Социолого-экономическое обоснование успеха женщины в российском бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Женское предпринимательство, как ни какой другой социальный феномен при своем изучении нуждается в адекватных исследовательских методах. Чем это обуславливается? Прежде всего, большая заполненность данного явления мифами и стереотипами, которые распространяются и на аналитиков, диктует необходимость, максимально «объективировать» методы и инструментарий исследования. С другой стороны - объективные методы, как правило, строятся на стандартных процедурах, которые не позволяют изучить «принцип данной индивидуальности». Это вынуждает исследователей искать другие методы, дающие возможность описать индивидуалитет данной категории респондентов.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Женское предпринимательство, как ни какой другой социальный феномен при своем изучении нуждается в адекватных исследовательских методах. Чем это обуславливается? Прежде всего, большая заполненность данного явления мифами и стереотипами, которые распространяются и на аналитиков, диктует необходимость, максимально «объективировать» методы и инструментарий исследования. С другой стороны - объективные методы, как правило, строятся на стандартных процедурах, которые не позволяют изучить «принцип данной индивидуальности». Это вынуждает исследователей искать другие методы, дающие возможность описать индивидуалитет данной категории респондентов.

Почему раскрытие  «индивидуальных стратегий поведения», ценностных ориентиров, «пространства  смыслов» так важно сегодня при  изучении лидеров женского предпринимательства?

Ответ и прост, и сложен одновременно. Новые социальные процессы и явления, также как  и новые субъекты этой открывшейся  реальности, нельзя поместить в исходные нормативные модели, исходя из которых, как правило, строится инструментарий стандартных измерений. Но это не единственная причина.

Весьма важно  то, что в настоящее время в  России практически нельзя ограничить пространство женского предпринимательства  от других сфер бизнеса. Невозможно назвать  численность реально действующих  фирм в России, возглавляемых женщинами-предпринимателями, или численность промышленных производств, работающих под руководством женщин. И дело не просто в несовершенстве статистики, а в незаинтересованности лиц, делающих российскую экономическую  политику, рассматривать женщин как  реальных субъектов экономических  преобразований.

 

 

 

1.Может ли женщина достичь успехов в бизнесе.

Ответ на вопрос - может ли женщина  достичь успехов в бизнесе - будет  существенно зависеть от того, какой  бизнес имеется в ввиду и каковы исходные предпосылки для достижения карьеры, которыми располагает женщина  на момент прихода в него и в  дальнейшем.

Традиционно аналитики сходятся на той точке  зрения, что женщинам «под силу»  малый бизнес, ниши которого они  активно занимают в последние  десять-пятнадцать лет по всему миру. Также весьма успешно женщины  действуют в семейном бизнесе, дополняя и корректируя действия мужчин, привнося в работу свою ответственность, осторожность и меньшую, по сравнению с мужчинами, амбициозность.

Возможность женщин делать карьеру и успешно  вести крупный бизнес, требующий  повышенного риска, накала конкурентной борьбы, высокого динамизма, признается далеко не всеми исследователями. Это  объясняется, с одной стороны, стремлением  женщин к «комбинированным» стратегиям в своей жизни, при которых  работе отводится столь же существенная роль, как и семье, с другой - нежеланием самих женщин брать на себя «сверхобязательства», без которых не обойтись, если речь идет о крупной и разветвленной  компании.

Весьма интересно  то, что стремление «не жертвовать семьей ради работы» характерно как  для женщин, проживающих в странах  с патриархальной ориентацией, например, в Японии, так и для стран  с модернистскими ориентациями.

Например, в  Японии, согласно данным исследования, не более 20% молодых женщин стремится сегодня к профессиональной деятельности, требующей полного рабочего дня и высокого уровня ответственности. Добившись формально равных прав с мужчинами, японка не может или не хочет ими воспользоваться для успеха в карьере, поскольку высокий пост требует географической мобильности, трудно совместимой с семейными обязанностями, вниманием к дому и детям. Работа в малом и среднем бизнесе не ставит перед выбором «дело или дети», поэтому здесь встречается больше женщин-руководителей, которых в Японии называют «женские кадры, пользующиеся косметикой».

Данные приводимого  исследования хорошо иллюстрируют факт, что традиционно аналитиками, на мой взгляд, переоцениваются такие  факторы как дискриминация, в  то время как факторы «личного выбора», наоборот, недооцениваются.

