Совершенствования управления социальными процессами в обществе. Построение «дерева целей»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить сущность социального управления в обществе. Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами;
-раскрыть понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах;
-определить принцип демократического централизма в социологии управления;
-проанализировать участие граждан в управлении социальными процессами;
-рассмотреть предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе;

Содержание работы

Введение
1. Роль государства и различных социальных институтов в управлении общественными системами.
2. Понятие «самоуправление», возможности существования самоуправления в различных общественных системах.
3. Принцип демократического централизма в социологии управления.
4. Участие граждан в управлении социальными процессами.
5. Предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе. Построение «дерева целей».
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КР моя.docx

— 71.33 Кб (Скачать файл)

Российский и мировой опыт предлагает большое многообразие организационных форм местного самоуправления. Выделим основные и наиболее распространенные: земства, местные советы народных депутатов, местная администрация (глава местного самоуправления), муниципальное (коммунальное) местное самоуправление (магистрат, бургомистр, мэр, ландрат и др.).

Основным правовым документом органов местного самоуправления является устав (положение) о местном самоуправлении данной территории. В уставе указываются: границы и состав территории местного самоуправления, вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, полномочия выборных органов и должностных лиц, сроки полномочий, виды и порядок принятия нормативных актов, ответственность органов местного самоуправления, статус избираемых лиц (депутатов, советников и т. п.), экономическая и финансовая основа местного самоуправления и другие положения.

В системе местного самоуправления России в соответствии со ст.. 27 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив.

Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах:

- единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления;

- сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как главных способов осуществления самоуправленческих функций;

- сочетание государственных и общественных начал в осуществлении местного самоуправления;

- экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение;

- волеизъявление граждан через представительные и исполнительные (администрация) органы власти, органы общественного самоуправления, местные референдумы, собрания (сходы) и иные формы непосредственной демократии;

- сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории;

- самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня местного самоуправления;

- многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления;

- сочетание в правовой основе местного самоуправления централизованного законодательного регулирования с большим объемом актов локального нормотворчества.

Реализация перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.

Территориальной основой местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 131) являются городские, сельские поселения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций. Финансово-экономической основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

Функции местного самоуправления:

1. Осуществление нормотворческой и контрольной деятельности, обеспечение реализации федерального и местного законодательства на территории.

Реализация этой функции заключается в принятии нормативных документов, определяющих и регулирующих порядок решения местных вопросов, в первую очередь, принятие устава (положения) о местном самоуправлении на данной территории. Контрольная функция является особенно важной для представительного органа местного самоуправления по вопросам бюджета и плана социально-экономического развития территории.

2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Финансово-бюджетные средства должны всегда соответствовать двум условиям: стабильности и достаточности. Это означает, что деньги в бюджет должны поступать регулярно и непрерывно, и этих денег должно хватать на реализацию всего объема полномочий органа местного самоуправления. В случае если местные налоги не обеспечивают полного покрытия расходов местного самоуправления, то вышестоящий орган государственной власти обязан выделять дотации и субвенции из собственного бюджета для обеспечения минимального местного бюджета (ст. 37 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).

3. Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории.

Основой выполнения этой функции является рациональное и эффективное планирование и расходование бюджетных средств, доходов от муниципальной собственности, использования природных ресурсов на нужды жителей. Обязательным условием является комплексное развитие всех сфер жизнедеятельности местного населения, прогнозирование развития территории и последствий реализации тех или иных социально-экономических программ, реализуемых на территории.

4. Обеспечение содержания и развития социальной и инженерно-коммунальной инфраструктуры территории, оказание полного комплекса услуг населению.

Эта функция является одной из основных функций местного самоуправления, так как в первую очередь реализует повседневные запросы и интересы населения. Содержание и развитие муниципального жилого фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы быта, обеспечение социальной помощи населению и другие.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение законности. Реализация этой функции в рамках местного самоуправления возложена на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). Так же для обеспечения правового режима в различных отраслях хозяйственной деятельности органов местного самоуправления могут создаваться, на средства местного бюджета, подразделения муниципальной и специальной (например, строительной) милиции.

Развитие любых территориальных образовании невозможно без управления деятельностью населения, образующего местное сообщество. По мере развития российского законодательства центр тяжести в управлении городами и территориями все больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая отрасль российского права — муниципальное право, что является необходимым условием становления и развития эффективной системы местного самоуправления.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение:

местное самоуправление — это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества. 

3. Принцип демократического централизма

Этот принцип является одним  из важнейших и означает необходимость  разумного, рационального сочетания  централизованного и децентрализованного  начал в управлении. На уровне государства  это соотношение между центром  и регионами, на уровне предприятия  — соотношение прав и ответственности  между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать  как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.

