Соотношение права и различных социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 17:45, реферат

Описание работы

С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь..4
Глава 2. Сущность социальных норм и их виды………………………………7
Глава 3. Соотношение права и различных социальных норм………………12
§ 1. Право и мораль……………………………………………………………..12
§ 2. Право и религия…………………………………………………………….17
§ 3. Право и обычай……………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

4. Корпоративные нормы. Их  называют ещё нормами общественных  объединений. Это нормы, регулирующие  права и обязанности членов  партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодёжных, женских, творческих, научных  и т.д.), порядок их создания  и функционирования (структура, порядок  управления, полномочия органов  объединения и т.д.), а также  отношения таких объединений  с государственными органами  и иными объединениями;

5. Правовые нормы –  совокупность правил поведения, установленных государством и  обеспеченных его принудительной  силой.

Норма права – это особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики и специфические признаки. Правовая норма обладает следующими признаками4:

· формальная определенность означает, что правовая норма может быть выделена из любого источника права, существует возможность определить структуру той или иной нормы права, отделить её от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, с ее участниками. Формальная определенность характеризуется тем, что норма права выражена в письменной форме, т. е. имеет государственно-признанную форму выражения: форму закона, нормативного договора и т.д. Формальная определенность нормы права является одним из факторов культурного развития человечества.

· общеобязательный характер. Норма права – это общеобязательное веление, выраженное в форме государственного предписания, которое носит безусловный (императивный) характер и обязательно для исполнения всеми, кому оно адресовано, неважно, касается ли оно создания того или иного способа жизнедеятельности, т.е. для возможного, дозволенного поведения или же направлено на строго обозначенное обязательное поведение. В случае нарушения правила поведения субъект отношений несет заранее установленные негативные последствия.

· предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, правовая норма предоставляет субъектам правоотношений определенную свободу действий, направленных на удовлетворение своих интересов или потребностей. Чаще всего такие нормы содержатся в частном праве, а в публичном праве, наоборот, речь идет об обязывающих нормах.

Любая правовая норма имеет свою структуру. Структура правовой нормы – это её внутреннее строение, элементы которого связаны между собой. Логически завершённая правовая норма состоит из трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции. Взаимосвязь этих трёх составляющих призвана регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру любой правовой нормы можно представить в виде формулы: «если…то…иначе»

Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется эта норма.

Диспозицией называют ту часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы.

Санкция – заключительная часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в результате нарушения правовой нормы, т. е. это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права.

Глава 3. Соотношение права и различных социальных норм 

§ 1. Право и мораль

Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души) – нормативная система, основанная на представлениях людей о добре и зле, долге, чести, справедливости, ответственности, выступающая важным регулятором общественных отношений.5

Мораль – древнейший социальный регулятор общественных отношений. Ею пропитаны все сферы человеческой жизни. Моральной оценке подвергаются труд, быт, любовь и дружба, вкусы и привычки, семья, борьба за власть, война, отношение к природе и др. Важным в оценке являются представления о добре и зле, честном и бесчестном.

В своей структуре мораль имеет внутренний и внешний аспекты, тесно переплетённые между собой. Внутренний – это некое «внутреннее законодательство», осознание каждым отдельным человеком своих личностных качеств, меры ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Немаловажным в первой составляющей морали имеет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю. «Закон, живущий внутри нас, - писал Кант, - называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом». Цицерон видел в совести главное украшение человека. Внешним аспектом морали является конкретная форма внешнего проявления морали, т.е. поступки человека.

Соотношение права и морали представляет особенный интерес для юридической науки. Изучением сходств и различий этих двух социальных норм занимались такие древние философы, как Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон.

Для оценки поведения субъектов правовых отношений юристы обращаются к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы (В.С. Соловьёв, И.А. Ильин и другие) неизменно подчёркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла».6

Нравственные основы права признавались основополагающим большинством русских мыслителей второй половины XIX – начала XX вв. Это известные правоведы, философы и социологи права Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Б.П, Вышеславцев, С.И. Гессен, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкой. Можно утверждать, что русские мыслители считали право и нравственность взаимосвязанными понятиями.7

Характеризуя соотношение между правом и моралью, необходимо заметить, что они имеют общие черты и отличительные особенности, такие как:

 1. Мораль и право возникают в разное время. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятельности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.

2. Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия государства, его исключительная прерогатива. Для создания норм морали не нужна специальная целенаправленная деятельность. Они формируются стихийно в процессе жизни и практической деятельности людей, спонтанно признаются, как бы санкционируются социальными общностями, группами, коллективами, не имеют государственно-властного значения и не нуждаются в признании государством.

