Соотношение права и различных социальных норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 17:45, реферат

Описание работы

С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь..4
Глава 2. Сущность социальных норм и их виды………………………………7
Глава 3. Соотношение права и различных социальных норм………………12
§ 1. Право и мораль……………………………………………………………..12
§ 2. Право и религия…………………………………………………………….17
§ 3. Право и обычай……………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

 

§ 2. Право и религия

Важный компонент культуры древних и современных народов – религия. Религия входит в состав социальных норм, следовательно, регулирует общественные отношения. Под религией понимают систему идей, ценностей и норм, основывающихся на вере в сверхъестественное.

Религиозные чувства у первобытных людей помогли им сформировать целостную картину мироздания, имеющего иерархическую структуру во главе с богом. Религия сформировала у древних шкалу ценностей и норм в качестве критерия поведения. Мотивацией жить в соответствии с правилами, определёнными религией, являются идеи посмертного воздаяния и воскресения мёртвых как результата должного поведения.

Нормы религии содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Религиозные тексты регламентируют трудовые отношения, имущественные, брачно-семейные, властные. Выполнение социальных норм, записанных в священных текстах, воспринималось как служение богу. Санкции за нарушение таких норм, налагаемые властными институтами, считались освящёнными богом.

Позднее религия продолжала оказывать влияние на формирование права, морали, политики, но не такое прямое. Базовые принципы западной правовой культуры имеют в своей основе христианское содержание. К таким принципам можно отнести защиту свободы и формального равенства, уважение человека и его прав, моногамный брак и т.д.

Тесная взаимосвязь права и религии показывается через закрепление в законах христианских заповедей, таких, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др. Нормативно-правовые акты рассматривают их как преступления.

В современном мире наибольшее влияние религия имеет в правовых культурах мусульманских стран, Индии, странах Африки. Религиозные нормы (нормы адата – системы обычаев и традиций и шариата – исламского (мусульманского) права) в этих странах воплотились в нормы права, за нарушение которых предусмотрены серьёзные наказания.

В чистом виде религиозные нормы действуют в отношении священников, монахов, прихожан церкви. В Русской Православной церкви действует каноническое право, имеющее своё правовое поле.

Зачастую религиозными нормами оправдывают свои действия религиозные фанатики и экстремисты, порождая межнациональную и межгосударственную вражду, терроризм (Северная Ирландия, Индия, Испания, Россия и др.). Религиозные экстремистские секты – также сфера активного влияния норм религии.

В странах, где церковь отделена от государства, наблюдается воздействие права на религию. Нормативные акты устанавливают права и обязанности церкви, степень её влияния на политическую и общегражданскую жизнь страны (ч.5 ст.13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, разжигающих религиозную рознь; ч.2 ст. 14 Конституции РФ устанавливает равенство религиозных объединений перед законом, согласно ст. 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними).

 

§ 3. Право и обычай

Одним из наиболее древних социальных регуляторов является обычай. На ранних этапах развития общества обычай представлял собой простейшую форму социального контроля, т.е. подчинение обычаю происходило безоговорочно, обычай считался единственно возможным способом жизни.

Обычай – это правило поведения общего характера, сложившееся исторически, в результате длительного многократного повторения и вошедшее в привычку.9

Формирование обычаев происходит как в народе (племени, этносе) в целом, так и внутри его структурных единиц (сословий, профессий). Обычаи регулируют самые различные сферы деятельности, следовательно бывают правовыми, торговыми, религиозными, международными, военными и т.д.

По мере развития общества появляется более эффективный регулятор человеческой жизни – право. Появляющееся в условиях восточных, античных или феодальных обществ право не подавляет обычай: власть довольно длительное время считает себя обязанной ему подчиняться, опираться на него в своих действиях (в том числе, при правотворчестве). Существуют даже такие обычаи, которые берутся под защиту власти и становятся правовыми обычаями, т.е. правом. Дальнейшее развитие общества вытесняет обычаи в неофициальную сферу человеческих отношений.

В культурах современных обществ роль и место обычаев неодинаковы.

У народов Западной Европы древних обычаев не осталось, они потеряли свой первоначальный смысл. Многие обычаи оказались забытыми. Некоторые обычаи трансформировались в менталитет народностей, тем самым определив национальную психологию.

Страны Востока отличаются традиционностью, для народностей, проживающих на Востоке значение обычаев очень велико. Для стран, в которых сильны позиции ислама, обычаи остаются действующим регулятором общественных отношений и зачастую открыто конкурируют с государственными институтами и даже противостоят им. Такая ситуация подрывает официальную правовую систему. История и современность изобилует примерами неспособности государственной власти применить силу из-за противодействия различных родовых кланов (многие страны Африки, Афганистан, Сицилия в Италии, Кавказ и Закавказье в России).10

В современном мире обычаи играют второстепенную роль. Однако, они продолжают возникать (хотя и с меньшей интенсивностью по сравнению с древностью). Примером служит появление системы обычаев, которая отражает советский образ жизни. Появление обычаев в современной жизни объясняется непредсказуемостью человеческой жизни и желанием систематизировать жизненные явления. Такие обычаи превращаются в право и, соответственно, называются правовыми. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений.11 (Ст. 5 ГК РФ «Обычай делового оборота»).

