Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1.Система «пожизненного найма» 5
1.2.Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству». 8
1.3. Система принятия решений «рингисэй». 13
1.4.Организационные структуры управления. 14
1.5. Подготовка кадров 19
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 22
2.1. Общие практические аспекты японских фирм. 22
2.2. Кадровая политика. 28
2.3.Система контроля 31
2.4.Профсоюзы в Японии 34
2.5. Японский менеджмент в России. 36
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 45
На автозаводе «Урал» перестраивают производственную
систему в соответствии с подходами «Лин
продакшн».Заводы «Уралмаш» и «ВСМПО-Ависма»
внедряют пилотные проекты управления
технологическим циклом «Бережливое производство»,
который базируется на принципах кайдзен
.На Уралмаше начали с самого простого:
с подробной карты производственного
процесса. Каждый процесс делили на более
мелкие составляющие и определяли затраты
на каждом шаге. В результате сократилось
время документооборота, изменилась структура
ремонтных подразделений. «Уборка» по
методу «точек порядка» тоже принесла
результаты — десятки тонн металла, которые
лежали как мусор, вывезли из цехов, разложили
бумаги на рабочих местах. По мнению
директора предприятия, «бережливое производство»
(оно же Lean Production) в ближайшие годы будет
наиболее востребованным в российских
компаниях инструментом кайдзен.
Но в России есть проблема внедрения принципов японского менеджмента. Одна из них — разница культуры и менталитета Японии и России, не позволяющая заимствовать опыт «напрямую». Японский менталитет и бизнес отличает методичность: пошаговое выполнение любых задач с постоянным улучшением результата. В противоположность японскому, в русском менталитете умения и осознания необходимости «беречь каждую копейку» не было и нет.
Российские компании осознают выгоду японских принципов менеджмента, но не готовы воспринимать их в целом. Поэтому внедрение японского менеджмента идет частично, только то, что считается более выгодным.
В модели японского менеджмента, безусловно, много положительных сторон. Оригинальная система управления принесла японским компаниям мировой успех в отраслях, связанных с производством массовой стандартной продукции. Однако в информационную эпоху базовыми являются те отрасли, продукция которых в значительной степени ориентирована на конкретного, иногда единичного потребителя. Соответственно этому должны измениться характер управления фирмами и сами фирмы. Ведь то, что раньше приносило победу в конкурентной борьбе, сегодня грозит обернуться источником поражения. Чтобы продолжать свою успешную работу стоит прибегать к деловой разведке.
Сегодня уже не стоит вопрос о целесообразности проведения деловой разведки. Многие руководители предприятий понимают, что это напрямую связано с корпоративной безопасностью. Угроза для последней, как правило, возникает из-за конфликта интересов, который в условиях конкурентной борьбы присутствует всегда.
Деловая разведка — это постоянный процесс сбора, обработки, оценки и накопления данных, их анализа с целью принятия оптимальных решений. В самом процессе ее проведения можно выделить следующие этапы:
На каждом этапе используют свои, соответствующие моменту методы. Начинают любую работу с накопления материала. На этой стадии наиболее эффективен мониторинг различных источников информации. Специалисты в области деловой разведки считают, что большинство сведений о намерениях конкурентов, порой даже секретных, есть в открытых источниках. Можно выделить следующие каналы получения необходимых материалов:
Иногда для получения данных необходимо обращение в государственные или правоохранительные органы. Так, налоговая служба может предоставить сведения о госрегистрации, юридическом и фактическом адресах, учредителях. В некоторых случаях прибегают к тактическим хитростям. Делают так называемую оперативную закупку товара. Цель такой акции — исследовать (разобрать, собрать) конструкцию продукции конкурентов. Или другой пример: проведение анкетирования персонала под видом маркетингового исследования. Если вас интересуют какие-то научные разработки, но вы не имеете доступа в лаборатории, можно предложить контракты на финансирование исследовательских работ. Даже затяжные и, казалось бы, бессмысленные переговоры могут быть очень результативны, ведь в их процессе часто запрашивают дополнительные данные.
Кроме того, существуют специальные
компьютерные программы, позволяющие
собирать и сортировать информацию,
структурировать и
На следующем этапе функционирования деловой разведки происходит обработка и анализ собранного материала. Собственно, на этой стадии сведения переходят в знания, которые способны обеспечить понимание ситуации, а следовательно, и управление ею. На данной ступени обязательно обращение к специалистам, экспертам в определенных областях, использующих собственные аналитические методы. Среди них особенно следует выделить:
При проведении бенчмаркинга эти параметры также учитывают.
Все перечисленные методики направлены не только на изучение опыта работы конкурентов, но и на выявление их слабых сторон с целью укрепления собственного положения на рынке. Любое, даже успешно развивающееся предприятие, имеет уязвимые места.
Последний этап работы — выдача «оценочной» информации, которая направлена на принятие руководством верных управленческих решений.
Есть и еще один аспект в целесообразности проведения мероприятий, осуществляемых деловой разведкой — защита интересов собственного бизнеса, страхование рисков. Гарантией относительного спокойствия могут стать знания, полученные в ходе деловой разведки.
Данный метод широко используется японскими компаниями для повышения эффективности их деятельности.
Япония - маленькая страна. Плотность населения высока. Ресурсы ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.
Японцы хорошо умеют не только использовать в собственных целях достижения других стран, но и в своем прошлом находить опорные точки для дальнейшего роста. Все дело - в отношении к человеческому ресурсу, к тому ресурсу, качество которого определяет эффективность использования всех остальных - материальных, финансовых, географических, информационных и иных.
Сотрудники работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового обсуждения.
Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.
Японским менеджерам удалось создать на предприятиях такие условия, при которых рабочие самостоятельно стали объединяться в группы по изучению методов управления качеством и их применению на своих рабочих местах. В Японии эти группы называют "кружками контроля качества". Кроме этого, непременным условием эффективного труда служит благоприятный психологический климат в японских компаниях.
Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности.
Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Сегодня многие западные и некоторые российские компании удачно используют принципы японского менеджмента.
Информация о работе Совершенствования деятельности предприятия