Вопрос в  этой связи состоит не в том, как  изменить мужчин, а в том, что нужно  сделать для того, чтобы преодолеть женский страх перед невозможностью справляться с домашними и  профессиональными делами одновременно.

«Социально-психологические ограничения для вхождения женщин в бизнес, как показывают данные исследований, имеют место, но они не могут быть отнесены к «неизменяемым факторам»1. Эффективные модели делового поведения женщин могут формироваться непосредственно по ходу реализации задач в бизнесе. Кроме того, сами женщины, склонившись к участию в бизнесе, не могут не отдавать себе отчета о своих возможностях и сильно их переоценивать. Поэтому весьма важно не то, какими социально-психологическими качествами располагает женщина к моменту вступления в бизнес, а то, насколько она способна изменяться в процессе становления собственного дела.

С другой стороны, не вызывает сомнения, что женщины  имеющие определенный социальный капитал, обладают преимуществом перед теми, кто им не располагает, что не раз  отмечалось как в российских, так  и в зарубежных исследованиях.

 Женщина может управлять компанией любого уровня в том случае, если она приобрела для этого необходимые умения и навыки. Важнейшими качествами для успешного руководства  является следующие:

- Умение, подать себя, создать свой имидж,  необходимыми компонентами которого  выступают: уверенность в себе (и даже самоуверенность), развитое  чувство собственного достоинства,  удачно найденный стиль поведения  и одежды, которые должны подчеркивать  деловую компетентность.

- Умение  убедительно и грамотно представлять  свои идеи.

- Умение  окружать себя соответствующими  людьми, способными помогать в  становлении предприятия.

- Умение  управлять своим временем, правильно  организовывать и устанавливать  приоритеты, стремиться сбалансировать  деловые и личные интересы  и, соотнося их, определять цели  жизни.

Весьма  важными факторами успешности женщины  в бизнесе, выступают предыдущий организаторский и профессиональный опыт и поддержка семьи.

Западные  исследователи к необходимым  условиям для занятия женщинами  лидирующих позиций в бизнесе  относят также образовательный уровень.

Женщины Америки, стремящиеся завоевать высшие должности в управлении крупных компаний, должны иметь степень бакалавра делового администрирования, полученную в Гарвардском университете.

В целом  обращает на себя внимание тот факт, что в литературе недостаточно глубоко  отражаются сложные психологические  проблемы, стоящие перед женщинами-менеджерами.

Американские  аналитики склонны видеть проблемы возможностей женщин в становлении  бизнеса чрезмерно оптимистически, компенсируя тем самым излишнее давление стереотипов. Кроме того, американские исследователи рассматривают ситуацию преимущественно с позиции организации  и «управленческих» качеств конкретных женщин.

Исследования  «неамериканской» модели также весьма многочисленны, но они, в свою очередь, ориентированы на изучение механизмов карьерного роста и особенностей жизненного пути, делая упор на каналы рекрутирования женщин в бизнес, что, безусловно является одной из важных проблем, позволяющей понять, как стратифицируется слой женщин предпринимателей в зависимости от стартовых возможностей.

Предприниматели разделяются соответственно на наследников  и на основателей фирм. Между этими  категориями женщин существуют известные  различия в достижении карьерных  целей.

Сейчас набирает силу и утверждает себя бизнес, который  традиционно считался в России женским: торговля, сервис. Типично мужские  секторы бизнеса также активно  осваиваются женщинами, занимающими, как правило, вторые позиции.

«Многие проблемы женщин в современных бизнес - организациях - результат доминирующей деловой культуры, основанной на концепции рациональности. Индивидуальность работника подчинена целям организации, его поведение определяется занимаемой должностью и обязанностями»2.

На пороге XXI века специалисты пришли к единому  мнению, что в будущем бизнес должен стать менее иерархичным, более  гибким, быстрым и подвижным. Менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. И есть группа людей, которые имеют огромные преимущества в реализации нового подхода, - это женщины.

Сейчас набирает силу и утверждает себя бизнес, который  традиционно считался в России женским: торговля, сервис. Типично мужские  секторы бизнеса также активно  осваиваются женщинами, занимающими, как правило, вторые позиции.

