Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 04:36, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Содержание работы

Введение 2-3
Понятие социология 4
Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений 5-13
Заключения 14-15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Конрольная работа по социологии.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение                                                                                                 2-3

Понятие социология                                                                                 4

Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений       5-13

 Заключения                                                                                        14-15

Список используемой литературы                                                        16                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Работа посвящена теме «Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений". С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  механическое соединение различных  механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

 Целью исследования  является изучение темы "Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений ". В рамках  достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

Изучить соотношения общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социология

Социология в общем виде - наука об обществе. С древности на протяжении многих веков социологические проблемы ставились философией. Термин социология появился в 19 веке, его ввел в употребление Огюст Конт, подразумевая под социологией самостоятельную науку, построенную по образцу естественных наук.

 Появление этого термина  ознаменовало новый период в  развитии знаний об обществе. С этого времени чаще стали  проводится социологические исследования по мере развития методов сбора социологических исследований и количественной обработки. Социологические исследования стали охватывать новые области общественной жизни – политику, культуру, право и т.д. Постепенно в социологии сформировалось более 40 предметных областей: социологии города, деревни, возраста, науки, возраста, средств массовой коммуникации, труда и т.д.

 Социология – это  наука о законах функционирования  и развития общества, как целостной  соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Социология изучает законы функционирования и развития социальных систем, также изучает более частные законы отдельных социологических сфер. Социология изучает закономерное, повторяющее, устойчивое, то, что не зависит от сознания людей, объективную социальную реальность. Социология не может не изучать личность человека в группе, в обществе, изучает социологические поведения.

 

 

 

Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий

Социология является дифференцированной и структурированной системой знания.

Система – упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность. Именно в четкой структурированности и целостности системы социологии и проявляется внутренняя институционализация науки, характеризующая ее как самостоятельную. Социология как система включает в себя следующие элементы:

1) социальные факты –  научно обоснованные знания, полученные  в ходе исследования какого-либо  фрагмента реальности. Социальные факты устанавливаются посредством других элементов системы социологии;

2) общие и специальные  социологические теории – системы  научного социологического знания, направленные на решение вопроса  о возможностях и пределах  познания общества в определенных аспектах и развивающиеся в рамках определенных теоретико-методологических направлений;

3) отраслевые социологические  теории – системы научного  социологического знания, направленные  на описание отдельных сфер  жизни общества, обоснование программы конкретных социологических исследований, обеспечение истолкования эмпирических данных;

4) методы сбора и анализа  данных – технологии получения  эмпирического материала и его  первичного обобщения.

Однако помимо горизонтальной структуры, системы социологического знания четко дифференцированы по трем независимым уровням.

1. Теоретическая социология (уровень фундаментальных исследований). Задачей является рассмотрение  общества как целостного организма, раскрытие места и роли социальных  связей в нем, формулировка основных принципов социологического познания, основных методологических подходов к анализу социальных явлений.

На этом уровне происходит выявление сущности и природы социального феномена, его исторической специфики, сопряженность с различными сторонами общественной жизни.

2. Специальные социологические  теории. На этом уровне располагаются  отрасли социального знания, имеющие  своим предметом исследование  относительно самостоятельных, специфических  подсистем социального целого  и социальных процессов.

Виды специальных социальных теорий:

1) теории, изучающие законы  развития отдельных социальных  общностей;

2) теории, раскрывающие закономерности  и механизмы функционирования  общностей в тех или иных  сферах общественной жизни;

3) теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма.

В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру — это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования.

Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования — эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.

Общая социологическая теория (теоретическая социология). Предмет ее исследования — общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции.

Специальные (частные) социологические теории. Они рассматривают формы проявления и механизмы действия в разных сферах жизни общества общих и специфических законов, которые являются специфическими для данной общественно-экономической формации, и законы, которые находят свое выражение только в этой сфере. А также изучают различные системы общественных отношений (образ жизни, классовая структура общества, национальные отношения, личность и общество) и различные сферы социальной жизни (труд, быт, культура, семья и т.д.). Все формы общественных отношений и общественной жизни внутренне связаны между собой, но у каждой своя специфика.

