Составляющие социальной сферы и государственное регулирование этих подсистем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:36, доклад

Описание работы

оциальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги и повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Составляющие  социальной сферы  и государственное регулирование этих подсистем

  Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги и повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

  Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять  культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека — работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда.

  Государство регулирует деятельность учреждений и  предприятий социальной сферы с помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация или коммерциализация и государство покрывает необходимые расходы по содержанию объектов в интересах гарантирования конституционных прав граждан.

  Полномочия  в области управления отраслями  социальной сферы разделены между  федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными органами. Федеральные органы обосновывают направления государственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному обслуживанию решают крупномасштабные и острые социальные проблемы.

  Долгосрочные  цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных и идеологических основ демократического государства, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала общества сохранении разнообразия культурной жизни и национальных традиций народов страны, доступности услуг учреждений культуры для всех социальных слоев населения.

  Для их достижения усилия направляются прежде всего на преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры, повышение эффективности выделяемых на развитие культуры ресурсов. Увеличение доходов учреждений культуры вследствие оказания платных услуг ограничено ее социальным назначением. Поэтому решающее значение имеет государственная поддержка, многоканальное финансирование, в том числе благотворительность. Законодательством Российской Федерации определен норматив финансирования культуры за счет государства (2% от расходной части федерального бюджета).

  Законом РФ «О государственной поддержке  кинематографии» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ установлено, что государственное финансирование кинопроизводства из федерального бюджета должно составлять не менее 0,2% его расходной части и не более, как правило, 70% сметной стоимости производства, проката фильма. Государственное финансирование осуществляется путем выделения средств продюсеру, прокатчику, демонстратору по договору с органом исполнительной власти.

  Реализуется Федеральная целевая программа  «Развитие и сохранение культуры и искусства», ее стоимость составляет 31,2 трлн руб., в том числе 27,5 трлн руб. за счет федерального бюджета.

  Управление  культурой осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, развития как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов.

Органами государственной  федеральной власти, участвующими в управлении культурой, являются Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Комитет Российской Федерации по кинематографии, Государственная архивная служба России. Министерство культуры отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддерживают культуры малочисленных народов.

  Систему здравоохранения образуют лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. Кроме государственного, развиваются муниципальное и частное здравоохранение.

  В федеральном  подчинении 486 медицинских учреждений, в том числе 290 больниц и поликлиник, 52 медицинских центра, 87 научных учреждений, 47 вузов, на них приходится окаю 10% всего финансирования здравоохранения, а 90% — расходуют регионы.

  Здравоохранение реформируется по линии более  полного удовлетворения потребностей населения в качественной, доступной медицинской и лекарственной помощи, создания условий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности. Вводятся государственные минимальные стандарты медико-санитарной и лекарственной помощи, свободный выбор гражданами медицинского учреждения, многоканальное финансирование, рынок медицинских услуг.

  Медицинские услуги оплачиваются из трех источников: государственного бюджета, фондов обязательного медицинского страхования, деньгами пациентов.

  Государственные расходы на здравоохранение составляют около 2% по отношению к ВНП (в США — 12%). Бюджетное финансирование не обеспечивает населению необходимого объема бесплатной медицинской помощи. Поэтому платные услуги оказывают даже в федеральных медицинских центрах.

  Платными  могут быть услуги в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Они осуществляются по договорам с гражданами или организациями.

   Государство регулирует предоставление платных медицинских услуг, являющихся дополнительными гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

   Органы  здравоохранения и другие государственные  органы контролируют организацию и  качество выполнения платных медицинских услуг, а также правильность взимания оплаты за них. Плата населения за медицинские услуги занимает не более 3% общего объема финансирования. При этом сохраняется общедоступная медицинская помощь всем гражданам.

   Обязательное  медицинское страхование обеспечивает защиту интересов пациентов не только медицинскими учреждениями, но и страховыми компаниями. Размеры страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования устанавливаются на достаточном для оказания качественных услуг уровне. Средства обязательного и добровольного медицинского страхования расходуются на оплату услуг (не разрешено их использовать на развитие материальной базы). Их доля в общем объеме финансирования составляет 1/3.

   Предприятия и учреждения здравоохранения могут  выполнять свои функции только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. Лицензии выдаются на основе сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам лицензионными комиссиями, создаваемыми органами государственного управления субъекта РФ или местной администрацией по их поручению.

   Проведенное перераспределение полномочий между  федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизило управляемость системой, координирующую и регулирующую роль федеральных органов, что привело и ухудшению медико-демографической ситуации в стране. Поэтому принимаются меры по повышению управляемости отрасли, упрочению позиций органов государственного управления.

   Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья людей, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России).

   Для решения  возложенных на него задач Минздрав России осуществляет функции в области комплексных проблем здравоохранения; профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; охраны семьи, материнства, отцовства и детства, контроля качества лекарственных препаратов и медицинской техники; подготовки кадров и научно- исследовательской деятельности; медицинского страхования и некоторых других видов деятельности.

  Главной целью развития образования является удовлетворение потребностей граждан в гармоничном развитии личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.

  Государство провозглашает гуманистический характер образования, общедоступность и адаптивность его к особенностям развития обучающихся, светский характер гocударственных и муниципальных образовательных учреждении, плюрализм в образовании, демократизм в управлении им.

  Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Комплексы среднего профессионального образования ориентируются на вопросы населения и местные рынки труда. Система высшего профессионального образования учитывает потребности государства в специалистах и интересы отдельной личности.

  Образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально- региональный компоненты. Они являются основой объективной оценки квалификации выпускников не зависимо от форм получения образования. Федеральные компоненты, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, устанавливают федеральные органы государственной власти.

  На ведение  образовательной деятельности необходимо получение лицензии. Она выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой этими органами.

  Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования возникает после его государственной аккредитации. Государственная аккредитация проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием и удостоверяется свидетельством о государственной аккредитации, подтверждающим государственный статус учреждения, соответствие качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных

  стандартов.

  Аттестация  образовательного учреждения проводится один раз в пять лет. Она является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Ее целью служит установление соответствия содержания и качества обучения и воспитания обучающихся требованиям государственных стандартов. Положительное заключение аттестационной комиссии служит основанием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Основанием для отказа в государственной аккредитации может быть несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям и критериям, предъявляемым к ним.

  Государство гарантирует ежегодное выделение  финансовых средств на нужды образования  в размере 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. За счет этих средств обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное образование на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной основе — бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

  Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета, за счет этих средств проводится обучение не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. населения.

  Финансирование  осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду учреждений. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов аналогичных государственных и муниципальных учреждений на данной территории. Негосударственные учреждения после их аккредитации получают право на государственное или муниципальное финансирование.

  Образовательные учреждения могут оказывать платные  дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. Доходы от такой деятельности реинвестируются в образовательное учреждение по его усмотрению. Такая деятельность не относится к предпринимательству. Платные образовательные услуги не могут оказываться вместо образовательной деятельности, финансируемой бюджетом. Заработанные таким способом средства изымаются в бюджет. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, его родителей (представителей) регулируются договором.

Информация о работе Составляющие социальной сферы и государственное регулирование этих подсистем