Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:30, реферат
Описание работы
Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой
Содержание работы
Введение Принципы концепции устойчивого развития Сущность концеции устойчивого развития 2.1 Концепция устойчивого развития в российском законодательстве 2.2 Обеспечение устойчивого развития России 3.1 Совершенствование концепции устойчивого развития Заключение Список литературы
Упомянутая выше Концепция
перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию была представлена Правительством
РФ и утверждена Указом Президента РФ
№ 440 от 1 апреля 1996 г. В Концепции отмечено,
что “следуя рекомендациям и принципам,
изложенным в документах Конференции
ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,
1992 г.), руководствуясь ими, представляется
необходимым и возможным осуществить
в Российской Федерации последовательный
переход к устойчивому развитию, обеспечивающий
сбалансированное решение социально-экономических
задач и проблем сохранения благоприятной
окружающей среды и природно-ресурсного
потенциала в целях удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений людей”.
Данная Концепция была принята
по рекомендации ЮНСЕД, в документах которой
правительству каждой страны предлагалось
разработать и утвердить свою национальную
стратегию устойчивого развития. Концепция
стала важной вехой на этом пути, а в настоящее
время завершается работа над проектом
Государственной стратегии устойчивого
развития Российской Федерации.
Именно после ЮНСЕД стало понятным,
что если не будут решены проблемы окружающей
среды, то все завоевания цивилизации
окажутся под угрозой уничтожения. Они
могут исчезнуть потому, что все человечество
будет ввергнуто в пучину планетарной
экологической катастрофы, поскольку
богатства природы, возможности самовосстановления
биосферы окажутся полностью исчерпанными.
Стало ясным, что необходимо коренным
образом изменить модель развития человечества
и даже сам способ жизнедеятельности каждого
человека, провести самые кардинальные
за всю историю человечества цивилизационные
трансформации, которые обеспечили бы
его выживание.
Весь мир, и Россия в том числе,
стоит на пороге третьей, после агрикультурной
и индустриальной, цивилизационной революции,
не менее, а может быть, и более фундаментальной,
чем две предыдущие. Стратегию устойчивого
развития невозможно создать, исходя из
традиционных общечеловеческих представлений
и ценностей, стереотипов мышления. Она
требует выработки новых научных и мировоззренческих
подходов, соответствующих не только современным
реалиям, но и предполагаемым перспективам
развития в III тысячелетии.
Понятие устойчивого развития
должно определяться через два основных
признака такого развития - антропоцентрический
и биосфероцентрический. Под антропоцентрическим
признаком в широком смысле понимается
выживание человечества (страны) и способность
(возможность) его дальнейшего непрекращающегося
(устойчивого), непрерывно долгого развития,
чтобы наши потомки имели не меньшие возможности,
по сравнению с настоящим поколением,
удовлетворения своих потребностей в
природных условиях и экологических условиях
Земли и космоса (принцип равенства возможностей
поколений в плане удовлетворения своих
потребностей). Биосфероцентрический
(в общем случае - экологический) признак
понятия связан с сохранением биосферы
как естественной основы всей жизни на
Земле, необходимого условия ее устойчивости
и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее
развитие человечества не происходило
в экофобной форме. В книге “Наше общее
будущее” отмечается, что “стратегия
устойчивого развития направлена на достижение
гармонии между людьми и между обществом
и природой”. Этот принцип можно охарактеризовать
как принцип коэволюции природы и общества.
Сказанное позволяет определить
устойчивое развитие как стратегию социоприродного
развития, которая обеспечивает выживание
и непрерывный прогресс общества и не
разрушает окружающую природную среду,
особенно биосферу.
Переход к устойчивому развитию
предполагает поэтапное восстановление
естественных экосистем до уровня, который
обеспечивает устойчивость окружающей
среды и при котором появляется реальная
возможность существования будущих поколений
людей, удовлетворения их жизненно важных
потребностей и интересов. Формулирование
новой стратегии развития означает постепенное
соединение в единую самоорганизующую
систему экономической, экологической
и социальной сфер деятельности. В этом
смысле устойчивое развитие предполагает,
как минимум, экономическую эффективность,
биосферосовместимость и социальную справедливость
при общем снижении антропогенного давления
на биосферу. Организация хозяйственной
деятельности, не разрушающей биосферу,
а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой,
не выходящей за пределы несущей емкости
экосистем, - одно из центральных направлений
становления будущего устойчивого общества.
Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться
уже не только как кладовая и поставщик
ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение
которого должно быть обязательным условием
функционирования социально-экономической
системы и ее отдельных элементов.
Пока не существует удовлетворительного
научно обоснованного подхода к созданию
полностью биосферосовместимого хозяйства.
Хозяйственная деятельность в XX в., ориентированная
на быстрые темпы экономического роста,
стала разрушительной силой для человека
и биосферы. Но до сих пор биосферосовместимая
экономика выглядит как очередная утопия
и неясны пути и механизмы ее формирования,
которые устроили бы современную цивилизацию.
