Соревновательный механизм взаимодействия между мужчинами и женщинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:13, реферат

Описание работы

Если будет доказано, что смена половой роли может повлиять на направление интеллектуального развития человека, и биологический пол не является определяющим фактором этого развития, то социальные последствия такого открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной эволюции. Если же окажется, что слова "мужское" и "женское" - это не просто роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….с. 3-4.
Сущность способностей человека………………………………..с. 5-7.
Причины межполовых различий в способностях
Строение мозга……………………………………. с. 7-11.
Гормональная………………………………………с. 12-13.
Социальная…………………………………………с. 13-16.
3. Мозг мужчины и женщины в старости…………………………..с. 17-18.
Заключение……………………………………………………………...с. 18.
Список использованной литературы………………………….…….с. 19.

Файлы: 1 файл

mezhpolovye_razlichiya_v_sposobnostyakh.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Белгородский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по социологии

на тему «Соревновательный механизм взаимодействия между мужчинами и женщинами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Выполнил:

                                                                                     студент гр.111061           

                                                                            Ковалев Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород  2012 г.

 

Министерство образования и  науки РФ

Белгородский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по социологии

на тему «Соревновательный механизм взаимодействия между мужчинами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил:

                                                                                     студент гр.111061           

                                                                            Ковалев Д.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород  2012 г.

 

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………….с. 3-4.

  1. Сущность способностей человека………………………………..с. 5-7.
  2. Причины межполовых различий в способностях
      1. Строение мозга…………………………………….  с. 7-11.
      1. Гормональная………………………………………с. 12-13.
      2. Социальная…………………………………………с. 13-16.

     3. Мозг мужчины  и женщины в старости…………………………..с. 17-18.

Заключение……………………………………………………………...с. 18.

Список использованной литературы………………………….…….с. 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

       Многие годы  на Западе и в последнее  десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

       Выделение  фактора пола как одного из критериев развития интеллектуального потенциала является отражением глубокого многовекового кризиса "разорванного" человеческого сознания, в результате которого до сегодняшнего дня важнейшей неразрешенной проблемой остается проблема дисбаланса "мужских" и "женских" ценностей, когда мужчина противопоставляется женщине, рассудок - эмоциональности, культура - природе.

       Ни  для кого не секрет, что в  современном обществе мужчин  и женщин по-прежнему принято  оценивать в различных категориальных  системах: при описании мужчины акцент, как правило, делается на его общественном положении, социальных достижениях и роде занятий, а при описании женщины - на ее семейно-родственных отношениях, внешности, характере, сексуальности и тому подобное.

       Однако для многих психологов является очевидным тот факт, что, по мере демократизации общества, половые свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более взаимопересекаются. Естественно предположить, что этот процесс не может не отразиться на развитии познавательных способностей современных мальчиков и девочек.

        Если будет доказано, что смена  половой роли может повлиять  на направление интеллектуального  развития человека, и биологический  пол не является определяющим  фактором этого развития, то социальные последствия такого открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной эволюции. Если же окажется, что слова "мужское" и "женское" - это не просто роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность способностей человека.

 

      Способности  (как и человека в целом)  изучают различные науки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.

        В отечественной психологии в  трактовке проблемы способностей можно выделить два направления. Первое — психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека (работы Э.А.Голубевой, В.М.Русалова). Другое направление — исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой (сторонники деятельностного подхода А.Н.Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Затем в рамках школы СЛ.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, К-А-Абульханова-Славская) сложилась компромиссная точка зрения на исследование проблем способностей. Ученые, разделяющие эту точку зрения, рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.

       В  науке четко разделяют понятия "задатки" и "способности".

Задатки— это врожденные анатомо-физиологические  особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития спосооностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.

     Три признака всегда  заключаются в понятии "способность"  при употреблении его в практически  разумном контексте. 

       Во-первых, под способностями разумеются  индивидуально-психологические особенности,  отличающие одного человека от  другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В таком смысле слово "способность" употребляется основоположниками марксизма-ленинизма, когда они говорят: "От каждого по способностям".

       Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

       В-третьих,  понятие "способность" не  сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, "принимая во внимание его способности", мог бы иметь гораздо больше знаний.

        В отечественной и зарубежной  науке имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Строго говоря, способности — это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений. Существуют также музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.