Для содержания специальных социологических теорий характерно, во-первых, установление объективных взаимосвязей данной предметной области (то есть сферы общественной жизни, процесса) с целостностью общественной системы на данной и будущих стадиях ее развития, а во-вторых, выявление специфических, присущих только данной предметной области внутренних закономерностей и взаимосвязей.

Специфику частных социологических теорий составляет не только то, что они изучают частные, а не общие социальные явления, а также и то, что их внимание сосредоточивается на элементах социальной системы, которые непосредственно связаны главным образом с человеком.

Предмет специальных социологических теорий — относительно самостоятельные сферы социальной жизни, разные виды социальной деятельности, существующие социальные общности, а также закономерности их функционирования и развития.

Специальные социологические теории по сравнению с общей социологической теорией имеют более узкую область применения.Каждая специальная теория изучает какую-то относительно автономную сферу общественной жизни, закономерности и тенденции их развития, механизмы действия.

Указанные теории — это многослойное образование, которое обусловливает ряд причин: различие предметов, природа возникновения, направленность функционирования. На основе этих признаков социологи выделяют следующие группы специальных социологических теорий:

1. Специальные социологические  теории, изучающие основные формы  и виды человеческой деятельности. Это социология досуга, социология труда и т.д. Данные теории, в свою очередь, внутри себя могут содержать еще более узкие теории, например, социология досуга — социологию физической культуры и спорта, социологию туризма и т.д.

2. Специальные социологические  теории, возникшие на стыке социологии  и каких-то гуманитарных наук (или форм общественного сознания). Например, на пересечении социологии  и политики появилась социология  политики, социологии и права  — социология права и т.д.

3. Специальные социологические  теории, изучающие социальную структуру  общества, ее элементы и взаимодействие  между ними, Т.е. изучающие различные  социальные общности. Это, например, социология деревни, социология  социальных групп и др.

4. Специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это — социология семьи, социология организации, социология образования и др.

5. Специальные социологические  теории, главное внимание которых  направлено на исследование отклоняющегося  поведения и аномальных явлений. Это социология девиантного (отклоняющегося) поведения, социология делинквентного (преступного) поведения.

Как видим, структура социологии в настоящее время рассматривается ведущими социологами в различных видах с преобладанием трехуровнего варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Отечественные и зарубежные коллеги дают и другие обоснованные предложения об уровнях социологического знания. В отечественной социологии наиболее продуктивной представляется точка зрения, учитывающая разные функции социологии. Согласно ей социологическое знание может быть представлено по степени обобщения информации об исследуемых процессах, явлениях социальной реальности. Этот подход - пример еще одной классификации социологического знания - по уровням, отражающим объектно-предметный принцип познания. Этот принцип предполагает несколько уровней.

Во-первых, высший уровень социологического знания представлен общесоциологической теорией, которая отражает и выражает теоретико-методологические стратегии. В зависимости от них вырабатываются обобщающие теоретические концепции, которые обосновывают формы и методы познания социальной реальности в многообразии их общественных связей. Согласно этому подходу объектом и предметом анализа может выступать общество, человек или их органическое единство. На этом уровне социологического знания уточняется понятийный аппарат социологии, ее методология, функции, общие и особенные характеристики по сравнению с другими науками. В свою очередь эти подходы могут дифференцироваться, и тогда количество социологических теорий резко возрастает, выражаясь в существовании различных школ и направлений. Поэтому некоторые исследователи (Ю. Г. Волков) считают, что школы в социологии имеют свой общесоциологический подход, выражающийся постановкой принципиальных методологических вопросов. Именно концептуальная модель этих теорий задает угол зрения (О. Б. Божков), гарантируя, что исследования не превратятся в произвольные рассуждения по поводу неких явлений и процессов.

Информация о работе Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений