Совершенствование концепции устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 23:30, реферат

Описание работы

Понятие «устойчивое развитие» было введено в мировую науку и политику комиссией Брутланд как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этом определении отражается экстенсивность нынешнего этапа развития человечества и наличие ресурсных ограничений. Ресурсные ограничения носят комплексный характер и связаны не только с ограниченностью собственно минерального сырья, но и со взаимодействием и взаимовлиянием между антропосистемой и биосферой

Содержание работы

Введение
Принципы концепции устойчивого развития
Сущность концеции устойчивого развития
2.1 Концепция устойчивого развития в российском законодательстве
2.2 Обеспечение устойчивого развития России
3.1 Совершенствование концепции устойчивого развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

концепция устойчивого развития.docx

— 50.01 Кб (Скачать файл)

В Экологической доктрине определена основная задача в области международного сотрудничества – реализация интересов Российской Федерации путем участия в решении глобальных и региональных экологических проблем в регулировании глобализации в интересах устойчивого развития мирового сообщества.

Вместе с тем, несмотря на прогрессивные идеи, заложенные в Экологической доктрине с позиций глобализации и устойчивого развития, нельзя не отметить низкую реализуемость ее положений как в аспектах их дальнейшего учета в процессе совершенствования экологического законодательства, с точки зрения развития и законодательного закрепления положений современной государственной экологической политики, так и в правоприменительной деятельности. Причина этого видится в первую очередь в недостаточном правовом уровне нормативного акта, придавшего правовой статус Экологической доктрине.

Принципиально важным моментом является преемственное закрепление основ устойчивого развития в новом головном акте современного этапа развития экологического законодательства – ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.). В преамбуле этого Закона предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, которое реализуется через механизмы, названные в главе Ш «Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды». Природные богатства определены в качестве основы устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Установлено, что Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В числе принципов охраны окружающей среды предусмотрены, в частности,: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Эти и другие принципы являются отражением содержательной части концепции устойчивого развития.

Вместе с тем нельзя не отметить, что остальные нормы Закона, содержащие механизмы реализации его основных положений и принципов, не в полной мере отвечают требованиям устойчивого развития либо не учитывают их вовсе. Исключением является ст.70 Закона, которая предусматривает проведение научных исследований в области охраны окружающей среды в целях социального, экономического и экологически сбалансированного развития РФ, создания научной основы охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению и восстановлению окружающей среды, обеспечению устойчивого функционирования естественных экологических систем, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Таким образом, новый Закон содержит только некоторые основы концепции устойчивого развития и не случайно, подвергается справедливой критике с позиции заложенных в нем положений в данном аспекте. Вместе с тем, данный Закон как головной акт отрасли российского экологического законодательства должен быть правовой и информационной основой обеспечения устойчивого развития, что вызывает необходимость его совершенствования.

Концепция устойчивого развития нашла отражение и в других федеральных экологических законах как природоресурсных, так и природоохранных. Например, ФЗ «О животном мире» в числе целей предусматривает обеспечение биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира (ст. 2), а в качестве основного принципа в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания называет также обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира (ст.12). Однако, последовательной направленности на обеспечение устойчивого развития в системе законодательных актов российского экологического законодательства не прослеживается. В целом в российском экологическом законодательстве отсутствуют единые подходы концептуального, стратегического и тактического характера, направленные на обеспечение устойчивого развития. Для современной России не теряют актуальности выводы, сделанные на Конференции в Рио в части того, что «большая часть законодательной деятельности в области окружающей среды и развития осуществляется бессистемно и несогласованно или же в ней отсутствуют механизмы обеспечения соблюдения законов и их своевременной корректировки.

 

 

 

2.2   Обеспечение устойчивого развития России

 

Переход Российской Федерации к устойчивому развитию обеспечивается определённой законодательной базой – Концепцией устойчивого развития (принятой в 1996 году) и Стратегией (существующей пока только в виде проекта).

Президентом России Б.Н. Ельциным 1 апреля 1996 года был подписан указ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Этот документ утверждал подготовленную Концепцию перехода России к устойчивому развитию и рекомендовал правительству учитывать её положения.

