Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:45, реферат
С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
1. Социометрическая процедура_______________________С. 2
2. Социометрическая матрица_________________________С. 7
3. Социограмма_____________________________________С. 8
Список используемой литературы______________________С. 16
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Она позволяет визуализировать результаты, наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе. Можно строить индивидуальные и групповые социограммы. На практике индивидуальные социограммы используются редко (ее есть смысл построить разве что для сравнения руководителей разных групп одного уровня), так как групповая социограмма полностью отображает всю картину групповых взаимоотношений.
Наиболее распространенный вид социограммы - «мишень» (приложение 4). Она представляет собой набор концентрических окружностей, число которых соответствует наибольшему количеству выборов для одного члена группы. В приведенном примере (приложение 2) член группы Алешин имеет наибольшее количество выборов - два. В этом случае мишень состояла бы из двух окружностей.
Многолетняя практика применения социометрического метода позволяет утверждать, что построение социограммы вида «мишень» не вызывает особых сложностей (даже в группе из 15 человек максимальное количество выборов редко превышает 10). Если группа состоит из 15–20 человек, то для ее построения нужно использовать лист ватмана подходящего формата - А3 (420x297), так как на социограмме будет много линий. Мужчин и женщин желательно отображать с помощью разных значков (например, и ). Внутри такого значка указывается номер участника, соответствующий его порядковому номеру в матрице. Наносить данные на социограмму автор рекомендует в том порядке, в каком они записаны в матрице, а не в зависимости от количества полученных выборов (в таком случае меньше вероятность ошибки).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения - синими. Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне, целесообразно использовать более толстые линии.
Рекомендуется делать первоначальный вариант социограммы карандашом, это позволит в случае необходимости изменять расположение отдельных значков и стрелок. Можно посоветовать располагать имена участников равномерно по всей плоскости социограммы. Научиться компоновать наглядную, удобную для работы и «красивую» социограмму поможет только опыт.
«Мишень» хороша максимальной наглядностью: даже при большом количестве участников сразу видны взаимные выборы и отклонения, частота выборов и отклонений. Важно и общее впечатление от схемы, которое создает преобладание того или иного цвета, общее количество стрелок.
Данные социометрических исследований позволяют выявить формальные и неформальные связи в группе, увидеть конфигурацию реальных человеческих взаимоотношений. Это дает руководителям возможность конструктивно влиять на человеческие взаимоотношения, определять центры сопротивления при трансформации организационной структуры или изменении целей организации, эффективно разрешать конфликты и предупреждать их возникновение и т. д.
Я. Морено считал, что в результате действия сил эмоционального «притяжения» и «отталкивания» формируется «социальный атом» человека, который включает в себя все его отношения с окружающими людьми. Взаимодействие «социальных атомов» определяет «социостаз» - внутреннюю социоэмоциональную структуру группы.
С помощью социометрии
можно достаточно точно определить
положение (статус) человека, его место
в неформальной «табели о рангах».
Социальный статус личности в группе
и состояние самой группы зависят
от неявных эмоциональных связей
и отношений людей, таких как
симпатия, антипатия или относительное
безразличие. Эмоциональные предпочтения
людей распределяются неравномерно:
в любой группе на немногих ее членов
(«звезд») приходится большая часть
положительных выборов, в то время
как большинство членов группы выбирается
редко и оказывается в
В «звезды» попадают члены группы, получившие максимальное количество выборов (max ±2). Члены группы, получившие по результатам социометрии большое или среднее количество выборов, относятся к категории «предпочитаемых»; те, кого выбирали редко, - к «принятым»; те, кого не выбрали ни разу, - к «изолированным». Члены группы, получившие только отклонения, попадают в категорию «отверженных». В таком случае речь может идти о неприятии данного человека группой либо о том, что он себя никак не проявляет, избегает контактов с коллегами.
Взаимные выборы показывают наличие дружеских, приятельских отношений. Взаимные отклонения практически однозначно указывают на наличие конфликта.
Как выяснили исследователи, распределение предпочтений в группах достаточно стандартно: в группе из 30 человек в «звезды» попадает не более трех-четырех, в «предпочитаемые» и «принятые» - по 10–12. В «изолированных» может оказаться до пяти человек, а «отверженные» встречаются не в каждой группе.
Все данные, полученные с помощью социометрии, носят относительный характер: они показывают распределение влияния, отношений и популярности внутри данной группы. Поэтому все характеристики - «лидер», «предпочитаемый», «принятый», «изолированный», «отверженный» - имеют смысл только по отношению к данной группе. В другой группе (формальной или неформальной) человек может занимать иную позицию, иногда диаметрально противоположную. «Звезда» в бригаде строителей может оказаться «изолированным» в группе активистов профкома, а в группе любителей футбола - «предпочитаемым» и т. п. «Звезд» или «отверженных» вообще, вне определенной группы - не бывает.
Приложение 1 МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ Инструкция: Ваш отдел (бригада, проектная группа и т. п.) функционирует в составе компании как единый организм. Вы уже достаточно долго работаете вместе. За это время вы неплохо узнали друг друга, между вами сложились определенные деловые и личные отношения. Для того чтобы повысить эффективность деятельности группы и способствовать ее дальнейшему развитию, необходимо учитывать тонкости человеческих взаимоотношений. Социометрическое исследование направлено на изучение особенностей взаимоотношений в вашей группе и т. п.). Заполните, пожалуйста, бланк. Бланк для проведения социометрического опроса Ф.И.О. ______________________________ Возраст _________ Общий стаж работы (лет) ________ Пол Ж , М Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы выбрал(а)…
Если бы было можно самому выбирать сотрудников в отдел, я бы не выбрал(а)…
Таблица соответствия ранга выбора численному значению (в баллах)
|
Приложение 2
Cоциометрическая матрица
Приложение 3
Индекс социометрического статуса индивида в группе (S)
S =
∑ (R+ - R–) ,
n - 1
S - социометрический статус
данного члена группы;
R - полученные им выборы и отклонения;
n - кол-во членов в группе.
Индекс групповой сплоченности (Сn)
Сn =
К ,
∑BB
где
Сn - показатель групповой
сплоченности на эмоционально-межличностном
уровне;
К - общее число взаимных выборов, сделанных
членами группы;
∑BB - максимально возможное число
взаимных выборов в данной группе.
Показатель К определяется по социометрической матрице, а ∑BB рассчитывается по формуле:
∑BB =
n (n - 1),
2
где n - число членов группы.
Приложение 4
Cоциограмма-мишень
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева, - М.: Академия, 2010.
2. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. - М.: Академический Проект, 2007.
3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 2009
4. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: "Феникс", 2008.
5. Р. А. Золотовицкий. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 103-113.