В Экологической доктрине определена
основная задача в области международного
сотрудничества – реализация интересов
Российской Федерации путем участия в
решении глобальных и региональных экологических
проблем в регулировании глобализации
в интересах устойчивого развития мирового
сообщества.
Вместе с тем, несмотря на прогрессивные
идеи, заложенные в Экологической доктрине
с позиций глобализации и устойчивого
развития, нельзя не отметить низкую реализуемость
ее положений как в аспектах их дальнейшего
учета в процессе совершенствования экологического
законодательства, с точки зрения развития
и законодательного закрепления положений
современной государственной экологической
политики, так и в правоприменительной
деятельности. Причина этого видится в
первую очередь в недостаточном правовом
уровне нормативного акта, придавшего
правовой статус Экологической доктрине.
Принципиально важным моментом
является преемственное закрепление основ
устойчивого развития в новом головном
акте современного этапа развития экологического
законодательства – ФЗ «Об охране окружающей
среды» (2002 г.). В преамбуле этого Закона
предусмотрено право каждого на благоприятную
окружающую среду, которое реализуется
через механизмы, названные в главе Ш «Права
и обязанности граждан, общественных и
иных некоммерческих объединений в области
охраны окружающей среды». Природные богатства
определены в качестве основы устойчивого
развития, жизни и деятельности народов,
проживающих на территории Российской
Федерации. Установлено, что Закон определяет
правовые основы государственной политики
в области охраны окружающей среды, обеспечивающие
сбалансированное решение социально-экономических
задач, сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и
природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны
окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности.
В числе принципов охраны окружающей
среды предусмотрены, в частности,: соблюдение
права человека на благоприятную окружающую
среду; обеспечение благоприятных условий
жизнедеятельности человека; научно обоснованное
сочетание экологических, экономических
и социальных интересов человека, общества
и государства в целях обеспечения устойчивого
развития и благоприятной окружающей
среды. Эти и другие принципы являются
отражением содержательной части концепции
устойчивого развития.
Вместе с тем нельзя не отметить,
что остальные нормы Закона, содержащие
механизмы реализации его основных положений
и принципов, не в полной мере отвечают
требованиям устойчивого развития либо
не учитывают их вовсе. Исключением является
ст.70 Закона, которая предусматривает
проведение научных исследований в области
охраны окружающей среды в целях социального,
экономического и экологически сбалансированного
развития РФ, создания научной основы
охраны окружающей среды, разработки научно
обоснованных мероприятий по улучшению
и восстановлению окружающей среды, обеспечению
устойчивого функционирования естественных
экологических систем, рациональному
использованию и воспроизводству природных
ресурсов, обеспечению экологической
безопасности. Таким образом, новый Закон
содержит только некоторые основы концепции
устойчивого развития и не случайно, подвергается
справедливой критике с позиции заложенных
в нем положений в данном аспекте. Вместе
с тем, данный Закон как головной акт отрасли
российского экологического законодательства
должен быть правовой и информационной
основой обеспечения устойчивого развития,
что вызывает необходимость его совершенствования.
Концепция
устойчивого развития нашла отражение
и в других федеральных экологических
законах как природоресурсных, так и природоохранных.
Например, ФЗ «О животном мире» в числе
целей предусматривает обеспечение биологического
разнообразия, устойчивого использования
всех его компонентов, создания условий
для устойчивого существования животного
мира (ст. 2), а в качестве основного принципа
в области охраны и использования животного
мира, сохранения и восстановления среды
его обитания называет также обеспечение
устойчивого существования и устойчивого
использования животного мира (ст.12). Однако,
последовательной направленности на обеспечение
устойчивого развития в системе законодательных
актов российского экологического законодательства
не прослеживается. В целом в российском
экологическом законодательстве отсутствуют
единые подходы концептуального, стратегического
и тактического характера, направленные
на обеспечение устойчивого развития.
Для современной России не теряют актуальности
выводы, сделанные на Конференции в Рио
в части того, что «большая часть законодательной
деятельности в области окружающей среды
и развития осуществляется бессистемно
и несогласованно или же в ней отсутствуют
механизмы обеспечения соблюдения законов
и их своевременной корректировки.
2.2 Обеспечение устойчивого развития
России
Переход Российской Федерации
к устойчивому развитию обеспечивается
определённой законодательной базой –
Концепцией устойчивого развития (принятой
в 1996 году) и Стратегией (существующей
пока только в виде проекта).