В Концепции указывалось, что последовательный переход к устойчивому развитию обеспечит «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».В документе отмечено, что стратегия социально-экономического развития, которой придерживались в 20 веке, привела к ряду противоречий, поставила под угрозу природную основу существования человека.В Концепции приводятся такие понятия, как «хозяйственная ёмкость биосферы», «биотический механизм регуляции». Здесь излагается мнение о созвучии идей устойчивого развития традициям, духу и менталитету России. Во втором разделе даны общие оценки ситуации в России на рубеже веков. Речь идёт о состоянии экономики и социальной сферы, о воздействии производства на окружающую природную среду.Далее описаны задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию. Среди задач – стабилизация экологической ситуации, экологизация экономической деятельности, распространение экологически ориентированных методов управления, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменение структуры потребления. Направлениями перехода страны к устойчивому развитию названы создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, экономические механизмы регулирования природопользования; разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты; оценка хозяйственной ёмкости локальных и региональных экосистем; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.Концепция перечисляет список приоритетов, выработанный на конференции в Рио – от сохранения жизни и здоровья человека до уменьшения дифференциации в доходах населения.В документе чётко указывается ведущая роль государства в создании условий для перехода к устойчивому развитию, в управлении этим процессом.Четвёртый раздел посвящён региональному аспекту устойчивого развития. Здесь подчёркивается необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона России.Далее приводятся критерии принятия решений и показатели устойчивого развития. Даются общие рекомендации об использовании показателей для характеристики разных аспектов устойчивого развития.Отдельный раздел Концепции посвящён международному сотрудничеству для достижения устойчивого развития. Подразумевается, что приоритетами для страны в этой сфере будут организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию; участие в международных научных программах; создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ; стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных инвестиций; обеспечение экологических интересов во внешнеэкономической деятельности. Здесь перечислены основные вопросы, которые могут потребовать международного сотрудничества - сохранение биоразнообразия; защита озонового слоя; предотвращению изменения климата; охрана лесов; борьба с опустыниванием; развитие и совершенствование системы ООПТ; обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия; решение проблем Мирового океана, сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и Арктическом регионе.В седьмом разделе Концепции описаны этапы перехода России к устойчивому развитию. Hачальный этап перехода России к устойчивому развитию связан с необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. Одновременно должны разрабатываться и выполняться программы оздоровления среды в зонах экологического кризиса.Следующий этап связан со структурными преобразованиями в экономике, технологическим обновлением, экологизацией процесса социально-экономического развития, рационализацией использования природного потенциала России.На заключительном этапе, согласно Концепции, должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Итогом перехода к устойчивому развитию будет формирование ноосферы.

 

 

 

 

 

3.1   Совершенствование концепции устойчивого развития

 

На конференции в Рио-де-Жанейро так и не было достигнуто решение многих ключевых вопросов. Для того, чтобы предотвратить экологическую катастрофу, неизбежную если не стремиться к реализации концепции устойчивого развития, необходимо эффективное международное сотрудничество всех без исключения стран и народов мира.

Поэтому в рамках ООН нужна более действенная координация в масштабе планеты, отдельных стран и регионов по решению таких насущных проблем, как предотвращение войн, откуда бы агрессия ни исходила, борьба с опустошением, голодом, эпидемиями, детской смертностью и другие

Развернувшийся процесс глобализации существенно влияет на постановку проблемы безопасности. Становится очевидным, что усилия, направляемые на обеспечение безопасности отдельно взятого объекта безопасности - государства, общества, личности, фирмы и т.п., должны одновременно способствовать и глобальной безопасности, т.е. безопасности всего человечества. Это означает, что безопасность любого объекта (субъекта) не может быть обеспечена в полной мере без обеспечения глобальной безопасности. А поскольку безопасность цивилизации зависит от сохранения биосферы, ее устойчивости и естественной эволюции, постольку необходимо обеспечение безопасности (сохранение) естественной природной среды.

Итак, переход к устойчивому развитию возможен лишь в глобальном масштабе, в согласованно-когерентном режиме всех объектов безопасности (и субъектов также), а значит, любые решения и действия по обеспечению безопасности любого объекта не должны противоречить международно-глобальным императивам устойчивого развития. Сказанное относится не только к экологической безопасности, но и к любому виду безопасности - к экономической, информационной, социальной и т.д. Отсюда следует также, что в старой модели - модели неустойчивого развития - не может быть обеспечена безопасность ни всего человечества, ни отдельно взятого государства независимо от того, по какому типу мыслится ее обеспечение (американскому, северокорейскому и т.п.). В начале XXI в. обеспечение безопасности государства, общества, личности, всей человеческой культуры зависит не только от отдельно взятого объекта и субъекта безопасности, но и от того, осуществляется ли переход к устойчивому развитию всего человечества. Кроме того, это означает, что любые процессы на любом направлении глобализации - экономическом, финансовом, культурном, информационном и т.д. - также должны “работать” не на старую модель цивилизации, а на глобально-управляемое устойчивое развитие.

