Методы исследования психологических явлений. Возможности социометрических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 07:20, контрольная работа

Описание работы

"В науке всегда есть объект познания и субъект познания. Но в психологии оба они - люди. Поэтому психология - это познание человечеством собственной природы. А отсюда следует и характерная черта психологии - это то, что человек знакомиться с ней на практике, в быту. Каждый человек - в какой то мере психолог. И психологом он становится в детском возрасте"

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Методы психологии 4
1.1 Метод наблюдения 4
1.2 Метод опроса 6
1.3 Физиологический метод 7
1.4 Тесты 8
1.5 Экспериментальный метод 9
1.6 Математический метод 10
Глава 2. Социометрический метод 11
2.1 Теоретические основы метода социометрических исследований 13
2.2 Социометрическая процедура 14
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

государственный институт

 

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Психология»

на тему: "Методы исследования психологических явлений. Возможности социометрических исследований"

 

 

 

Выполнил студент группы

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013 г.

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Методы психологии 4

1.1 Метод наблюдения 4

1.2 Метод опроса 6

1.3 Физиологический метод 7

1.4 Тесты 8

1.5 Экспериментальный метод 9

1.6 Математический метод 10

Глава 2. Социометрический метод 11

2.1 Теоретические основы метода социометрических исследований 13

2.2 Социометрическая процедура 14

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"В науке всегда есть объект познания и субъект познания. Но в психологии оба они - люди. Поэтому психология - это познание человечеством собственной природы. А отсюда следует и характерная черта психологии - это то, что человек знакомиться с ней на практике, в быту. Каждый человек - в какой то мере психолог. И психологом он становится в детском возрасте"1

Психология - разумное слово  о душе или наука, о душе (психике).

Психика - это субъективное отражение реальности, отражение  мира в котором субъект живет  и действует.

Психика нужна для регуляции  собственного поведения, управления собой. Так же можно сказать психика это отражение реальности необходимой субъекту для жизни и деятельности в ней, для управления своим поведением.

Психикой обладает субъект, как человек, так и животное, но сознанием может обладать только человек, т.к. сознание способно отражать не только мир, но и себя в этом мире.

Сознание - это способность  дать субъективный отчёт о себе.

Психология делится на общую психологию и дифференциальную психологию (индивидуальную).

Психолог - представитель  науки, пользуется различными методами, для достижения результата. Далее  мы и будем рассматривать методы, которыми пользуются в психологии для  достижения определенных результатов.

 

Глава 1. Методы психологии

 

"Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, так называемое объективное, наблюдение может в свою очередь подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением. Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик"2 Собранные и используемые в настоящее время методы психологических исследований можно разделить на шесть основных групп: методы наблюдения; методы опроса; физиологические методы; тесты; экспериментальные методы; математические методы"3

1.1 Метод наблюдения

 

"Методы наблюдения основаны на получении знаний о психологии человека путем наблюдения непосредственно за самими психическими явлениями в том их виде, в котором они представлены в сознании человека, или за теми внешними признаками, в которых проявляется психология человека. В первом случае выводы о психических явлениях делаются на основании анализа того, как психические явления выступают в сознании переживающего их человека. Во втором случае выводы о психологии человека, например его высказываний, действий, реакций и поступков.

В группу методов наблюдения входят самонаблюдение, наблюдение со стороны, свободное наблюдение, стандартизированное  наблюдение и включенное наблюдение. Самонаблюдение - это наблюдение человека за самим собой. Человек может  наблюдать за тем, что происходит в его душе (собственном сознании), и затем подробно описывать свои мысли, образцы, ощущения и переживания. Этот метод исследования получит название интроспекция и широко использовался в старой эмпирической психологии, в том числе в экспериментальной психологии В. Вундта и его последователей в XIX и начале XX в.

