодическими (печатными или электронными) изданиями. Такая работа в целом  не привязана к месту редакции, к конкретному рабочему месту. Заказы на публикацию поступают авторам  из редакции посредством сети Интернет, необходимые вопросы обсуждаются  по телефону. Материал для публикации можно готовить в домашних условиях, частично - в пути на работу и обратно, а также в выходные дни. Готовый  материал передается по электронной  почте.

Многие успешные эксперименты, проведенные  в разных странах мира, подтвердили, что дистанционная работа не только означает возможность трудиться  дома; она способствует обеспечению  более гибкого подхода к выполнению работником своих функций, оптимизируя  соотношение рабочего времени и  времени, затрачиваемого на поездки  на работу. Так, в Германии, к примеру в конце XX века, насчитывалось примерно 5 тыс. таких рабочих мест. Ахмадинуров Р.М. Роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии современного рынка труда / Р.М.Ахмадинуров. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o48.htm

В ряде штатов США действует закон, согласно которому фирмы, использующие телеработу, получают налоговые льготы, поскольку их сотрудники не загрязняют окружающую среду, приезжая в офис на автомобиле. Уже в 1994 году была начата программа Flexiplace, по которой первая тысяча федеральных служащих переводилась на работу через Сеть.

Несмотря на все сложности, связанные  с внедрением подобного новшества, компаниям оно может дать не только организационные, но и экономические  преимущества, современная информационно-коммуникационная техника позволяет выполнять  высококвалифицированную работу на дому. Подобная перспектива занятости, связанная с возможностью самостоятельно определять рабочий режим, весьма привлекательна для многих работников, особенно женщин.

В настоящее время все возрастающую роль в системах рекрутмента играют модули, автоматизирующие работу по найму специалистов и поиску вакансий и резюме в среде Интернет. Этой цели служат разнообразные «работные» сайты-порталы, которые собирают нужную информацию, помогая встретиться соискателям и работодателям. На российском рынке функционируют, к примеру, такие представители электронного рекрутмента:

Общероссийский банк вакансий: http://www.trudvsem.ru/

Работа в Москве: www.rabota.ru,

Работа в Красноярске: www.hh.ru, www.job.ru и т.д.

Многие крупные компании уже  оценили достоинства Интернета  как эффективного средства подбора  персонала, и внедрение системы  электронной обработки данных дало возможность не только отбирать самых  достойных, но и не терять кандидатов, анкеты которых раньше просто отправляли «в корзину».

Обычно внедрение системы «электронного  набора персонала» начинается с сайта. Он позволяет потенциальным соискателям  получить информацию о корпоративной  культуре компании, преимуществах работы, имеющихся вакансиях, а также  подать заявление о приеме на работу в стандартной форме и сообщить о своей квалификации, отвечая  на вопросы, помогающие сотруднику отдела кадров предварительно ознакомиться с  профессиональными и личными  качествами человека.

Информация о работе Социология трудового коллектива