Разрешение этого эколого-экономического
противоречия видится в создании новой
модели хозяйствования, равновесной, или
устойчивой, экономики, базирующейся на
принципах всесторонней и полной интенсификации
и экологизации.
Глубинная сущность перехода
к устойчивому развитию заключается в
выживании человечества и одновременном
сохранении биосферы, иными словами, в
сохранении биосферы и цивилизации. Однако
для того чтобы выжить, сохраниться как
уникальный биологический вид, человеку
необходимо кардинальным образом трансформировать
все сферы своей деятельности в направлении
существенного уменьшения давления на
биосферу - почти на порядок. Это очень
сложная задача, и ее выполнение во многом
противоречит всему тому, что характерно
для модели неустойчивого, или экономоцентрического
развития, начавшегося с перехода человечества
к производящему хозяйству. Экологическую
несостоятельность этой модели особенно
ярко продемонстрировал XX век.
XXI век может оказаться
переломным в истории цивилизации,
ибо на его протяжении должен
разрешиться главный вопрос - быть
или не быть человечеству. Переход
к устойчивому развитию и позволит
его разрешить, так как создает
возможность выживания и дальнейшего
непрерывного развития цивилизации,
но в существенно измененной,
биосферосовместимой, форме, когда
человек не разрушает природную
среду своего обитания - эту естественную
колыбель любой жизни, в том
числе и разумной. В настоящее
время во всем мире разрабатывается
концепция устойчивого развития,
которая должна в научном плане
превратиться в теорию, а в
практическом - в стратегию устойчивого
развития, и мировое сообщество
должно реализовать эту стратегию,
чтобы выжить в наступившем
тысячелетии.
Теория и практика показали,
что экологическая составляющая является
неотъемлемой частью человеческого развития.
В основе деятельности Международной
комиссии по окружающей среде и развитию
и её заключительного доклада «Наше общее
будущее» была положена новая триединая
концепция устойчивого (эколого-социально-экономического)
развития. Всемирный саммит ООН по устойчивому
развитию (межправительственный, неправительственный
и научный форум) в 2002 году подтвердил
приверженность всего мирового сообщества
идеям устойчивого развития для долгосрочного
удовлетворения основных человеческих
потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения
планеты Земля. Концепция устойчивого
развития во многом перекликается с концепцией
ноосферы, выдвинутой академиком В.И. Вернадским
еще в середине XX века.
2.1 Концепция устойчивого
развития в российском законодательстве
Концепция устойчивого развития
в российском экологическом законодательстве.
Первые попытки законодательного закрепления
некоторых положений устойчивого развития
в России были предприняты еще до Конференции
ООН в Рио в Законе РСФСР «Об охране окружающей
природной среды» в 1991 году. В преамбуле
этого Закона указывалось, что природа
и ее богатства являются национальным
достоянием народов России, естественной
основой их устойчивого социально - экономического
развития и благосостояния человека. В
нем впервые было закреплено право граждан
на здоровую и благоприятную окружающую
природную среду, а также механизмы его
реализации.
В ст.1 Закона предусматривалось,
что сформулированные задачи природоохранительного
законодательства РФ реализуются в интересах
настоящего и будущих поколений людей.
Эти нормы в полной мере отвечали концепции
устойчивого развития.
В Законе было впервые введено
понятие и элементы экономического механизма
охраны окружающей природной среды, в
числе которых, в частности, устанавливалась
платность использования природных ресурсов,
а также плата за загрязнение и другие
виды воздействия на окружающую природную
среду. Тем самым в нем получил закрепление
один из важнейших общепризнанных мировым
сообществом принцип «загрязнитель платит».
Общие положения Закона отвечали не только
условиям, изменившимся внутри страны,
но и в мировом пространстве, находившемся
под воздействием глобализационных процессов.
На их реализацию были направлены предусмотренные
в Законе новые средства решения экологических
проблем и регулирования экологических
отношений, являющиеся действенными и
на сегодняшний день. В их числе: государственная
экологическая экспертиза, проведение
которой получило подробную регламентацию
в ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995
г.), экологические требования к хозяйственной
и иной деятельности, экологическое нормирование,
экологическое образование и воспитание,
новые подходы к установлению юридической
ответственности за экологические правонарушения,
включая возмещение вреда. Однако, нельзя
не отметить все-таки косвенное отношение
этих и других норм к глобализации и устойчивому
развитию как одному из ее проявлений
на момент принятия Закона.
После Конференции в Рио в России
уделялось более серьезное внимание к
проблемам устойчивого развития. Необходимость
разработки и реализации концепции устойчивого
развития были предусмотрены в специальных
Указах Президента РФ – от 4 февраля 1994
г. «О государственной стратегии Российской
Федерации по охране окружающей среды
и обеспечению устойчивого развития»
и от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода
Российской Федерации к устойчивому развитию».