Президентом России Б.Н. Ельциным
1 апреля 1996 года был подписан указ №440
«О концепции перехода Российской Федерации
к устойчивому развитию». Этот документ
утверждал подготовленную Концепцию перехода
России к устойчивому развитию и рекомендовал
правительству учитывать её положения.
В Концепции указывалось, что
последовательный переход к устойчивому
развитию обеспечит «сбалансированное
решение социально-экономических задач
и проблем сохранения благоприятной окружающей
среды и природно-ресурсного потенциала
в целях удовлетворения потребностей
нынешнего и будущих поколений людей».В
документе отмечено, что стратегия социально-экономического
развития, которой придерживались в 20
веке, привела к ряду противоречий, поставила
под угрозу природную основу существования
человека.В Концепции приводятся такие
понятия, как «хозяйственная ёмкость биосферы»,
«биотический механизм регуляции». Здесь
излагается мнение о созвучии идей устойчивого
развития традициям, духу и менталитету
России. Во втором разделе даны общие оценки
ситуации в России на рубеже веков. Речь
идёт о состоянии экономики и социальной
сферы, о воздействии производства на
окружающую природную среду.Далее описаны
задачи, направления и условия перехода
к устойчивому развитию. Среди задач –
стабилизация экологической ситуации,
экологизация экономической деятельности,
распространение экологически ориентированных
методов управления, внедрение энерго-
и ресурсосберегающих технологий, изменение
структуры потребления. Направлениями
перехода страны к устойчивому развитию
названы создание правовой основы перехода
к устойчивому развитию, включая совершенствование
действующего законодательства, определяющего,
экономические механизмы регулирования
природопользования; разработка системы
стимулирования хозяйственной деятельности
и установление пределов ответственности
за ее экологические результаты; оценка
хозяйственной ёмкости локальных и региональных
экосистем; формирование эффективной
системы пропаганды идей устойчивого
развития и создание соответствующей
системы воспитания и обучения.Концепция
перечисляет список приоритетов, выработанный
на конференции в Рио – от сохранения
жизни и здоровья человека до уменьшения
дифференциации в доходах населения.В
документе чётко указывается ведущая
роль государства в создании условий для
перехода к устойчивому развитию, в управлении
этим процессом.Четвёртый раздел посвящён
региональному аспекту устойчивого развития.
Здесь подчёркивается необходимость разработки
и реализации программ перехода к устойчивому
развитию для каждого региона России.Далее
приводятся критерии принятия решений
и показатели устойчивого развития. Даются
общие рекомендации об использовании
показателей для характеристики разных
аспектов устойчивого развития.Отдельный
раздел Концепции посвящён международному
сотрудничеству для достижения устойчивого
развития. Подразумевается, что приоритетами
для страны в этой сфере будут организация
международного партнерства по решению
проблем перехода к устойчивому развитию;
участие в международных научных программах;
создание эффективных механизмов обеспечения
межгосударственного экологического
паритета при решении вопросов о трансграничном
переносе вредных веществ; стимулирование
поступления в Россию экологически ориентированных
инвестиций; обеспечение экологических
интересов во внешнеэкономической деятельности.
Здесь перечислены основные вопросы, которые
могут потребовать международного сотрудничества
- сохранение биоразнообразия; защита
озонового слоя; предотвращению изменения
климата; охрана лесов; борьба с опустыниванием;
развитие и совершенствование системы
ООПТ; обеспечение безопасного уничтожения
химического и ядерного оружия; решение
проблем Мирового океана, сокращение трансграничного
загрязнения, нормализация окружающей
среды в бассейнах Балтийского, Черного,
Азовского, Каспийского морей и Арктическом
регионе.В седьмом разделе Концепции описаны
этапы перехода России к устойчивому развитию.
Hачальный этап перехода России к устойчивому
развитию связан с необходимостью решения
острых экономических и социальных проблем.
Одновременно должны разрабатываться
и выполняться программы оздоровления
среды в зонах экологического кризиса.Следующий
этап связан со структурными преобразованиями
в экономике, технологическим обновлением,
экологизацией процесса социально-экономического
развития, рационализацией использования
природного потенциала России.На заключительном
этапе, согласно Концепции, должна решаться
проблема гармонизации взаимодействия
с природой всего мирового сообщества.
