Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 21:46, реферат
Значимость методологии и методов социологического исследования становятся все более актуальной проблемой в процессе сбора, обработки, и анализа получаемой информации. С течением времени, усложняются задачи, и возрастает значение средств, используемых наукой. Причиной тому становится возникновение новых форм, структур и организации социального взаимодействия индивидов внутри различного рода групп и всего общества в целом. Это провоцирует исследователей акцентировать своё внимание на самих средствах и методах, используемых ими в исследовательской практике. Одним из таких методов являются методы социально-психологического исследования.
Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точно определить взаимоотношения в малой группе. Вот образец коммуникативного официального дихотомического критерия: “Кого из членов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?” (положительная часть критерия), “Кого из членов Вашей бригады Вы не хотели бы видеть в качестве бригадира?” (отрицательная часть критерия).
Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов: критерии ранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы. Например, “Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу (в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь)” и т. д.
Легко понять, что на основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе. С другой стороны, большое число критериев способно утомить отвечающего, внести различные “шумы” в первичную информацию. Поэтому среди других аспектов важен и вопрос о числе социометрических критериев. Практика социометрических опросов выработала следующие рекомендации:
чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами;
число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от опыта общения.
Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной форме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.
Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:
№ |
Критерии |
Выборы | ||
1. |
||||
2. |
||||
3. |
||||
4. |
При опросе нежелательно присутствие посторонних или официальных лиц, так как это может исказить достоверность информации.
После того, как карточки заполнены и собраны, начинается их обработка. Обычно она имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки данных - составление социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.
В том случае, если социометрические критерии относились к совершенно различным областям взаимоотношений в группе (например, «работа», «учеба», «отдых»), делается две или более социоматрицы.
На основе социоматрицы строится социограмма.
Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии. Позволяет нагляднее выразить и глубже проанализировать групповые взаимосвязи.
Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:
тот, кого выбирают
тот, кто выбирает
и он выбирает, и его
положительный выбор 1-го лица
отрицательный выбор 1-го лица
взаимный положительный выбор
взаимный отрицательный выбор
обозначения пола (мужской, женский) респондентов.
Типы социограмм:
а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:
б) концентрическая или «мишеневая» - представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;
в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.
Выбор типа социограммы определяется задачами исследования. Сопиограмма произвольного вида представляет собой следующее:
Анализ социограммы начинается обычно с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем - взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбравших друг друга. Особое внимание обращают на наличие «отверженных» или «изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе. Различают индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).
Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.
Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.
Индекс положительного статуса определяется по формуле:
Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
где B+ - количество полученных тем или другим членом группы положительных выборов, B- - количество полученных им отрицательных выборов, N - число членов группы.
Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.
Данный индекс может быть общим, положительным и отрицательным. Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:
где V+ - количество сделанных респондентом положительных выборов, V- - количество сделанных им отрицательных выборов, N - число членов группы
Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.
Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев. Он рассчитывается по формуле:
A = P / Q
где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.
Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов (сплоченности группы).
Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:
где V+N - сумма всех положительных выборов в группе, V-N - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.
Индекс психологической
взаимности выборов характеризует
во многом степень групповой
где X+ - число положительных взаимных связей в группе.
Методы социометрии.
Огромное число
При изучении малых групп используются
различные социологические
В соответствии с социометрической
методикой всем членам изучаемой
группы задается один или два вопроса.
Например: “С кем из членов вашей
группы Вы посоветовались бы по интимному
вопросу?”. При этом предлагается сделать
один или несколько выборов в
порядке предпочтения. Затем исследователем
фиксируется структура
где åXij - общая сумма взаимных выборов, сделанных членами группы;
åXijmax - максимально возможное число взаимных выборов, которое вычисляется по формуле:
где n - число членов в изучаемой группе.
Все начинается с выбора, создания социометрического критерия, то есть вопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегда сложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериев становится задачей, требующей при своем решении и знания общих законов функционирования малых групп и понимания, учета конкретных особенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владения техникой измерения.
Критерий должен быть индикатором взаимоотношений.
Социометрический критерий, будучи
одним из вопросов анкеты или интервью,
в своем строении по форме должен
удовлетворять общим
Он должен:
нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;
не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъекту обязательно известны;
быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, то большинству;
содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членов группы;
включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;
убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.
Заключение.
Несомненное
достоинство данного метода в
том, что внутригрупповые отношения
получают конкретное выражение в
виде таблиц, схем, графиков, числовых
величин. Социометрия обозначает с
одной стороны отрасль