Социометрия, матрица, социограмма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Содержание работы

1. Социометрическая процедура_______________________С. 2
2. Социометрическая матрица_________________________С. 7
3. Социограмма_____________________________________С. 8
Список используемой литературы______________________С. 16

Файлы: 1 файл

Катя Социометрия,матрица,социограмма.docx

— 185.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Социометрическая процедура_______________________С. 2

2. Социометрическая матрица_________________________С. 7

3. Социограмма_____________________________________С. 8

Список используемой литературы______________________С. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социометрическая процедура

Одним из самых распространенных, доступных, наглядных и легких в  практическом применении методов анализа  межличностных отношений в группе является социометрия. Этот метод позволяет определить положение человека в системе внутригрупповых «координат», неявных оценок, симпатий и взаимоотношений.

Социометрия (метод социометрических измерений) используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

 С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Метод социометрических измерений позволяет получить следующую информацию:

1) о социально-психологических отношениях в группе;

2) о статусе людей в группе;

3)  о психологической совместимости и сплоченности в группе.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Рассмотрим этот метод более подробно.

Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я. (Дж). Л. Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода.

Житейская мудрость подсказывает: чтобы понять взаимоотношения людей, нужно понаблюдать, кто с кем  обедает. Практичность этого способа «психодиагностики» очевидна всем. Около 500 девушек (различных национальностей, культур и вероисповеданий) из «проблемных» семей проживали в учебно-воспитательной колонии в городе Хадсон близ Нью-Йорка. Благодаря усилиям состоятельных попечителей бытовые условия в колонии были очень хорошими, воспитанницы имели возможность учиться и работать, за ними постоянно присматривали педагоги. Несмотря на это, в колонии царила нездоровая атмосфера: постоянно вспыхивали ссоры, конфликты, недовольные девушки регулярно предпринимали попытки сбежать.

Приехав в колонию, Якоб Морено первым делом отправился в столовую. Понаблюдав за происходящим, Морено предложил  девушкам самим выбрать, с кем  бы они хотели обедать вместе, и  пересесть (за каждым столом одновременно могло сидеть четыре человека). Когда суматоха улеглась и беготня прекратилась, оказалось, что у некоторых столов теснились по семь-восемь воспитанниц, а за многими скучали по одной-две. «Пасьянсы» взаимоотношений разложились с ошеломляющей очевидностью.

Возможно, это всего лишь одна из тех легенд, которыми обрастает  каждое серьезное научное открытие, но такие наблюдения за естественным поведением людей и легли в  основу предложенных Я. Морено методов - социометрии и психодрамы.

Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни.

Предметная область социометрии - эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии.

"Микросоциология, - писал Морено, - фактически возникла с появлением моей теории "социальной микроскопии". В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии". Изучение "первичных атомистических структур человеческих отношений" рассматривалось Морено как "предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований". Одно из центральных понятий этой теории - теле, - термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть "общей  теории социометрии" состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Метод социометрии включает в себя несколько этапов: сбор предварительной  информации о группе, проведение социометрического  опроса, анализ и интерпретация полученных данных. Наблюдение необходимо для  сбора первичной информации, постановки цели исследования и правильного  выбора вопросов.

Безусловно, участие в  опросе может быть только добровольным. Приходится специально оговаривать  это общее правило проведения психологических исследований, потому что вопросы, на которые предлагается ответить испытуемым, затрагивают эмоциональные  стороны межличностных отношений  в группе. На практике встречаются  случаи, когда испытуемый затрудняется с ответами, либо вообще отказывается от участия в тестировании. Это его право (и, возможно, повод для менеджера по персоналу и для непосредственного руководителя поговорить с человеком, что называется, «по душам»).

Сама процедура социометрического  опроса очень проста, тем не менее, она предполагает соблюдение определенных норм и требований. Одно из основных условий - персонифицированное участие. Этот метод не может применяться  анонимно, иначе просто невозможно будет интерпретировать полученные результаты.

