Социометрические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:38, реферат

Описание работы

Социометрические методы были предложены в 30-х годах XX в. Джекобом Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура). С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, которые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графиков

Файлы: 1 файл

Социометрия.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

Социометрия — теория измерения  межличностных отношений.

Социометрические  методы были предложены в 30-х годах XX в. Джекобом Морено в рамках развиваемой им теории социометрии. Суть этой теории основывается на утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура). С появлением социометрии стало возможным количественное измерение эмоциональных отношений (симпатии, неприязнь, безразличие) в малых социальных группах, которые затем отражались в виде социальных матриц, индексов, графиков. По Морено эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии.

 

Социометрические  методы используются для исследования структуры межличностных отношений  в малых социальных группах (от 5 до 25, обычно 10—15 человек, имеющим достаточно длительный (от полугода) опыт совместной групповой жизни) путем опроса каждого члена группы о сделанном им по тем или иным социометрическим критериям выборе других членов группы и обработки этой эмпирической информации.

Социометрические исследования дают возможность выявить:

  - структуру  и динамику внутригрупповых отношений;

  - уровень  развития группы;

  - степень  сплоченности-разобщенности группы;

  - особенности  социально-психологического климата  группы;

  - причины  и движущие силы конфликтов (межгрупповых  и внутригрупповых,            межличностных и личностно-групповых);

  - «статус» (внутригрупповую авторитетность) членов  группы;

  - неформальных  лидеров, заслуживающих выдвижения  в официальные руководители;

  - неформальные  группировки и т. д.

 

Социометрические методики исследования групп и первичных коллективов  используются социальными психологами  и социологами для исследований на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах, а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема межличностных отношений и психологической совместимости имеет важное значение (например, космических экипажей, экипажей антарктических экспедиций).

 

Социометрическая  техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы, совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и т. д.

По числу  полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива.

Одним из важнейших условий надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Существуют специфические особенности процедуры социометрического опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование проводится в малой социальной группе (исследователь должен четко обозначить границы группы, в которой проводится исследование), во-вторых, с тем, что изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие жизненные интересы каждого из членов группы. Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку - в течение некоторого периода (одна - две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов - в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов. Также для достижения надежных результатов следует придерживаться следующих требований:

- границы обследуемой группы  должны быть четко обозначены;

- группа должна иметь определенный  опыт совместной деятельности;

- опрос членов группы должен  проводиться посторонним для данного коллектива лицом;

- все выборы членами группы  должны делаться самостоятельно;

- вопросы должны формулироваться  таким образом, чтобы они  были понятны всем членам группы.

 

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы». Социометрический опрос отличается от обычного, ведь в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом является фамилия или номер, под которым зашифрована фамилия. При обычном опросе респонденты после обработки материала распределяются по данному признаку; в социометрическом же опросе создается структура отношений.

 

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает  построение социоматриц и социограмм.

Социоматрица представляет собой  таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Наглядно характер межличностных  отношений может быть отражен  на социограмме. Социограмма - специальный  график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично об ее психологическом климате.

Социограмма представляет собой совокупность концентрических  окружностей, внутри которых размещаются  номера фамилий членов исследованной  группы и соединяются между собой  стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причем индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому - в следующем кольце снаружи и т. д.

 

Несомненно, достоинством данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы

 

 


Информация о работе Социометрические методы