Представления женщин о карьере:

Женщины, делающие карьеру самостоятельно, как правило, начинают работать после окончания школы в качестве секретаря. Основа успеха таких женщин - трудолюбие и готовность выполнять любую работу. Недостаток образования в этом случае компенсируется интенсивным обучением в процессе работы. Типичным для этой группы женщин является медленное продвижение по служебной лестнице и невысокая зарплата. Успех в этом случае достигается за счет блестящего знания внутренней структуры и механизма деятельности фирмы. Карьера этих женщин зависит от стартовой должности в фирме.

Профессиональные  менеджеры - это молодые, энергичные женщины, получившие специальное образование. Основной задачей для них является получение должности, соответствующей их образованию и стремлениям. Их карьера не имеет такой тесной связи с фирмой, как в предыдущей группе. Если среди женщин, самостоятельно делающих карьеру, согласны перейти в другую фирму 50%, то среди профессиональных менеджеров 70% женщин смотрят на смену компании как на путь к достижению успеха.

Предприниматели-наследники - женщины, унаследовавшие дело от родителей или умерших мужей. Здесь чаще всего встречаются две ситуации:

а) женщина, сознавая себя наследницей, рано начинает работать в компании, принадлежащей  обычно родителям. Под их руководством она знакомится с тонкостями бизнеса, часто принимая решения в очень  молодом возрасте.

б) женщина  становится наследницей (обычно мужа) в зрелом возрасте, но в этом случае она может быть знакома с делом  по домашним разговорам, что не исключает  также знакомства с сотрудниками. Этот тип вхождения в бизнес весьма распространен в Европе.

Предприниматели-наследники часто сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны сотрудников  фирмы и связанных с ней  бизнесменов, которые сомневаются  в их способности успешно продолжить унаследованное дело.

Борьба с  такой реакцией укрепляет наследниц  и способствует их успеху, если они  выдерживают эту борьбу.

Важным элементом успеха женщин в бизнесе выступает наличие спонсора, функции которого выполняют управляющие, бывшие владельцы или президенты компаний (преимущественно мужчины).

В России женщины, как правило, редко имеют профессиональное образование по менеджменту, но общий  образовательный уровень как  мужчин, так и женщин остается достаточно высоким. На это указывают результаты исследований практически всех социологов, изучавших социально-демографические  характеристики предпринимателей в  России.

«Необходимо отметить, - замечают в одной из работ  московские исследователи, - высокий  уровень образования мужчин и  женщин-руководителей. Более 70% мужчин и женщин считают, что полученные в высшей школе знания пригодились  им в предпринимательской деятельности...».

Каналы рекрутирования женщин в российский бизнес остаются весьма разнообразными и, как правило, отражают достаточно стихийный процесс  становления российского предпринимательства  вообще и женского предпринимательства  в частности. По оценкам, даваемым российскими  аналитиками, женщины переходили в бизнес преимущественно из науки и образования (28%), здравоохранения (17%), сферы обслуживания и строительства (по 14%). Около 54% женщин на последнем месте работы занимали руководящие должности (в том числе руководили предприятиями 20% женщин), подавляющее большинство остальных работали в качестве специалистов. Лишь около 4% женщин до прихода в бизнес были рабочими или простыми служащими.

Это позволяет  предположить, что успешному занятию  предпринимательством способствовал  опыт управленческой работы. Кроме  того, безусловно, должность руководителя предприятия позволяла изменить статус предприятия на негосударственный или учредить на его базе малые предприятия и кооперативы.

Важным сдерживающим фактором развития женского предпринимательства  в мире продолжает оставаться «осторожное  поведение банков» относительно женских проектов развития собственного дела, что не раз отмечалось западными  экспертами и самими женщинами-предпринимателями во всем мире, включая Россию.

Таким образом, успех женщин в собственном деле не есть результат везения или  случая. Он также в малой степени, как это ни парадоксально, зависит  и от помощи со стороны. Исключение составляют случаи финансовой или информационной поддержки на стадии становления  бизнеса. Возможность женщины иметь  свой бизнес и достигать в нем  успеха определяется величиной социального  капитала, социально-психологическими особенностями, а также готовностью  самой женщины к сложностям, связанным  с конфликтом профессиональных и  семейных ролей. И немного удачей, которая всегда сопровождает тех, кто  хочет победить себя и свои сегодняшние  возможности...

Информация о работе Социолого-экономическое обоснование успеха женщины в российском бизнесе