Концепция прямо указывала на преемственность
по отношению к принципам и подходам, сформулированным
Конференцией ООН по окружающей среде
и развитию в 1992 г. В Концепции отмечалось,
что в России, с одной стороны, сохранился
крупнейший на планете массив естественных
экосистем, а с другой, что территории,
где проживает более половины населения
страны, характеризуются как экологически
неблагополучные. В качестве основных
направлений деятельности определялась
необходимость создания правовой базы
с упором на экономические механизмы регулирования
природопользования и охраны окружающей
среды, разработки системы стимулирования
экологизации хозяйственной и иной деятельности,
оценки емкости локальных и региональных
экосистем и пропаганды идей устойчивого
развития. Впервые в нормативном правовом
акте, отражающем элементы государственной
политики по обеспечению устойчивого
развития, появилось понятие качества
жизни, как важнейшего элемента в ряду
прочих факторов, характеризующих благополучие
жизни, здоровья, состояния окружающей
среды, дохода, уровня занятости и образования,
степени реализации прав человека.
Однако, при всей прогрессивности
Основных положений и Концепции перехода
к устойчивому развитию, реализация заложенных
в них идей во многом остается абстракцией.
Например, в Указе 1996 г. Правительству
РФ предписывалось руководствоваться
Концепцией при разработке прогнозов
и программ социально-экономического
развития, при подготовке нормативных
правовых актов, при принятии хозяйственных
и иных решений. Но данные предписания
не реализуется, либо реализуются недостаточно.
Программы социально-экономического развития
продолжают ориентироваться исключительно
на экономические показатели. Правительством
РФ было принято Постановление от 08.05.96
№ 559 «О разработке проекта государственной
стратегии устойчивого развития Российской
Федерации». Такой документ был подготовлен,
но лишь одобрен Правительством РФ в декабре
1997 года. В экологической литературе отмечается,
что «согласованный вариант стратегии
не был согласован из-за противодействия
ведомств экономического и финансового
блока», а также указывается на «игнорирование
как идей устойчивого развития, так и утвержденных
Президентом РФ указов и документов …
с момента их принятия до настоящего времени»,
хотя они готовились с участием всех заинтересованных
ведомств, ученых и специалистов. Наиболее
полно вопросы устойчивого развития оказались
закрепленными в Национальном плане действий
по охране окружающей среды Российской
Федерации на 1999-2001 годы. Однако, необходимой
юридической силы этот план не получил,
поскольку приказом Госкомэкологии России
от 31.12.98 № 786 были утверждены лишь включенные
в него мероприятия.
Рекомендации международных
форумов по вопросам охраны окружающей
среды и обеспечению устойчивого развития
были учтены в Экологической доктрине
Российской Федерации, одобренной распоряжением
Правительства РФ от 31.08.02 № 1225-р. В этом
документе признается, что современный
экологический кризис ставит под угрозу
возможность устойчивого развития человеческой
цивилизации. Устойчивое развитие Российской
Федерации, высокое качество жизни и здоровья
ее населения, а также национальная безопасность
могут быть обеспечены только при условии
сохранения природных систем и поддержания
соответствующего качества окружающей
среды. Для этого необходимо формировать
и последовательно реализовывать единую
государственную политику в области экологии,
направленную на охрану окружающей среды
и рациональное использование природных
ресурсов. Стратегической целью государственной
экологической политики признано сохранение
природных систем, поддержание их целостности
и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого
развития общества, повышения качества
жизни, улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения
экологической безопасности страны.
Одним из ключевых положений
Экологической доктрины является принцип
устойчивого развития, на основе которого
должна осуществляться государственная
экологическая политика, означающий равное
внимание к экономической, социальной
и экологической составляющим развития
и признание невозможности развития человеческого
общества при деградации природы. В Доктрине
определены базовые основы, сформулированы
задачи, принципы, основные направления
государственной политики в области экологии
с позиций устойчивого развития, а также
названы пути и средства ее реализации.
Принципиальный характер имеет
выделение в Экологической доктрине региональной
экологической политики как необходимого
условия обеспечения устойчивого развития
страны в целом. Такой подход во многом
обусловлен принятыми на региональном
и муниципальном уровнях попытками учесть
положения устойчивого развития в процессе
нормативного правового регулирования
в рамках полномочий, представленных субъектам
РФ и муниципальным образованиям. В качестве
примеров можно привести Концепцию устойчивого
экологического развития города Краснодара,
утвержденную постановлением Главы администрации
города Краснодара от 23 октября 1995 г. №
1392; региональную научно-техническую Программу
«Научное обеспечение экологической безопасности
населения и устойчивого развития Республики
Мордовия», утвержденную постановлением
Правительства Республики Мордовия от
27 марта 1996 г. № 147; Программу природоохранных
мероприятий оздоровления экологической
обстановки области на 1997-2000 годы, утвержденную
постановлением Законодательного собрания
Челябинской области от 20 марта 1997 г. №
67; Программу экологического оздоровления
Ивановской области на период до 2005 года,
утвержденную Законом Ивановской области
от 23 мая 2000 г. № 23-ОЗ. Эти документы принимались
субъектами РФ и муниципальными образованиями
во многом как реакция на международные
нормы и Концепцию перехода Российской
Федерации к устойчивому развитию, предусматривающую
региональный аспект такого развития.