Совершенствования деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей.

Содержание работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 5
1.1.Система «пожизненного найма» 5
1.2.Система оплаты и служебного продвижения «по старшинству». 8
1.3. Система принятия решений «рингисэй». 13
1.4.Организационные структуры управления. 14
1.5. Подготовка кадров 19
2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. 22
2.1. Общие практические аспекты японских фирм. 22
2.2. Кадровая политика. 28
2.3.Система контроля 31
2.4.Профсоюзы в Японии 34
2.5. Японский менеджмент в России. 36
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 45

Файлы: 1 файл

Япония 2.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

На автозаводе «Урал» перестраивают производственную систему в соответствии с подходами «Лин продакшн».Заводы «Уралмаш» и «ВСМПО-Ависма» внедряют пилотные проекты управления технологическим циклом «Бережливое производство», который базируется на принципах кайдзен .На Уралмаше начали с самого простого: с подробной карты производственного процесса. Каждый процесс делили на более мелкие составляющие и определяли затраты на каждом шаге. В результате сократилось время документооборота, изменилась структура ремонтных подразделений. «Уборка» по методу «точек порядка» тоже принесла результаты — десятки тонн металла, которые лежали как мусор, вывезли из цехов, разложили бумаги на рабочих местах. По мнению  
директора предприятия, «бережливое производство» (оно же Lean Production) в ближайшие годы будет наиболее востребованным в российских компаниях инструментом кайдзен.

Но в России есть проблема внедрения принципов японского  менеджмента. Одна из них — разница  культуры и менталитета Японии и  России, не позволяющая заимствовать опыт «напрямую». Японский менталитет и бизнес отличает методичность: пошаговое выполнение любых задач с постоянным улучшением результата. В противоположность японскому, в русском менталитете умения и осознания необходимости «беречь каждую копейку» не было и нет.

Российские компании осознают выгоду японских принципов  менеджмента, но не готовы воспринимать их в целом. Поэтому внедрение  японского менеджмента идет частично, только то, что считается более  выгодным.

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

В модели японского менеджмента, безусловно, много положительных  сторон. Оригинальная система управления принесла японским компаниям мировой  успех в отраслях, связанных с  производством массовой стандартной  продукции. Однако в информационную эпоху базовыми являются те отрасли, продукция которых в значительной степени ориентирована на конкретного, иногда единичного потребителя. Соответственно этому должны измениться характер управления фирмами и сами фирмы. Ведь то, что раньше приносило победу в конкурентной борьбе, сегодня грозит обернуться источником поражения. Чтобы продолжать свою успешную работу стоит прибегать к деловой разведке.

Сегодня уже не стоит  вопрос о целесообразности проведения деловой разведки. Многие руководители предприятий понимают, что это напрямую связано с корпоративной безопасностью. Угроза для последней, как правило, возникает из-за конфликта интересов, который в условиях конкурентной борьбы присутствует всегда.

Деловая разведка — это  постоянный процесс сбора, обработки, оценки и накопления данных, их анализа с целью принятия оптимальных решений. В самом процессе ее проведения можно выделить следующие этапы:

  • сбор данных, которые, по сути, еще не являются информацией;
  • структурирование информации;
  • хранение и анализ структурированных данных;
  • синтез знаний, они и станут первым продуктом деловой разведки;
  • фаза принятия управленческого решения (стратегического или тактического);
  • принятие решения приводит к действию и, соответственно, к конкретному результату.

На каждом этапе используют свои, соответствующие моменту методы. Начинают любую работу с накопления материала. На этой стадии наиболее эффективен мониторинг различных источников информации. Специалисты в области деловой разведки считают, что большинство сведений о намерениях конкурентов, порой даже секретных, есть в открытых источниках. Можно выделить следующие каналы получения необходимых материалов:

  • СМИ — в данном случае важно направлять внимание не только на специальную литературу или профильные издания. Часто крупицы информации можно обнаружить в неосторожном интервью или необдуманном комментарии. Даже рекламные объявления или список опубликованных вакансий способны навести на размышления о планируемых мероприятиях;
  • Интернет — всемирная глобальная сеть дает возможность получить сведения о любом человеке, товаре, предприятии. Посетить сайт компании — все равно, что побывать в самой фирме. Здесь можно найти информацию об услугах, продукции, контактах, сотрудниках, планах, новинках и т. п.;
  • ярмарки, выставки, конференции, семинары. Некоторые почему-то забывают о таком методе, как визуальный мониторинг. А между тем, именно его использование может подкорректировать наше представление о стратегии компании-конкурента. Как правило, к проведению таких акций, как выставки или конференции, очень тщательно готовятся, фирмы хотят продемонстрировать свою новую продукцию или хотя бы рассказать о ней. Посещение подобных мероприятий дает возможность получить наглядное впечатление, определить степень интереса к новинке как со стороны потенциальных партнеров, так и со стороны потребителя, увидеть результаты всевозможных тестов или сравнительных испытаний. Небезынтересным в этом смысле будет изучение книги отзывов. К визуальному мониторингу можно отнести и обход торговых точек конкурирующих компаний. Наблюдения такого рода дают материал о товарном ассортименте, работе персонала, услугах, ценовой политике, портрете покупателя и т. п.;
  • неформальное общение с коллегами и партнерами. Не должна ускользать от внимания и информация, не подтвержденная официальными источниками или СМИ. Кулуарные беседы с коллегами по бизнесу зачастую способны добавить более достоверные сведения. Особая категория людей, представляющая интерес, — VIP-клиенты конкурентов по бизнесу, которые тоже могут сообщить много интересного.