3. Правовые нормы формально  определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, иных нормативных правовых актах, судебных решениях и т.д.) либо иных санкционированных государством текстах (религиозные книги, произведения видных ученых-юристов), на которые можно ссылаться при решении юридических дел, и вне такой внешне выраженной официальной формы существовать не могут. Моральные же нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некоторые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.

4. У морали и права  различны оценочные критерии  поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.

5. Мораль и право не  всегда совпадают также и по  сферам их действия. Мораль регулирует более обширный круг отношений, и ее воздействие на социальные связи шире и глубже. Практически не существует областей жизни людей, которые в той или иной степени не подлежат моральным оценкам. Право же регулирует не все, а наиболее важные сферы общественных отношений (собственность, власть, правосудие, экология, взаимоотношения личности и государства и некоторые другие), которые могут и должны быть регламентированы государственно-властными средствами, где возможно и необходимо властное вмешательство государства. Целый ряд личных, бытовых и иных отношений, где действуют моральные установления (любовь, дружба, вкусы, привычки и т.д.), в сферу регулирующего воздействия права не входят.

6. В то же время право  содержит большое число норм, содержание которых имеет косвенное  отношение к морали. Таковыми  являются, например, ряд норм нотариального  делопроизводства, правила ведения  судебного протокола, порядок оформления  сделок и др. Однако необходимость  соблюдения любых правовых, в  том числе и таких, норм и  правил - это не только юридическая  обязанность, но и моральный долг  соответствующих работников. Их  нарушение влечет не только  правовую ответственность, но и  моральное порицание виновных  работников.

7. Право и мораль различны  также и по степени конкретности  своих предписаний. Моральные нормы обычно носят более общий характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы же права обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений. Так, если мораль требует правдивости во взаимоотношениях людей, то право предусматривает ответственность за приписки, лжесвидетельство в суде, мошенничество и т.д.

8. Различия между правом  и моралью можно провести также  по методам их обеспечения. Нормы права наряду с иными методами (убеждением, воспитанием, профилактикой, материальным и моральным поощрением и др.) обеспечиваются также государственным принуждением в случае их нарушения, юридическими санкциями (различными мерами юридической ответственности, применяемыми судом и иными правоохранительными органами).

9. Соблюдение норм морали  опирается на другое: на силу  общественного воздействия, авторитет  коллектива, в котором живет, работает, учится гражданин. Общественное  мнение, меры духовного и организационного  воздействия (моральное осуждение, исключение из коллектива и т.п.), порицание аморальных поступков окружающими - вот на что опирается мораль. Не следует сбрасывать со счетов также внутренние стимулы нравственного поведения: совесть, чувство стыда, долг, честь, порядочность.

Соотношение права и морали включает в себя ещё два важных компонента – их взаимодействие и противоречия.

Часто требования морали и права совпадают, т.е. действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Совершение правонарушений и, в особенности, преступлений мораль осуждает. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право, и, лишь после того как оно исчерпано, вступают в действие нравственные определения». (Гегель) По абсолютному большинству правонарушений право и мораль занимают единую позицию. Во многих нормативно-правовых актах право и мораль сливаются в одно предписание, что говорит о взаимодействии права и морали, выражающемся в прямом тождестве их требований, обращённых к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Ещё Цицерон указывал, что законы призваны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Взаимодействие права и морали наблюдается в деятельности органов правопорядка, юстиции. Это выражается в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий и личности правонарушителя. Обстоятельства многих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев. Это дела о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжении брака и решении вопросов о детях, трудовых споров и т.д.

Те законы считаются эффективными, которые опираются на мораль. Мораль имеет огромное влияние в формировании правовых норм.

Во всех правовых системах сложной задачей является оптимальное совмещение этической и юридической составляющих общественной деятельности. Право и мораль не всегда взаимодействуют друг с другом. Между ними могут возникать противоречия. Причины таких противоречий заключаются в их специфике, вытекают из рассмотренных ранее различий. Право по своей природе более консервативно, отстаёт во многом от течения времени, мораль более динамична, активнее реагирует на происходящие изменения. Разное правовое и моральное состояние любого общества объясняются неравномерностью развития правовых и моральных норм.

Многие факты правом и моралью оцениваются по-разному. Гегель по этому поводу писал: «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» (например, ст. 229 ГК РФ предусматривает вознаграждение в размере двадцати процентов стоимости найденной вещи, но из моральных соображений многие люди отказываются от этого вознаграждения).

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений – важнейшая предпосылка социального и духовного возрождения России.8

Информация о работе Соотношение права и различных социальных норм