Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:46, реферат
Значимость методологии и методов социологического исследования становятся все более актуальной проблемой в процессе сбора, обработки, и анализа получаемой информации. С течением времени, усложняются задачи, и возрастает значение средств, используемых наукой. Причиной тому становится возникновение новых форм, структур и организации социального взаимодействия индивидов внутри различного рода групп и всего общества в целом. Это провоцирует исследователей акцентировать своё внимание на самих средствах и методах, используемых ими в исследовательской практике. Одним из таких методов являются методы социально-психологического исследования.
Введение.
Значимость методологии и методов социологического исследования становятся все более актуальной проблемой в процессе сбора, обработки, и анализа получаемой информации. С течением времени, усложняются задачи, и возрастает значение средств, используемых наукой. Причиной тому становится возникновение новых форм, структур и организации социального взаимодействия индивидов внутри различного рода групп и всего общества в целом. Это провоцирует исследователей акцентировать своё внимание на самих средствах и методах, используемых ими в исследовательской практике. Одним из таких методов являются методы социально-психологического исследования.
В настоящее
время, среди наиболее распространенных
методов социально-
Социометрия
или Метод социометрических
Основоположник социометрии Дж. Морено (1892-1974) – американский психиатр, социальный психолог, исходил из необходимости создания « сквозной » науки, которая смогла бы охватить все уровни социума и которая бы включала в себя не только исследования социальных проблем, но и помогла бы их разрешению. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Совокупность межличностных
Для социометрического
исследования важно, чтобы любая
структура неформального
Социометрия как способ измерения и анализа социально-психологических характеристик в малых группах.
Малая группа
как объект исследования занимает особое
место в системе социальных наук.
Она концентрирует в себе целый
ряд важных проблем как социально-
Социальное взаимодействие, происходящее в малой группе и создающее социальную "микросреду" человека, является основным фактором формирования и воспитания личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее деятельности. Малая группа - важный элемент социальной системы в целом, она фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вовлечена, воплощает их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной основе.
Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе.
Термин "социометрия" происходит от латинского слова societas - общество и греческого metruin - измеряю и обозначает с одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.
Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
С помощью этого способа можно установить популярность - непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.
Особенности социометрической методики и социометрических вопросов.
Социометрическая техника исследования малой группы построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для какого либо рода взаимодействия.
По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) и их интенсивности (в соответствии со степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете, положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива, охваченных социометрическим изучением, число всех теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить интеграцию и сплоченность коллектива.
В процессе социометрии используются так называемые "социометрические вопросы". Отличие социометрического вопроса от обычного заключается в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность задает специфические способы представления информации (социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа социометрических данных. Первое из оснований для деления вопросов на типы - способ определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не отличаются от обычных. В том случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их. В этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать как один из специальных вариантов метода ранжирования. Второе основание - ограничено ли число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют параметрическими , а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы, - непараметрическим (вопрос 2, например)) Вопрос о том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Следующим является деление вопросов на обычные социометрические и аутосоциометрические (или гностические). Аутосоцио-метрические вопросы (их иногда называют "тестами социальной перцепции") предлагают респонденту оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы. Аутосоциометрическое направление является весьма перспективным, предоставляет интересные возможности для исследования структуры группы и активно развивается.
Деление вопросов на сильные (выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения) и слабые, а также общие (предлагающие выбор для длительной, более широкой и менее конкретной деятельности) и специфические (для более короткой и конкретной деятельности) вообще говоря, связаны между собой. Общие вопросы часто, но не всегда бывают сильными, а специфические вопросы часто бывают слабыми.
Однако специализация вопросов приводит к уменьшению их силы, значимости, увеличивает число вопросов в анкете и ставит задачу обобщения информации, полученной с помощью различных, но близких между собой специфических вопросов.
Процедура
проведения социометрического
Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Существуют специфические особенности процедуры социометрического опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование проводится в малой социальной группе (исследователь должен четко обозначить границы группы, в которой проводится исследование), во-вторых, с тем, что изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие жизненные интересы каждого из членов группы. Это предъявляет особые требования к уровню профессионализма социолога и этическому аспекту проводимых исследований. Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку - в течение некоторого периода знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов - в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.
Кроме того важно соблюдение следующих правил социометрического обследования:
* границы
обследуемой группы должны
* опрос членов
группы должен проводиться
* все выборы
членами группы должны
* вопросы
должны формулироваться таким
образом, чтобы они были
* критерии должны быть существенны для членов группы.
Проблема
анонимности ответов в
Понятия и процедуры.
Рассмотрим Основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.
Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.
В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или обратным) и нулевым (отсутствие выбора).
Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.
Разновидности критериев:
Социометрические критерии разделяются на два основных класса:
коммуникативные - критерии общения (“социометрические тесты”) и
гностические - познавательные критерии (“тесты социальной перцепции или социального восприятия”).
Коммуникативные используются для
того, чтобы описать, замерить реальные
или воображаемые отношения в
группе, выявить, как каждый член группы
видит свое непосредственное окружение.
Гностические предназначены для
отражения представлений
Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первые - замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей. Вторые - приоткрывают перед исследователем “вход” в сферу неформальных отношений. Примером коммуникативного официального критерия является вопрос: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?”, коммуникативного неофициального - “С кем из Ваших коллег Вы поделились бы личными переживаниями по поводу разлада в семье?”. Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения: “Кто из членов Вашей бригады выбрал бы Вас в качестве бригадира?” (гностический официальный критерий), “Кто из Ваших коллег поделился бы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты в семье?” (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, то есть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов. Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующие негативное отношение одного человека к другому, отверженцу.