Возможны и улучшения в отдельно взятых регионах. На сегодняшний день в России назрела необходимость перехода от декларативного провозглашения концепции и принципов устойчивого развития к разработке и правовому закреплению государственной стратегии устойчивого развития, содержащей механизмы ее реализации, а также совершенствования экологического и другого законодательства на основе системного комплексного подхода. В этой связи заслуживает внимания высказанное в юридической литературе мнение об экологизации норм других отраслей права в контексте устойчивого развития. Прежде всего, следует преодолеть фактически установившееся в юриспруденции представление о том, что все отношения, связанные с окружающей средой, относятся к сфере только экологического права. Ведь Концепция устойчивого развития, не отрывая окружающую среду от развития человечества, затрагивает все сферы общественной жизни человека: экономические, политические, социальные, культурные и т.д. Отсюда обеспечение устойчивого развития превращается в задачу всей юриспруденции, а не только какой-то ее части». На сегодняшний день особую актуальность приобретает предложение о необходимости разработки проекта базового Федерального закона «О государственной политике по обеспечению перехода РФ к устойчивому развитию».

Что касается экологического законодательства, то в контексте устойчивого развития в экологическом законодательстве и праве России должны быть решены, главным образом, четыре проблемы. Они касаются: а) установления научно обоснованных пределов изъятия природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей и пределов вредных химических, физических и биологических воздействий на природу; б) обеспечения выполнения экологических требований при подготовке и принятии хозяйственных и иных экологически значимых решений; в) обеспечения выполнения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной экологически значимой деятельности; г) защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе прав и интересов будущих поколений. Основы эколого-правового обеспечения концепции устойчивого развития будут постепенно создаваться в Российской Федерации по мере развития и совершенствования правового механизма регулирования экологических отношений в целом и механизма подготовки и принятия экологически значимых решений

Потребностям устойчивого развития отвечают также и другие предложения по совершенствованию действующего экологического законодательства и принятию новых законов - о платежах за негативные воздействия на окружающую среду, об экологическом аудите, об экологическом страховании, о зонах экологического бедствия, об экологической культуре и др.

В целом же перспективы экологического законодательства должны быть связаны с необходимостью учета глобализационного фактора и концепции устойчивого развития при решении вопросов, активно обсуждаемых в последнее время в эколого-правовой науке: при разработке концепции развития экологического законодательства, при разработке и совершенствовании конкретных нормативных правовых актов системы этого законодательства исходя из комплексного подхода, при разработке и правовом закреплении конкретных административных, экономических и других механизмов реализации правовых норм, а также в правоприменительной деятельности.

Не менее важной для реализации положений устойчивого развития и глобальных экологических требований, получивших законодательное оформление, имеет вопрос об исполнении экологического законодательства, в том числе при исполнении Россией своего интернационального экологического долга и международных экологических рекомендаций с учетом необходимости решения целого ряда имеющихся проблем. Представителями эколого-правовой науки выделяются разные аспекты реализации принципов и норм устойчивого развития, содержащихся в правовых актах, например, способ преодоления отрицательных стереотипов поведения в данной сфере со стороны органов исполнительной власти, организаций и отдельных предпринимателей. Актуальным является мнение об усилении государственного и общественного контроля за исполнением правовых природоохранных требований, а также о необходимости разъяснения, внедрения и апробации концепции устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Работу над созданием концепции устойчивого развития нельзя считать завершенной. Определенный отпечаток накладывает и то, что основополагающий документ по устойчивому развитию был создан в результате длительного поиска компромиссов между людьми самых различных взглядов и убеждений.

На сегодняшний день не существует даже общепризнанного определения устойчивого развития. Особенно часто подчеркивается сложность практического применения концепции устойчивого развития.

Тем не менее практической реализации концепции устойчивого развития в мире уделяется все возрастающее внимание. Этим вопросам была посвящена Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). На ней международным сообществом был принят программный документ по реализации концепции устойчивого развития. Вопросам реализации этой программы была посвящена Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН (23-27 июня 1997 года). Свои программы перехода к устойчивому развитию имеют многие страны мира. В Российской Федерации Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 1996 году. Значительное внимание вопросам практической реализации концепции устойчивого развития в последнее время уделяют многие международные организации, прежде всего ООН и Всемирный банк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

«Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета/—М.:Прогресс, 1989

Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р.А. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004, 303 с.

Гвишиани Д.М. Мосты в будущее. Институт системного анализа, УРСС, Москва, 2004, 269с.

Коробкин В.И., Передельский Л.В., "Экология", Ростов-на-дону, "Феникс" 2001, 330с.

Кузнецов В.Н. Безопасность через развитие. - М., 2000.150с.

Лосев А.В., Провадкин Г.Г., "Социальная экология", М., "ВЛАДОС", 1998.240с.

Петров К.М., "Экология человека", С-Пб., "ХИМИЗДАТ", 1999.190с.

Протасов В.Ф., "Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России", М., "Финансы и статистика", 2000, 293с.

Р. Перелет. Экологическая дипломатия. Международная жизнь, 10, 1988,307с.

Устойчивое экологобезопасное развитие: Курс лекций/ Под ред. А. Д. Урсула. — М.: Издательство РАГС, 2001,254с.

11. Бобылев С.Н. Экологизация  экономического развития. М., 1993

 

 


Информация о работе Совершенствование концепции устойчивого развития