Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:23, контрольная работа
Цель работы - изучить сущность социального управления в обществе. Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами;
-раскрыть понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах;
-определить принцип демократического централизма в социологии управления;
-проанализировать участие граждан в управлении социальными процессами;
-рассмотреть предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе;
Введение
1. Роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами.
2. Понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах.
3. Принцип демократического централизма в социологии управления.
4. Участие граждан в управлении социальными процессами.
5. Предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе. Построение «дерева целей».
Заключение
Список использованной литературы
Российский и мировой опыт предлагает большое многообразие организационных форм местного самоуправления. Выделим основные и наиболее распространенные: земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.).
Основным правовым документом органов местного самоуправления является устав (положение) о местном самоуправлении данной территории. В уставе указываются: границы и состав территории местного самоуправления, вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных органов и должностных лиц, сроки полномочий, виды и порядок принятия нормативных актов, ответственность органов местного самоуправления, статус избираемых лиц (депутатов, советников и т. п.), экономическая и финансовая основа местного самоуправления и другие положения.
В системе местного самоуправления России в соответствии со ст.. 27 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив.
Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:
- единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;
- сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как главных способов осуществления самоуправленческих функций;
- сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного самоуправления;
- экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;
- волеизъявление граждан через представительные и исполнительные (администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные референдумы, собрания (сходы) и иные формы непосредственной демократии;
- сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории;
- самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня местного самоуправления;
- многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления;
- сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного законодательного регулирования с большим объемом актов локального нормотворчества.
Реализация перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.
Территориальной основой местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 131) являются городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций. Финансово-экономической основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).
Функции местного самоуправления:
1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации федерального и местного законодательства на территории.
Реализация этой функции заключается в принятии нормативных документов, определяющих и регулирующих порядок решения местных вопросов, в первую очередь, принятие устава (положения) о местном самоуправлении на данной территории. Контрольная функция является особенно важной для представительного органа местного самоуправления по вопросам бюджета и плана социально-экономического развития территории.
2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
Финансово-бюджетные средства должны всегда соответствовать двум условиям: стабильности и достаточности. Это означает, что деньги в бюджет должны поступать регулярно и непрерывно, и этих денег должно хватать на реализацию всего объема полномочий органа местного самоуправления. В случае если местные налоги не обеспечивают полного покрытия расходов местного самоуправления, то вышестоящий орган государственной власти обязан выделять дотации и субвенции из собственного бюджета для обеспечения минимального местного бюджета (ст. 37 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории.
Основой выполнения этой функции является рациональное и эффективное планирование и расходование бюджетных средств, доходов от муниципальной собственности, использования природных ресурсов на нужды жителей. Обязательным условием является комплексное развитие всех сфер жизнедеятельности местного населения, прогнозирование развития территории и последствий реализации тех или иных социально-экономических программ, реализуемых на территории.
4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказание полного комплекса услуг населению.
Эта функция является одной из основных функций местного самоуправления, так как в первую очередь реализует повседневные запросы и интересы населения. Содержание и развитие муниципального жилого фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы быта, обеспечение социальной помощи населению и другие.
5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности. Реализация этой функции в рамках местного самоуправления возложена на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). Так же для обеспечения правового режима в различных отраслях хозяйственной деятельности органов местного самоуправления могут создаваться, на средства местного бюджета, подразделения муниципальной и специальной (например, строительной) милиции.
Развитие любых территориальных образовании невозможно без управления деятельностью населения, образующего местное сообщество. По мере развития российского законодательства центр тяжести в управлении городами и территориями все больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая отрасль российского права — муниципальное право, что является необходимым условием становления и развития эффективной системы местного самоуправления.
Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение:
местное самоуправление —
это самостоятельная деятельность граждан
(под свою ответственность и в соответствии
с законодательством) по регулированию,
управлению и решению непосредственно
или через формируемые ими органы местного
самоуправления значительной части вопросов
местного значения в интересах населения
данной территории, с учетом развития
всего общества.
3. Принцип демократического централизма
Этот принцип является одним
из важнейших и означает необходимость
разумного, рационального сочетания
централизованного и
4. Участие граждан в управлении социальными процессами.
Понятие «гражданское участие» подразумевает включение или вовлечение управляемых в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправление на «низовом» (местном) уровне. Гражданское участие тесно связано с гражданскими правами, поскольку его сущностью является участие граждан в ходе выработки управленческих решений по праву. При этом нужно отметить, что эти права могут носить разнообразный характер. Это могут быть права на участие в выборах (политическое участие), либо на участие в работе предприятия или организации (экономические права) или получение достойного образования (права на образование) и т.д. Ключевым и объединяющим здесь является то, что данные права, законодательным образом оформлены, что дает основание гражданам их отстаивать, а органам власти и управления их соблюдать.
Необходимо упомянуть понятие «социальное участие», предполагающее деятельность по переводу объектов управления (рядовых граждан) в субъектов управленческого процесса. Это непрерывный, двунаправленный процесс взаимодействия между населением и органом власти (учреждениями, ведомствами), отвечающим за принятие решения, и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, выработки приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.11 С этой точки зрения, социальное участие - это особый способ выработки, принятия и реализации управленческих решений, который в отличие от авторитарного или бюрократического способа, предполагает активное взаимодействие всех субъектов, которых данное решение затрагивает или может, в дальнейшем, затронуть.
Несмотря на кажущуюся схожесть
понятий «гражданское участие» и
«социальное участие», они имеют
принципиальные различия. Социальное
участие представляет собой механизм
(способ) принятия управленческих решений,
а гражданское участие
Весьма органичным выглядит определение «гражданское социальное участие», представляющее собой совместную деятельность граждан с органами власти и управления по вопросам реализации политических, экономических и социальных прав.
Понятие «местное самоуправление»
подразумевает под собой
5. Предложения по
Тяжелый кризис социальной сферы сотрясает Россию. Это обнищание населения, деградация социальной сферы общества, падение качества и образа жизни, снижение репродуктивного потенциала и генофонда России, ухудшение здоровья нации, стабильное разрушение образования и научного запаса страны, отечественного производства, систем профессионального образования и подготовки кадров, отток специалистов за границу, отчуждение традиционного для россиян образа жизни, рекламирование жестокости и моральной вседозволенности.
Кризис социальной сферы – это предсказуемый результат и показатель несоответствия курса экономических реформ надеждам и пожеланиям населения, глубокой отчужденности действий органов госуправления от насущных проблем человека. Программы социальных проектов имеют порой форму деклараций, не подтверждённых финансовыми возможностями государства, а условия реформирования социальной сферы напрямую не связаны с фактическими доходами населения.
На данный
момент отсутствует единая концепция
социальной политики, не определены ее
ориентиры на долгосрочную перспективу,
не описана структура
Перспективной целью социальной политики государства в России является повышение уровня и качества жизни россиян, соотнесение его с уровнем жизни в постиндустриальном обществе. Первым этапом решения этой задачи должно стать восстановление докризисного уровня жизни и развитие экономики, а социальная политика направлена на обеспечение социальной безопасности и физического выживания людей, остановку продолжающегося падения уровня и качества жизни, восстановление интеллектуального уровня населения и прекращение разрушения образования и квалификация как стратегического фактора развития государства. Путь решения данной задачи прост: от решения неотложных вопросов до выстраивания среднесрочной и долгосрочной перспективы в осуществлении намеченных планов.