Наблюдение со стороны - наблюдение психолога за поведением того человека, психику которого изучает. Данный вид  наблюдения можно вести невооруженным  глазом или с использованием специальных  приборов, регистрирующих поведение  другого человека, например аудио - видео технической записи. Свободным называют такое наблюдение, при котором все связанные с наблюдением вопросы решаются в ходе самого наблюдения. Включенным называют наблюдение, при котором сам наблюдатель (психолог исследователь) участвует в том процессе, в котором он ведет наблюдение за людьми"4

метод исследование психология тест

 

1.2 Метод опроса

 

"Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется  в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и  реакциями человека, отвечающего  на вопросы. Этот вид опроса позволяет  глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует  специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени  на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно  зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих  лиц в ситуации опроса. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность  устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов  на них заранее не ограничен определенными  рамками. Опрос данного типа позволяет  достаточно гибко менять тактику  исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные  ответы. В свою очередь стандартизированный  опрос, при котором вопросы и  характер возможных ответов на них  определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос"5

 

1.3 Физиологический метод

 

"Физиологические методы изучения психических явлений использование разнообразных физических или физиологических реакций организма для получения информации об исследуемых психических явлениях. При этом предполагается, что соответствующие физические или физиологические реакции однозначно связанны с изучаемыми психическими явлениями и их анализ дает возможность делать надежные и достоверные выводы о данных явлениях. При использовании физиологических методов нередко обращаются к специальным приборам, которые позволяют регистрировать и обрабатывать соответствующие физические или физиологические реакции организма. Сюда относятся приборы, записывающие и обрабатывающие электрическую и магнитную активность головного мозга, активность мышечной системы, активность сердечно сосудистой и дыхательной систем, кожно-гальваническую реакцию и ряд др.

Поначалу для названия данной группы методов использовалось словосочетание "объективные методы". Это понятие противопоставляло данные методы так называемым субъективным методам, основанным на использовании только наблюдения и создания человека. Однако термин "объективный" также означает "истинный" и "достоверный", а слово "субъективный" - "ошибочный" или "ложный". Вместе с тем информация, получаемая с помощью так называемых субъективных методов, оказывается на поверку не менее истинной и достоверной, чем информация, получаемая с помощью объективных методов. Поэтому со временем от термина "объективные методы" пришлось отказаться"6

 

1.4 Тесты

 

"Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста:

  • тест-опросник
  • тест-задание
  • тест-опросник
    • тест-задание"7

"Тесты - это стандартизированные методы психологического исследования, позволяющие получать точные количественные и качественные данные об изучаемых психических явлениях. Слово "тест" в переводе с английского буквально означает "испытание", "проба". Следовательно, при характеристике такого метода психологического исследования, как тест, имеется ввиду то, что с его помощью можно изучить и точно оценить уровень развития у человека того или иного психологического свойства. С помощью тестов интеллекта оценивается уровень интеллектуального развития человека, а с помощью тестов личности - степень развития у человека тех или иных личностных свойств, например способностей, свойств темперамента, черт характера, мотивов поведения, потребностей"8

1.5 Экспериментальный метод

 

"Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности  эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных  условиях, где экспериментатор практически  не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент  предполагает создание некоторой искусственной  ситуации, в которой изучаемое  свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют  типичному жизненному поведению  индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности  строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни"9

1.6 Математический метод

 

"10Математические методы заимствованы из математики и используются в психологии для того, чтобы придать имеющимся в этой науке данным точное количественное выражение. В свою очередь математические методы исследования делят на две основные группы: методы математической статистики и методы математического моделирования. Методы математической статистики позволяют вести количественные расчеты, получать количественные показатели и определять математические закономерности, скрытые за теми данными, которые психолог добывает в ходе проводимых им исследований. Методами математического моделирования называют такие методы, с помощью которых психологические законы представляется в виде математических формул и выражений.

В связи с увеличением  количества психологических наук и  расширением сферы использования  психологических знаний в практике психология как наука постоянно  обогащается новыми методами исследования. Например, за последние несколько  десятков лет в арсенале методов  психологического исследования вошли  методы, основанные на использовании  компьютерной техники и современных  средств электронной связи"

 

Глава 2. Социометрический метод

Метод социометрических измерений  или Социометрия используется для  диагностики межличностных и  межгрупповых отношений в целях  их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно  изучать типологию социального  поведения людей в условиях групповой  деятельности, судить о социально-психологической  совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный  американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так  назвал этот метод. Совокупность межличностных  отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую  структуру, характеристики которой  во многом определяют не только целостные  характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Метод социометрических измерений  позволяет получить информацию о:

    • социально-психологических отношениях в группе;
    • статусе людей в группе;
    • психологической совместимости и сплочённости в группе.

Вместе с официальной  или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая  структура неофициального или неформального  порядка, формирующаяся как система  межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой  структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Информация о работе Методы исследования психологических явлений. Возможности социометрических исследований