С обычаями тесно связаны такие социальные регуляторы, как традиция, ритуал и деловые обыкновения.

Традиция (от лат. tradition – передача, предание) – совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в обществе или его отдельных группах в течение длительного периода времени.12 По мнению О.В. Мартышина, традиция – понятие более широкое, чем обычай. Помимо обычая традиция включает в себя ценности, идеи, мировоззренческие ориентиры, являющиеся устойчивыми формами материальной и духовной культуры того или иного народа. Традиция воздействует на жизнь общества гораздо шире, чем обычай.

Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь человека с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного значения. Ритуал исторически использовался с целью отдания внешних почестей богам. Ритуалом называют строго регламентированную последовательность действий, призванную создавать атмосферу таинственности и торжественности при совершении религиозных обрядов. Важное значение при совершении ритуалов имеет символика, которая должна указывать на связь людей с богом или некими высшими ценностями. Сейчас ритуал занимает немаловажное место и в нецерковной, общегражданской жизни. Примерами ритуалов являются обряд бракосочетания, отдание воинских почестей, процедура вступления в должность главы государства – инаугурация, исполнение гимна на футбольном матче и т.п. Несмотря на то, что внешнее отношение к подобного рода ритуалам кажется формальным, их глубокая укоренённость в национальных культурах очевидна. Без общегражданских ритуалов общество на данном этапе своего развития не может существовать.

Деловые обыкновения складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение её эффективности.

Такие социальные нормы, как обычаи, вряд ли когда-либо потеряют свой вес в общей системе социальных норм, так как они концентрируют опыт поколений и служат для дальнейшего развития культуры.

 

Заключение

Необходимость возникновения норм обусловливается развитием человеческих взаимоотношений, потребностью сделать их мирными и безопасными. Предмет регулирования социальных норм – общественные отношения. Их богатство и неоднородность объясняют многочисленность социальных норм.

Самым распространённым делением норм является их деление на технические и социальные. Отличие технических норм от норм социальных может быть сформулировано следующим образом: нормы технические – это правила осуществления отдельных целей человеческой деятельности; социальные нормы – это правила совместного осуществления всех людских целей. Предметом регулирования технических норм выступают отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Социальные нормы регулируют социальную жизнь, т.е. отношения между людьми и объединениями.

Социальные нормы делятся на нормы морали, религиозные нормы, обычаи, корпоративные нормы и нормы права. Несмотря на различия социальных норм, они тесно взаимосвязаны, ни одна из них не может действовать изолированно от других.

Под моралью принято понимать известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.

К нормам религии относят правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих, содержащиеся в религиозных книгах, актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг.

Корпоративные нормы – это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, женские, молодёжные, ветеранские, просветительские, спортивные, культурные, экологические, оборонные, технические и т.д.)

Право сложилось позднее других нормативных систем и в основном на их основе. Нормы права являются более определёнными и жёсткими. Они чётче регулируют поведение людей. Правовые и другие социальные нормы тесно взаимосвязаны, определяются едиными социальными условиями жизни общества, поэтому нередко одно и то же поведение человека регулируется ими одновременно. Например, деятельность общественных организаций, их членов регулируется уставом общественной организации и законом об общественных объединениях, кража чужого имущества запрещается нормами права, морали и религии.

Большое количество социальных норм закрепляет Конституция РФ. В Конституции содержатся нравственные ценности (стремление к счастью, вера в добро и справедливость; почитание памяти предков); ценности социального мира (утверждение гражданского мира и согласия; осознание себя частью мирового сообщества); ценности патриотизма (ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями; любовь к Отечеству); ценности благополучия (утверждая достойную жизнь).13

 

 

 

Нормативно- правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. № 237

2.  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)// Собрание законодательства РФ,  05.12.1994, № 32, ст. 3301.

Специальная литература.

1.   Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004.

2.   Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005.

3.   Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2006.

4.   Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М., 2007.

5.   Комаров С.А. Общая теория государства и права. – Спб., 2004.

6.   Макуев Р.Х. Теория государства и права. – М., 2006.

7.   Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. – М., 2009.

8.   Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 2006.

9.   Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2009.

10. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М., 2009.

11. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. – М., 2005.

15. Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. – М., 2007.

16.  Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.– М., 2006.

17.  Червонюк В.И. Теория государства и права. – М., 2006.

 

 

1 Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004. С. 185-186

2 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2009. С.207

3 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева.– М., 2006. С. 307-308.

4 Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004. С.186

5 Теория государства и права / Под общ. ред. проф. О.В. Мартышина. – М., 2007. С. 204

6 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2009. С. 212

7 Семигин Г.Ю. Социальная справедливость и право. Основы взаимодействия // Социологические исследования. 2009. №3. С.76.

8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2009. С. 219

Информация о работе Соотношение права и различных социальных норм