Есть определенные требования в отношении состава группы: ее границы должны быть четко обозначены (сотрудники только одного отдела или  члены одной бригады и т. п.); необходимо, чтобы «возраст» группы составлял не менее двух-трех месяцев (в литературе часто встречается требование - не менее полугода).

Не следует проводить  социометрию в течение двух-трех недель после какого-либо корпоративного мероприятия, поскольку «последействие», «эмоциональный шлейф» неформальной вечеринки  может заметно исказить результаты.

Есть и требования в  отношении специалиста, который  проводит социометрический опрос: он не может быть членом данной группы и  при этом должен пользоваться ее доверием.

Для проведения социометрического  опроса участники (члены исследуемой  группы) собираются в отдельном помещении. Менеджер по персоналу зачитывает инструкцию, затем испытуемые заполняют бланк (приложение 1), как правило, на это требуется не более пяти минут. Им предлагается по своему усмотрению выбрать (включить в группу) троих сотрудников и троих - исключить из ее состава (отклонить). Участникам рекомендуется делать не более трех выборов и трех отклонений, меньшее количество вариантов допустимо, не принимаются только формулировки «всех» и «никого».

В бланке напротив фамилии  каждого выбранного/отклоненного члена  группы указываются характеристики (качества), на основании которых («за что») сделан выбор/отклонение. Характеристики могут формулироваться в произвольной форме, своими словами - так, как испытуемые объясняли бы выбор своим знакомым.

Суть предложения (или  вопроса) может меняться, главное, чтобы  он был сформулирован просто, четко  и однозначно понимался всеми  участниками. В литературе чаще всего  предлагается такой вариант вопроса  для выбора: «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» Как показывает опыт автора, такая формулировка плохо  «работает» со взрослыми людьми, тем более - в контексте серьезных деловых взаимоотношений. Чтобы не дискредитировать сам метод, лучше подбирать более реалистичные вопросы и предложения.

2. Социометрическая матрица

Далее на основании бланков  с ответами участников заполняется социометрическая матрица - таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов (приложение 2). Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрицу вносятся фамилии испытуемых.

В матрицу переносятся  данные из каждого индивидуального  бланка: напротив фамилии выбираемого/отклоняемого в крайнем правом вертикальном столбце  записывается соответствующая характеристика (качество). На практике встречаются  различные характеристики; по их направленности можно сделать вывод, какие ценности доминируют в группе - профессиональные, эмоциональные, личностные и т. п.

Чтобы удобнее было работать с данными, выборам и отклонениям  присваиваются численные значения (баллы) (приложение 1). Иногда целесообразно ограничиться только «первым» выбором и отклонением, соответственно присвоив им (+1) и (–1) балл. Обработка и в первом и во втором случае не представляет трудностей. В матрице для каждого члена группы подсчитывается сумма полученных выборов и сумма полученных отклонений. На основании этих показателей можно строить «рейтинги популярности», определять позиции участников в структуре межличностных отношений, выделять подгруппы и т. п.

При желании можно провести более подробный анализ данных. Исследователи  рекомендуют рассчитывать специальные  индексы (приложение 3), наиболее используемые из них на практике - индекс социометрического статуса индивида в группе (S) и индекс групповой сплоченности (Сn).

Если перед эйчаром не стоит цель провести фундаментальные научные исследования, то индекс социометрического статуса рассчитывать не обязательно, достаточно определить суммарные значения выборов и отклонений по каждому члену группы. Это «менее научно», но более практично - показателем, по которому сравниваются между собой позиции всех членов группы (и основанием для ранжирования) является именно количество выборов/отклонений.

Использовать индекс групповой  сплоченности полезно для сравнения  результатов по двум (и более) группам. В таких случаях он может рассматриваться в качестве единицы измерения.

3. Социограмма

На основе заполненной  социометрической матрицы строится социограмма. Социограмма -  схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

- групповые

- индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

 конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.

"социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Информация о работе Социометрия, матрица, социограмма