Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 04:36, контрольная работа

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Содержание работы

Введение 2-3
Понятие социология 4
Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений 5-13
Заключения 14-15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Конрольная работа по социологии.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, следующий уровень образуют отраслевые социологические теории - экономическую и политическую социологии, социологию социальной и духовной сфер жизни общества, которые направлены на анализ не общества в целом (первый случай), а его основных сфер - экономической, социальной, политической и духовной. Это деление общества на четыре сферы обосновано в социально-философской литературе (см. труды В.С. Барулина, Г.С. Арефьевой, В.П. Рожина и др.) и связано с видами деятельности - экономической (производственной), социальной (в узком смысле слова), политической и культурной (духовной). Наконец, к отраслевым социологическим теориям относится социология управления. Она направлена на исследование и изучение особого класса проблем - механизма регулирования социальных процессов. Поэтому она может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и представляющих их социологии, что требует выявления и анализа специфики управления в каждой конкретной области жизнедеятельности людей.

В-третьих, специальные социологические теории. Предметом исследования в них являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в целостности являются составной частью той или иной сферы общественной жизни. Они рассматривают не глобальные взаимодействия, а характерные связи в конкретной сфере общественной жизни. Иначе говоря, каждая из отраслевых социологических теорий состоит из совокупности специальных теорий. Экономическая социология из социологии труда, социологии рынка, социологии города и села, демографических и миграционных процессов; социология социальной сферы из социально-профессиональной и поселенческой структуры, этносоциологии, социологии молодежи, семьи и др.; социология духовной жизни из социологии образования, науки, религии и т.д. Другими словами, специальные социологические теории производны от отраслевых теорий, являются их частью, компонентами.

Для становления как отраслевых, так и специальных социологических теорий необходимо выполнение по крайней мере двух условий: а) чтобы эти теории обладали самостоятельным, обоснованным и проверенным практикой понятийным аппаратом, характеризующим сущность и специфику исследуемых реальностей; б) чтобы имелась общественная потребность в их рассмотрении с социологической точки зрения, т.е. в изучении специфических связей между этими явлениями и обществом как совокупностью всех общественных отношений.

Сегодня в социологии в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 социологических (отраслевых, специальных) теорий. Их положение еще полностью не осмыслено с точки зрения перспектив социологии и с точки зрения общественных потребностей. Анализ их места в структуре социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки, так и для повышения эффективности и качества исследований.

Отраслевые и специальные социологические теории соединяют теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе эмпирических исследований. Они представляют собой единство теоретического знания (теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняются исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики.

Особо подчеркнем, что если в социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, то это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой.

И, наконец, наряду с отраслевыми и специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более "объемных" социальных феноменов. Таковыми являются, например, в социологии образования высшее или дошкольное образование, в социологии молодежи - молодежные движения, группы по интересам. Детализация вышеупомянутых теорий не вызывает возражения; кроме одного - изучение многих частных явлений нередко называют тоже "социологиями", в результате чего возникает дурная бесконечность, которой нет предела (и вот появляются социологии любви, доверия и даже социология СПИДа). Поэтому и в социологии стоит применить принцип бережливости, названный "Бритвой Оккама", согласно которому сущности не должны умножаться без необходимости. Исходя из этого принципа, следует изучать определенный конкретный процесс или явление и обозначать это как предмет (объект) социологического анализа, не приклеивая к нему без необходимости термин "социология".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.

Социология — наука  о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных  отношениях между  общностями,  между общностями  и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

В качестве основных структур в ней выделяют:

  • макроциологию и микросоциологию;
  • общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
  • теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
  • отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);
  • направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой.

Конечно  же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Арон Р.  Этапы развития социологической мысли.  М.:"Прогресс-Универс",1993.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. М., 1998.

Зборовский Г.Е. и др. Введение в социологию.-С.71-119.

Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.

Лавриенко В.Н.   и   др.   Основы   социологических  знаний.-С.22-98.

Радугин А.А. и др. Социология.-С.13-40.

Руткевич М.Н. Макросоциология. М., 1995.

Смелзер Н. Социология. Учебник. М., 1994. (пер. с англ.).

Соколова Г. Н.  Экономическая социология. М., 2000

Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. М., 1996

Тадевосян Э.В. Словарь-Справочник по политологии и социологии.

Тощенко Ж. Т. Социология. Учебное пособие. М., 1994.

Фролов С. С. Социология. Учебник. М.. 1996.

 

 


Информация о работе Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в познании социальных явлений