Итогом перехода к устойчивому развитию
будет формирование ноосферы.
3.1 Совершенствование
концепции устойчивого развития
На конференции в Рио-де-Жанейро
так и не было достигнуто решение многих
ключевых вопросов. Для того, чтобы предотвратить
экологическую катастрофу, неизбежную
если не стремиться к реализации концепции
устойчивого развития, необходимо эффективное
международное сотрудничество всех без
исключения стран и народов мира.
Поэтому в рамках ООН нужна
более действенная координация в масштабе
планеты, отдельных стран и регионов по
решению таких насущных проблем, как предотвращение
войн, откуда бы агрессия ни исходила,
борьба с опустошением, голодом, эпидемиями,
детской смертностью и другие
Развернувшийся процесс глобализации
существенно влияет на постановку проблемы
безопасности. Становится очевидным, что
усилия, направляемые на обеспечение безопасности
отдельно взятого объекта безопасности
- государства, общества, личности, фирмы
и т.п., должны одновременно способствовать
и глобальной безопасности, т.е. безопасности
всего человечества. Это означает, что
безопасность любого объекта (субъекта)
не может быть обеспечена в полной мере
без обеспечения глобальной безопасности.
А поскольку безопасность цивилизации
зависит от сохранения биосферы, ее устойчивости
и естественной эволюции, постольку необходимо
обеспечение безопасности (сохранение)
естественной природной среды.
Итак, переход к устойчивому
развитию возможен лишь в глобальном масштабе,
в согласованно-когерентном режиме всех
объектов безопасности (и субъектов также),
а значит, любые решения и действия по
обеспечению безопасности любого объекта
не должны противоречить международно-глобальным
императивам устойчивого развития. Сказанное
относится не только к экологической безопасности,
но и к любому виду безопасности - к экономической,
информационной, социальной и т.д. Отсюда
следует также, что в старой модели - модели
неустойчивого развития - не может быть
обеспечена безопасность ни всего человечества,
ни отдельно взятого государства независимо
от того, по какому типу мыслится ее обеспечение
(американскому, северокорейскому и т.п.).
В начале XXI в. обеспечение безопасности
государства, общества, личности, всей
человеческой культуры зависит не только
от отдельно взятого объекта и субъекта
безопасности, но и от того, осуществляется
ли переход к устойчивому развитию всего
человечества. Кроме того, это означает,
что любые процессы на любом направлении
глобализации - экономическом, финансовом,
культурном, информационном и т.д. - также
должны “работать” не на старую модель
цивилизации, а на глобально-управляемое
устойчивое развитие.
Возможны и улучшения в отдельно
взятых регионах. На сегодняшний день
в России назрела необходимость перехода
от декларативного провозглашения концепции
и принципов устойчивого развития к разработке
и правовому закреплению государственной
стратегии устойчивого развития, содержащей
механизмы ее реализации, а также совершенствования
экологического и другого законодательства
на основе системного комплексного подхода.
В этой связи заслуживает внимания высказанное
в юридической литературе мнение об экологизации
норм других отраслей права в контексте
устойчивого развития. Прежде всего, следует
преодолеть фактически установившееся
в юриспруденции представление о том,
что все отношения, связанные с окружающей
средой, относятся к сфере только экологического
права. Ведь Концепция устойчивого развития,
не отрывая окружающую среду от развития
человечества, затрагивает все сферы общественной
жизни человека: экономические, политические,
социальные, культурные и т.д. Отсюда обеспечение
устойчивого развития превращается в
задачу всей юриспруденции, а не только
какой-то ее части». На сегодняшний день
особую актуальность приобретает предложение
о необходимости разработки проекта базового
Федерального закона «О государственной
политике по обеспечению перехода РФ к
устойчивому развитию».
Что касается экологического
законодательства, то в контексте устойчивого
развития в экологическом законодательстве
и праве России должны быть решены, главным
образом, четыре проблемы. Они касаются:
а) установления научно обоснованных пределов
изъятия природных ресурсов для удовлетворения
экономических потребностей и пределов
вредных химических, физических и биологических
воздействий на природу; б) обеспечения
выполнения экологических требований
при подготовке и принятии хозяйственных
и иных экологически значимых решений;
в) обеспечения выполнения экологических
требований при осуществлении хозяйственной
и иной экологически значимой деятельности;
г) защиты экологических прав и законных
интересов физических и юридических лиц,
в том числе прав и интересов будущих поколений.