 

4. Участие граждан в управлении социальными процессами.

Понятие «гражданское участие» подразумевает включение или вовлечение управляемых в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправление на «низовом» (местном) уровне. Гражданское участие тесно связано с гражданскими правами, поскольку его сущностью является участие граждан в ходе выработки управленческих решений по праву. При этом нужно отметить, что эти права могут носить разнообразный характер. Это могут быть права на участие в выборах (политическое участие), либо на участие в работе предприятия или организации (экономические права) или получение достойного образования (права на образование) и т.д. Ключевым и объединяющим здесь является то, что данные права, законодательным образом оформлены, что дает основание гражданам их отстаивать, а органам власти и управления их соблюдать.

Необходимо упомянуть понятие  «социальное участие», предполагающее деятельность по переводу объектов управления (рядовых граждан) в субъектов управленческого процесса. Это непрерывный, двунаправленный процесс взаимодействия между населением и органом власти (учреждениями, ведомствами), отвечающим за принятие решения, и включающий: меры, способствующие полному пониманию общественностью процессов и механизмов подготовки и принятия решений ответственным ведомством; полное информирование общественности о статусе и продвижении разработки и внедрении проектов, планов, программ, выработки приоритетов политики или проведения оценки; активный сбор мнений всех заинтересованных граждан, их восприятия целей и задач, а также их предпочтений в отношении использования ресурсов и альтернативных стратегий развития или управления и любой другой информации, касающейся принимаемого решения.11 С этой точки зрения, социальное участие - это особый способ выработки, принятия и реализации управленческих решений, который в отличие от авторитарного или бюрократического способа, предполагает активное взаимодействие всех субъектов, которых данное решение затрагивает или может, в дальнейшем, затронуть.

Несмотря на кажущуюся схожесть понятий «гражданское участие» и  «социальное участие», они имеют  принципиальные различия. Социальное участие представляет собой механизм (способ) принятия управленческих решений, а гражданское участие представляет собой, прежде всего, условие использование  гражданами своих прав при реализации управленческих решений. Таким образом, данные понятия отличаются по своей  сути и могут быть разделены.

Весьма органичным выглядит определение  «гражданское социальное участие», представляющее собой совместную деятельность граждан  с органами власти и управления по вопросам реализации политических, экономических  и социальных прав.

Понятие «местное самоуправление»  подразумевает под собой самостоятельное  и под свою ответственность решение  населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. В связи  с этим, участие населения направлено на решение своих «местных» задач  и удовлетворение потребностей без  вмешательства со стороны иных субъектов  управления - государства и органов  федеральной власти, а также лиц, обладающих капиталом и различного рода форм собственности.

 

5. Предложения по совершенствованию управления социальными процессами в обществе. Построение "дерева целей".

 Тяжелый кризис социальной сферы сотрясает Россию. Это обнищание населения, деградация социальной сферы общества, падение качества и образа жизни, снижение репродуктивного потенциала и генофонда России, ухудшение здоровья нации, стабильное разрушение образования и научного запаса страны, отечественного производства, систем профессионального образования и подготовки кадров, отток специалистов за границу, отчуждение традиционного для россиян образа жизни, рекламирование жестокости и моральной вседозволенности.

Кризис  социальной сферы – это предсказуемый  результат и показатель несоответствия курса экономических реформ надеждам и пожеланиям населения, глубокой отчужденности действий органов госуправления от насущных проблем человека. Программы социальных проектов имеют порой форму деклараций, не подтверждённых финансовыми возможностями государства, а условия реформирования социальной сферы напрямую не связаны с фактическими доходами населения.

На данный момент отсутствует единая концепция  социальной политики, не определены ее ориентиры на долгосрочную перспективу, не описана структура предполагаемого  социального государства. Время требует уточнения целей и приоритетов экономической и социальной политики, определения очередности их реализации, отработки условий государственного регулирования социально-трудовых отношений, учитывающих социальные изменения в государстве и его экономико-регулирующих функций в рыночной экономике.

Перспективной целью социальной политики государства  в России является повышение уровня и качества жизни россиян, соотнесение  его с уровнем жизни в постиндустриальном обществе. Первым этапом решения этой задачи должно стать восстановление докризисного уровня жизни и развитие экономики, а социальная политика направлена на обеспечение социальной безопасности и физического выживания людей, остановку продолжающегося падения уровня и качества жизни, восстановление интеллектуального уровня населения и прекращение разрушения образования и квалификация как стратегического фактора развития государства. Путь решения данной задачи прост: от решения неотложных вопросов до выстраивания среднесрочной и долгосрочной перспективы в осуществлении намеченных планов.

Информация о работе Совершенствования управления социальными процессами в обществе. Построение «дерева целей»