 

 

 

  1. Причины межполовых различий в способностях.
    1. Строение мозга.

 

      Хотя, несомненно, существуют причины культурного  толка для наших различий в  эмоциях и поведении, результаты  недавних, поистине феноменальных  исследований показали, что корень многих загадочных различий между полами, возможно, следует искать в наших головах. Мозг мужчины и женщины, при всем сходстве, имеет множество отличий - по размерам, структуре, чувствительности. В целом мозг женщины, как и ее тело, на 10 - 15 процентов меньше мужского. В то же время области, связанные с высшими познавательными функциями, такими, как изучение языка, у женщин более плотно упакованы нейронами.  
     Ниже перечислены наиболее важные, по мнению ученых, отличия женского мозга от мужского.

Женщины используют больше мозга, чем мужчины.     

- Чем бы ни занималась  женщина, даже если она просто  шевелит большими пальцами рук,  активность нейронов у нее  распространяется на большем  участке мозга, - говорит д-р Марк  Джордж, психиатр и невропатолог из Медицинского университета Южной Каролины.  
     Когда работает мозг мужчины, нейроны включаются только в пределах узкоспецифических областей. У женщины же мозговые клетки высвечивают такую мозаику, которая при сканировании напоминает ночные огни большого города.  
     Одно из возможных, хотя и не бесспорных, объяснений состоит в том, что у женщин толще мозолистое тело - совокупность нервных волокон, соединяющая большую часть коры обоих полушарий мозга. Это позволяет эмоционально-интуитивному правому полушарию и рациональному, воспринимающему только факты левому лучше “общаться” между собой. В результате женский мозг может образовывать такие связи, которые мужскому просто не под силу. Ученые полагают, что это отражается на способности женщины быстро "переключаться" между разным отношением к миру, в то время как мужчины работают в одном "режиме".

     Одни называют эту  способность эмоциональным интеллектом,  другие говорят о женской интуиции.  
     И все же, по крайней мере в некоторых случаях, мужчины способны лучше концентрироваться.

Женский мозг интенсивнее реагирует на эмоции.      

Сканируя мозг мужчин и женщин в тот момент, когда  они вспоминали об испытанных ими  эмоциональных потрясениях, Марк Джордж обнаружил различия в реакциях на эмоции, например печаль. Хотя и вызванное примерно одинаковыми переживаниями, у женщин чувство грусти активирует нейроны на площади, в восемь раз большей, чем у мужчин. Теоретически то, каким образом наш мозг реагирует на печальные события, может увеличивать риск депрессии, которая у женщин развивается вдвое чаще, чем у мужчин.  
     Женский мозг способен также более точно определять эмоциональный настрой других людей. Д-р Ракел Гур, психоневролог из Пенсильванского университета, и ее муж, психолог Рубен Гур, проводили сканирование мозга испытуемых добровольцев. Просматривая фотографии актеров, лица которых выражали различные эмоции, представители обоих полов легко определяли счастливые лица, но распознать печальное женское лицо мужчинам    было намного труднее. “На лице женщины должно быть написано    поистине неизбывное горе, чтобы мужчина это заметил”, - говорит                 Рубен Гур.                   

У женщин особые отношения со словом.

Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек  лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Уже к 18 мес девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

Причина может состоять в том, что  при чтении женщины используют нейронные  области обоих полушарий мозга, говорят д-р Салли и д-р Беннетт  Шейуиц, преподаватели педиатрии  и неврологии из Йельского университета. В отличие от них мужчины пользуются только нейронными зонами левого полушария.  
     Во взрослом возрасте женщины также обладают лучшими вербальными навыками. При тестировании женщины придумывают больше слов, начинающихся с одной буквы, приводят больше синонимов, быстрее мужчин подбирают названия для цвета и формы предметов.  
     Но, пожалуй, еще важнее следующее: оба полушария женского мозга обрабатывают все, что связано с речью, и это помогает женщинам быстрее выздороветь после перенесенного инсульта или мозговой травмы. “Благодаря тому что у женщин, когда они говорят или читают, задействована более широкая сеть нейронов, чем у мужчин, - рассказывает д-р Джордж, - они лучше защищены от последствий частичных поражений мозга”.  
                               Женщины иначе ориентируются.      

Информация о работе Соревновательный механизм взаимодействия между мужчинами и женщинами