Основы эколого-правового обеспечения
концепции устойчивого развития будут
постепенно создаваться в Российской
Федерации по мере развития и совершенствования
правового механизма регулирования экологических
отношений в целом и механизма подготовки
и принятия экологически значимых решений
Потребностям устойчивого развития
отвечают также и другие предложения по
совершенствованию действующего экологического
законодательства и принятию новых законов
- о платежах за негативные воздействия
на окружающую среду, об экологическом
аудите, об экологическом страховании,
о зонах экологического бедствия, об экологической
культуре и др.
В целом же перспективы экологического
законодательства должны быть связаны
с необходимостью учета глобализационного
фактора и концепции устойчивого развития
при решении вопросов, активно обсуждаемых
в последнее время в эколого-правовой
науке: при разработке концепции развития
экологического законодательства, при
разработке и совершенствовании конкретных
нормативных правовых актов системы этого
законодательства исходя из комплексного
подхода, при разработке и правовом закреплении
конкретных административных, экономических
и других механизмов реализации правовых
норм, а также в правоприменительной деятельности.
Не менее важной для реализации
положений устойчивого развития и глобальных
экологических требований, получивших
законодательное оформление, имеет вопрос
об исполнении экологического законодательства,
в том числе при исполнении Россией своего
интернационального экологического долга
и международных экологических рекомендаций
с учетом необходимости решения целого
ряда имеющихся проблем. Представителями
эколого-правовой науки выделяются разные
аспекты реализации принципов и норм устойчивого
развития, содержащихся в правовых актах,
например, способ преодоления отрицательных
стереотипов поведения в данной сфере
со стороны органов исполнительной власти,
организаций и отдельных предпринимателей.
Актуальным является мнение об усилении
государственного и общественного контроля
за исполнением правовых природоохранных
требований, а также о необходимости разъяснения,
внедрения и апробации концепции устойчивого
развития.
Заключение
Работу над созданием концепции
устойчивого развития нельзя считать
завершенной. Определенный отпечаток
накладывает и то, что основополагающий
документ по устойчивому развитию был
создан в результате длительного поиска
компромиссов между людьми самых различных
взглядов и убеждений.
На сегодняшний день не существует
даже общепризнанного определения устойчивого
развития. Особенно часто подчеркивается
сложность практического применения концепции
устойчивого развития.
Тем не менее практической реализации
концепции устойчивого развития в мире
уделяется все возрастающее внимание.
Этим вопросам была посвящена Конференция
ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,
1992). На ней международным сообществом
был принят программный документ по реализации
концепции устойчивого развития. Вопросам
реализации этой программы была посвящена
Специальная сессия Генеральной ассамблеи
ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода
к устойчивому развитию имеют многие страны
мира. В Российской Федерации Концепция
перехода к устойчивому развитию была
принята в 1996 году. Значительное внимание
вопросам практической реализации концепции
устойчивого развития в последнее время
уделяют многие международные организации,
прежде всего ООН и Всемирный банк.
Список литературы
«Наше общее будущее»: Доклад
Международной комиссии по окружающей
среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под
ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета/—М.:Прогресс,
1989
Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет
Р.А. Экономика устойчивого развития. Учебное
пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004, 303
с.
Гвишиани Д.М. Мосты в будущее.
Институт системного анализа, УРСС, Москва,
2004, 269с.
Коробкин В.И., Передельский
Л.В., "Экология", Ростов-на-дону, "Феникс"
2001, 330с.
Кузнецов В.Н. Безопасность
через развитие. - М., 2000.150с.
Лосев А.В., Провадкин Г.Г., "Социальная
экология", М., "ВЛАДОС", 1998.240с.
Петров К.М., "Экология человека",
С-Пб., "ХИМИЗДАТ", 1999.190с.
Протасов В.Ф., "Экология,
здоровье и охрана окружающей среды в
России", М., "Финансы и статистика",
2000, 293с.
Р. Перелет. Экологическая дипломатия.
Международная жизнь, 10, 1988,307с.
Устойчивое экологобезопасное
развитие: Курс лекций/ Под ред. А. Д. Урсула.
— М.: Издательство РАГС, 2001,254с.
11. Бобылев С.Н. Экологизация
экономического развития. М., 1993