Современная российская и зарубежная социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет достаточно много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется, очень важны для современного человека. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки".

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1 Современная зарубежная социология…………………...................................4
1.2 Структурный функционализм и примыкающие к нему теории………...5
2 Теории социального конфликта………………………………………………..7
2.1 Бихевиоризм...................................................................................................8
2.2 Теория социального обмена.........................................................................9
2.3 Символический интеракционизм...............................................................10
2.4 Социология знания и этнометодология.....................................................11
3 Современная русская социология…………………………………………….14
3.1 Социология в России: несколько этапов……………………………..…15
3.2 Нарастает процесс институционализации социологии………………...17
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................

Файлы: 1 файл

Социология - зачет.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный 

технический университет»

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Социология»

Современная российская и  зарубежная социология.

 

 

 

Студент группы 2ЭК                                            Э.А. Гришко

Преподаватель                                            Л.Д.Чернышева

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1  Современная зарубежная  социология…………………...................................4

    1.2 Структурный функционализм и примыкающие к нему теории………...5   

2 Теории социального конфликта………………………………………………..7

    2.1 Бихевиоризм...................................................................................................8

    2.2 Теория социального обмена.........................................................................9

    2.3 Символический интеракционизм...............................................................10

    2.4 Социология знания и этнометодология.....................................................11

3 Современная русская социология…………………………………………….14

    3.1 Социология в России: несколько этапов……………………………..…15

    3.2 Нарастает процесс институционализации социологии………………...17

Заключение.............................................................................................................19

Список литературы................................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я считаю, что изучение такой  науки, как социология, является очень  важным для современного общества и  для каждого человека отдельно. Социология имеет достаточно много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне  кажется, очень важны для современного человека. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с  другом находятся социальные явления  и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать  объективной, "чистой" наукой эмпирического  характера, реализовать идеал "описательной науки".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Современная  зарубежная социология

 

Бурное развитие социологической  науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных  концепций, взглядов, как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.

В XX веке социология пошла  «вширь» – она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской  Америки, Африки. Сейчас практически  нет ни одной страны в мире, где  не была бы представлена социологическая  наука в том или ином виде.

XX век – это и век  развития социологии «вглубь». Она  охватывала все новые и новые  области познания, открывала многие  пограничные темы (город, здоровье, демография) или придавала новое  социологическое звучание тем  проблемам, которые были разработаны  другими отраслями человеческого  знания (инфраструктура, общение, катастрофы  и др.).

В XX веке происходило и  конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.

И, наконец, следует отметить организационное укрепление социологии. В XX веке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой  войны (1946) создали Международную  социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального  знания.

Так как в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет в XX веке и продолжают появляться в большом количестве и в настоящее время.

 

 

 

 

 

1.2 Структурный функционализм и примыкающие к нему теории.

 

Наиболее полно основы этой концепции изложены Т.Парсонсом (1902–1979),  опирающимся в своих поисках на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.

Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько  видоизмененным названием – структурализм  во Франции, который развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которая была признана и самим  ее создателем – Т.Парсонсом. Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных подсистем, ибо такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный  функционализм был призван неоэволюционизм. Т.Парсонс в совместной с Э.Шилзом работе «К общей теории действия» осуществил заметный сдвиг от анализа структур к анализу функций. Кроме того, он обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами в системе. Однако попытки улучшить структурный функционализм идеей эволюции свелись к усложнению системы и увеличению ее адаптивной способности.

Р.Мертон (1910- 2003), пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы.

Идея социальных изменений  вызвала к жизни необходимость  поиска причинно-следственных связей, и самыми различными социологами  были предприняты попытки найти  их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма – от биологического и технологического до экономического (например, У.Ростоу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теории социального конфликта.

 

Данные теории создавались  на основе критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч.Р.Миллс (1916–1962), лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.

Р.Дарендорф (р. 1929) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, и это происходит не только в открытой форме. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получает 15 типов и подробно рассматривает возможность их «канализирования» и регулирования.

Американский социолог Л.Козер (р. 1913) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.

Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают  окостенение общества, открывают  дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает  стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость  их регулирования.

 

 

 

 

 

 

2.1 Бихевиоризм.

 

Творческий импульс этой теории состоит в том, что она  на первое место выдвигала сознательную человеческую деятельность, необходимость  изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальной системы, которая происходила в рамках структурно-функционального подхода. Другой особенностью этого направления  была постоянная опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и институтов, что позволяло теоретические  схемы насыщать «кровью и плотью»  окружающей социальной реальности.

Бихевиоризм существует в  основном в двух крупных теориях  – теории социального обмена и  символического интеракционизма.

Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители  Дж.Хоманс (р. 1910) и П.Блау (р. 1918) исходят из примата человека, а не системы. Они провозгласили также огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать душевные состояния индивидов.

Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что, так как люди постоянно желают иметь вознаграждения (одобрение, уважение, статус, практическая помощь) за многие их действия, они их могут получить, только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим его участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Символический интеракционизм.

 

 В поиске выхода  из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали интерпретировать поведение с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Дж.Г.Мид (1863 - 1931) как создатель теории символического интеракционизма сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого.

Сторонники этого подхода  огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление  о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для  наименования этого направления  как «ролевая теория».

Критика этой теории связана  с тем, что символические интеракционисты пренебрегают исследованием биологических, генетических факторов, мало уделяют внимания проблемам бессознательного, в результате чего затрудняется познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Феноменологическая социология.

 

Особенность этой социологической  теории заключается в том, что  она свое начало берет от философской  концепции феноменологического  направления Э.Гуссерля. На основе данной философской теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А.Шюца (1899-1959).

В центре внимания сторонников  феноменологического подхода оказывается  не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом  измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная  данность, которая находится вначале  вне субъекта и только потом посредством  социализации, воспитания и образования  становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации.

В объективно ориентированной  социологии значение отражает некие  определенные связи реального мира. В феноменологической трактовке  значение выводится целиком из сознания субъекта.

Социальная реальность, возникающая  в процессе коммуникации, состоит  из объяснения и приписывания мотивов  поведения участниками коммуникативного акта, т. е. то или иное представление, понимание социальной реальности зависит  в первую очередь оттого, насколько  пересекаются смысловые поля участников взаимодействия.

Но от чего зависит «разночтение»  одного и того же поступка, действия у разных людей? Почему они понимают действия одних и не понимают действия других? Почему люди вообще редко понимают друг друга? Феноменологи не дают ответа на этот вопрос, они лишь констатируют, что существуют некоторые параметры, лингвистические и нелингвистические, которые способствуют или препятствуют успешной коммуникации.

 

 

 

2.4 социология  знания и этнометодология

 

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные  школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах).

Что касается социологии знания, то она представлена П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».

Информация о работе Современная российская и зарубежная социология