Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:23, контрольная работа
Цель работы - изучить сущность социального управления в обществе. Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами;
-раскрыть понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах;
-определить принцип демократического централизма в социологии управления;
-проанализировать участие граждан в управлении социальными процессами;
-рассмотреть предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе;
Введение
1. Роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами.
2. Понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах.
3. Принцип демократического централизма в социологии управления.
4. Участие граждан в управлении социальными процессами.
5. Предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе. Построение «дерева целей».
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение 1. Роль государства и
различных социальных 2. Понятие «самоуправление»,
возможности существования 3. Принцип демократического
централизма в социологии 4. Участие граждан в
управлении социальными 5. Предложения по Заключение Список использованной литературы |
3
4
8 14 15 17
20 22 |
Введение
Со времен Огюста Конта, впервые введшего в 30-е годы 19 века термин "социология", данная наука рассматривает взаимодействие человека и общества в динамическом развитии, в процессе социальных изменений, объединяя все знания об обществе как едином организме, и, учитывая и изучая все факты, дает им научное обоснование. Не подлежит сомнению то, что общество изменяется, а, следовательно, изменяются социальные связи, отношения между людьми, их роли и статусы. Таким образом, подвергается изменению сама социальная структура общества, преобладающие в нем ценности, закрепленные нормы и стандарты поведения; претерпевают изменения научные и религиозные взгляды, нормы морали; появляются новые виды искусства, нормы права, изменяются типы и формы государства. Такие перемены в жизни общества определяются понятием "социальные изменения". Социальный процесс – это множество однонаправленных и повторяющихся социальных действий, выделяемых из бесчисленного количества других, выполняемых субъектом и направленных на объект для получения изначально заданного результата.
Цель работы - изучить сущность социального управления в обществе. Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами;
-раскрыть понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах;
-определить принцип демократического централизма в социологии управления;
-проанализировать участие граждан в управлении социальными процессами;
-рассмотреть предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе;
-раскрыть
построение "дерева целей".
1. Роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами.
Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство - специфическая форма организации управления обществом. В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)
Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.
Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.
Политическая система включает в себя четыре подсистемы:
- политические организации;
- политические нормы;
- политические отношения;
- политическая идеология.
Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.
Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.
а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.
б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.
в) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций).
г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство государственной власти проявляется:
- в общеобязательности ее решений для населения;
- в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;
- в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;
- в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).
- Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.
На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.
Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института. Назначение государства состоит в организации управления обществом. Иначе говоря, государство - это специальное учреждение, предназначенное для принятия управленческих, политических решений в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения. Государство обладает публичными органами.
Особое место государства в политической системе общества предопределяется также тем фактором, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по крайней мере, стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения.
2. Понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в разных общественных системах.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явление, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ.
С. Ожегов в толковом словаре так определяет семантическое значение этого слова:
«Право на внутреннее управление своими местными силами. Право решать дела внутреннего управления по собственным законам, в пределах национально-территориальной единицы, автономии».
Анализ понятия местного самоуправления как формы и способа организации и осуществления власти на местах позволяет представить местное самоуправление как систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов жителей данной территории.
Можно представить, что для существования местного самоуправления на территории нужны определенные условия:
- круг местных проблем, решение которых возможно собственными силами и средствами;
- инициатива и желание граждан самостоятельно и ответственно решать эти проблемы;
- правовая основа (Конституция, законодательство и устав органа местного самоуправления), дающая возможность и гарантирующая реализацию права населения на местное самоуправление;
- финансово-бюджетные возможности территории для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- согласование местных интересов с региональными и общегосударственными;
- четкое разграничение собственности между органом местного самоуправления и государственными органами;
- наличие квалифицированных кадров, способных профессионально реализовывать функции управления;
- географические условия территории (относительная компактность проживания, существование общей инфраструктуры, климатические условия и др.).
Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении.
В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством граждане осуществляют местное самоуправление в форме прямого волеизъявления (референдумы, выборы, собрания, сходы и др.) и через избираемые органы местного самоуправления.
Наиболее демократичной и эффективной формой является местный референдум, когда гражданин осуществляет в полной мере и непосредственно свои властные полномочия.
Реализация функций местного самоуправления на территории осуществляется через организационную структуру, которая должна обеспечивать наиболее эффективное их осуществление. Обязательным в структуре органов местного самоуправления является наличие предварительного органа или должностного лица, избираемого непосредственно жителями. Этим органом или должностным лицом формируются исполнительные структуры (администрация), которые реализуют решения представительного органа.