Социометрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Значимость методологии и методов социологического исследования становятся все более актуальной проблемой в процессе сбора, обработки, и анализа получаемой информации. С течением времени, усложняются задачи, и возрастает значение средств, используемых наукой. Причиной тому становится возникновение новых форм, структур и организации социального взаимодействия индивидов внутри различного рода групп и всего общества в целом. Это провоцирует исследователей акцентировать своё внимание на самих средствах и методах, используемых ими в исследовательской практике. Одним из таких методов являются методы социально-психологического исследования.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по методологии и методам социологических исследований.docx

— 88.18 Кб (Скачать файл)

Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?” (положительная часть критерия), “Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?” (отрицательная часть критерия).

Укажем еще одну разновидность  социометрических вопросов: критерии ранжирования. Они создают возможность  для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, “Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу (в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь)” и т. д.

Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных  отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные “шумы” в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:

чем меньше организованы взаимоотношения  в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это  касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;

число применяемых критериев зависит  от того, насколько давно члены  группы знают друг друга, от опыта  общения.

 Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.

Социометрическая  карточка может выглядеть таким  образом:

Критерии

Выборы

1. 

       

2. 

       

3. 

       

4. 

       

При опросе нежелательно присутствие посторонних  или официальных лиц, так как  это может исказить достоверность  информации.

После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она  имеет три этапа: табличный, графический  и индексологический.

Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.

В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.

На основе социоматрицы строится социограмма.

Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.

Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:

тот, кого выбирают

тот, кто  выбирает

и он выбирает, и его

положительный выбор 1-го лица

отрицательный выбор 1-го лица

взаимный  положительный выбор

взаимный  отрицательный выбор

обозначения пола (мужской, женский) респондентов.

 

Типы социограмм:

а) произвольного  вида - показывает комбинацию межличностных  отношений с наиболее удобным  для восприятия расположением членов группы:

б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;

в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.

Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Сопиограмма произвольного вида представляет собой следующее:

Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.

Социометрические  индексы служат для выявления  количественных характеристик отношений  в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).

Основными П.С.И. являются: индекс социометрического  статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной  экспансивности (для выбирающего) и  индекс адекватности оценки своего положения  в группе.

Социометрический  статус - это характеристика позиции  члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная  способность к лидерству. Такой  индекс может быть положительным  и отрицательным.

Индекс положительного статуса определяется по формуле:

Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:

где B+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, B- - количество полученных им отрицательных выборов, N - число членов группы.

Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности  определять отношения симпатии и  антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени  общительности респондента.

Данный индекс может быть общим, положительным  и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:

где V+ - количество сделанных респондентом положительных выборов, V- - количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы

Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической  процедуре социометрии.

Индекс адекватности оценки респондентом своего положения  в группе используется, если исследование предусматривало применение как  коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:

A = P / Q

где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.

Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной  экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).

Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:

где V+N - сумма всех положительных выборов в группе, V-N - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.

Индекс психологической  взаимности выборов характеризует  во многом степень групповой сплоченности. Более точно, он выражает «удельный  вес» положительной взаимности отношений  в группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %). Определяется по формуле:

где X+ - число положительных взаимных связей в группе.

Методы социометрии.

Огромное число социологических  задач связано с изучением  процессов, происходящих в малых  группах (например, бригады, небольшие  участки, малые предприятия различных  форм собственности). Далее - процессы налаживания взаимоотношения в  семье или объединении неполных семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологии малых групп  традиционно изучаются явления, события, характерные для жизнедеятельности  постоянных и временных учебных  коллективов: класс в школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенные по интересам в различных кружках и т.д. Если говорить о внепроизводственных социальных образованьях, при исследовании которых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познания механизмов создания и функционирования малых групп, то отметим общественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельных ситуациях они объединяют под своими знаменами большое количество людей. Однако в центре или центрах подобных движений стоят относительно небольшие группы, которые в значительной мере определяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию его поведения.

При изучении малых групп используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии. Социометрия - метод сочетания опросной методики и алгоритмов специальной обработки первичных измерений, который сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Основная заслуга в создании определенной методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено.

В соответствии с социометрической методикой всем членам изучаемой  группы задается один или два вопроса. Например: “С кем из членов вашей  группы Вы посоветовались бы по интимному  вопросу?”. При этом предлагается сделать  один или несколько выборов в  порядке предпочтения. Затем исследователем фиксируется структура межличностных  отношений и строятся социограммы. В зависимости от целей исследования может быть измерена и сплоченность группы. Для этого определяется индекс сплоченности по формуле:

 

где  åXij  - общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы;

 åXijmax - максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле:              

                                                          

где n - число членов в изучаемой  группе.

Все начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения.

Критерий должен быть индикатором  взаимоотношений.

Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты или интервью, в своем строении по форме должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к вопросам социологических  анкет. Одновременно на него распространяются и другие требования.

Он должен:

нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;

быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;

содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;

включать в себя предложения  по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности  участия в создании, реорганизации  группы.

 

 

Заключение.

Несомненное достоинство данного метода в  том, что внутригрупповые отношения  получают конкретное выражение в  виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Социометрия обозначает с  одной стороны отрасль социальной психологии и социологии, изучающую  межличностные отношения в малых  группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и  антипатий внутри группы, а с другой стороны - прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование  соответствующего инструментария для  решения практических задач. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей  характеристикой группы, так как  представляют собой лишь описание сложившихся  межличностных предпочтений, отношений  симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках  предлагаемых вопросов. И наконец, социометрия  не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой группы. Социометрия, как и другие методы социологии постоянно развиваются и совершенствуются. Перспективы дальнейшего их развития прежде всего связаны с совершенствованием процедуры сбора информации и ее анализа, использования языка теории графов и современной вычислительной техники, сочетания социометрических и других методов изучения малых групп.


Информация о работе Социометрия