Иногда для получения  данных необходимо обращение в государственные  или правоохранительные органы. Так, налоговая служба может предоставить сведения о госрегистрации, юридическом  и фактическом адресах, учредителях. В некоторых случаях прибегают  к тактическим хитростям. Делают так называемую оперативную закупку товара. Цель такой акции — исследовать (разобрать, собрать) конструкцию продукции конкурентов. Или другой пример: проведение анкетирования персонала под видом маркетингового исследования. Если вас интересуют какие-то научные разработки, но вы не имеете доступа в лаборатории, можно предложить контракты на финансирование исследовательских работ. Даже затяжные и, казалось бы, бессмысленные переговоры могут быть очень результативны, ведь в их процессе часто запрашивают дополнительные данные.

Кроме того, существуют специальные  компьютерные программы, позволяющие  собирать и сортировать информацию, структурировать и анализировать  ее и даже выстраивать прогноз  развития ситуации.

На следующем этапе  функционирования деловой разведки происходит обработка и анализ собранного материала. Собственно, на этой стадии сведения переходят в знания, которые способны обеспечить понимание ситуации, а следовательно, и управление ею. На данной ступени обязательно обращение к специалистам, экспертам в определенных областях, использующих собственные аналитические методы. Среди них особенно следует выделить:

  • SWOT-анализ, этим способом изучают сильные (S) и слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T). Причем объектом анализа может быть как работа фирмы в целом, так и отдельные сегменты ее деятельности. При проведении исследования в центре внимания внутренние факторы (S и W) и внешние (O и T). Цель анализа — получить ответы на вопросы: что делать; что развивать; с чем бороться; что исключить;
  • бенчмаркинг — анализ и сравнение конкурентных преимуществ (от англ. bench — уровень и mark — отметка). Есть несколько трактовок понятия, в том числе — опорная отметка или эталонное сравнение. Однако подобная процедура подразумевает не только сопоставление, но и изучение успешного опыта других. Для того чтобы занять лидирующее положение на рынке, необходимо сконцентрировать свои силы по следующим направлениям и предложить:
  • продукцию с параметрами, превосходящими аналоги (такими критериями может быть цена, набор функций, даже цветовая гамма и пр.);
  • исключительное качество;
  • более совершенный уровень обслуживания;
  • новый бренд-имидж.

При проведении бенчмаркинга эти параметры также учитывают.

Все перечисленные методики направлены не только на изучение опыта работы конкурентов, но и на выявление их слабых сторон с целью укрепления собственного положения на рынке. Любое, даже успешно развивающееся предприятие, имеет уязвимые места.

Последний этап работы —  выдача «оценочной» информации, которая  направлена на принятие руководством верных управленческих решений.

Есть и еще один аспект в целесообразности проведения мероприятий, осуществляемых деловой  разведкой — защита интересов  собственного бизнеса, страхование  рисков. Гарантией относительного спокойствия могут стать знания, полученные в ходе деловой разведки.

Данный метод широко используется японскими компаниями для повышения эффективности  их деятельности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Япония - маленькая страна. Плотность населения высока. Ресурсы  ограничены. Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

Японцы хорошо умеют  не только использовать в собственных целях достижения других стран, но и в своем прошлом находить опорные точки для дальнейшего роста. Все дело - в отношении к человеческому ресурсу, к тому ресурсу, качество которого определяет эффективность использования всех остальных - материальных, финансовых, географических, информационных и иных.

Сотрудники работают группой более эффективно, чем  европейцы, особенно когда перед  ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в  Японии путем группового обсуждения.

Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

Японским менеджерам удалось создать на предприятиях такие условия, при которых рабочие  самостоятельно стали объединяться в группы по изучению методов управления качеством и их применению на своих рабочих местах. В Японии эти группы называют "кружками контроля качества". Кроме этого, непременным условием эффективного труда служит благоприятный психологический климат в японских компаниях.

Японский менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности.

Овладение стержнем японского  менеджмента – отказ от узкой  специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким  развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.

Сегодня многие западные и некоторые российские компании удачно используют принципы японского  менеджмента.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Борисова С.П. Теория управления. М.Дело. 2000. 234 с.
  2. Вахрушев В. Принципы Японского управления//Эти невероятные японцы. М.Прогресс, 1992. 32 с.
  3. Глиньский Б. О японском опыте управления //Проблемы теории и практики управления 2001. № 4 с. 110 – 114
  4. Гончаров В. Ключевые моменты управления и их практическое значение. М.: Дело. 1997. 192 с.
  5. Грейсон Д., О”Делл К. Американский менеджмент на пороге ХХI века. Экономика.: Дело 2002. 436 с.
  6. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. М.:Дело, 2006 . 272 с.
  7. Журавлев П. Мировой опыт в управлении персоналом. М.:Прогресс. 2000. 232 с.
  8. Как работают японские предприятия /под ред. Я.Мондена и др. М.: Экономика 2000, 176 с.
  9. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: ИНФА – М.2005. 366с.
  10. Крылов В.М. Управление качеством в промышленных фирмах Японии. М.: Дис. 2001
  11. Латышев И.А. Лицо и изнанка экономического чуда в Японии. М.:Наука. 2002. 86с.
  12. Липатова М.Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом //Социологические исследования. 2001-№12 ст.130-133
  13. Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирме. М.:Наука. 2002, 194 с.
  14. Михайлов А. Главный сек<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoratio

Информация о работе Совершенствования деятельности предприятия