Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:44, реферат
Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет достаточно много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется, очень важны для современного человека. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки".
Введение...................................................................................................................3
1 Современная зарубежная социология…………………...................................4
1.2 Структурный функционализм и примыкающие к нему теории………...5
2 Теории социального конфликта………………………………………………..7
2.1 Бихевиоризм...................................................................................................8
2.2 Теория социального обмена.........................................................................9
2.3 Символический интеракционизм...............................................................10
2.4 Социология знания и этнометодология.....................................................11
3 Современная русская социология…………………………………………….14
3.1 Социология в России: несколько этапов……………………………..…15
3.2 Нарастает процесс институционализации социологии………………...17
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы................................................................................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Кафедра «Экономика»
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине «Социология»
Современная российская и зарубежная социология.
Студент группы 2ЭК
Преподаватель
2012
Содержание
Введение......................
1 Современная зарубежная
социология………………….............
1.2 Структурный функционализм и примыкающие к нему теории………...5
2 Теории социального конфликта……
2.1 Бихевиоризм...................
2.2 Теория социального
обмена........................
2.3 Символический
интеракционизм................
2.4 Социология знания
и этнометодология...............
3 Современная русская социология…………………………………………….14
3.1 Социология в России: несколько этапов……………………………..…15
3.2 Нарастает процесс институционализации социологии………………...17
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно. Социология имеет достаточно много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется, очень важны для современного человека. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки".
1 Современная зарубежная социология
Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов, как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла «вширь» – она постепенно охватывала страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в том или ином виде.
XX век – это и век
развития социологии «вглубь». Она
охватывала все новые и новые
области познания, открывала многие
пограничные темы (город, здоровье,
демография) или придавала новое
социологическое звучание тем
проблемам, которые были
В XX веке происходило и конституирование социологического знания в виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась востребуемой на рынке труда.
И, наконец, следует отметить организационное укрепление социологии. В XX веке были созданы первые национальные социологические общества и ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в области социального знания.
Так как в процесс производства и развития социологического знания вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие теорий и концепций, которые были произведены на свет в XX веке и продолжают появляться в большом количестве и в настоящее время.
1.2 Структурный функционализм и примыкающие к нему теории.
Наиболее полно основы этой концепции изложены Т.Парсонсом (1902–1979), опирающимся в своих поисках на идеи Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», который олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними.
Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм во Франции, который развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.
Вместе с тем данная теория вскоре была подвергнута критике, которая была признана и самим ее создателем – Т.Парсонсом. Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных подсистем, ибо такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение.
Совершенствовать структурный
функционализм был призван
Р.Мертон (1910- 2003), пытаясь преодолеть метафизичность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция», т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон пытался ввести в функционализм идею изменения, но он ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы.
Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска причинно-следственных связей, и самыми различными социологами были предприняты попытки найти их, что реализовалось в разработке и применении в анализе нескольких видов детерминизма – от биологического и технологического до экономического (например, У.Ростоу).
2 Теории социального конфликта.
Данные теории создавались на основе критики структурного функционализма. В основе развития, утверждал Ч.Р.Миллс (1916–1962), лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.
Р.Дарендорф (р. 1929) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, и это происходит не только в открытой форме. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного ранга, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получает 15 типов и подробно рассматривает возможность их «канализирования» и регулирования.
Американский социолог Л.Козер (р. 1913) определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.
Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.
2.1 Бихевиоризм.
Творческий импульс этой
теории состоит в том, что она
на первое место выдвигала сознательную
человеческую деятельность, необходимость
изучения межличностного взаимодействия
вместо овеществления социальной системы,
которая происходила в рамках
структурно-функционального
Бихевиоризм существует в основном в двух крупных теориях – теории социального обмена и символического интеракционизма.
Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители Дж.Хоманс (р. 1910) и П.Блау (р. 1918) исходят из примата человека, а не системы. Они провозгласили также огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать душевные состояния индивидов.
Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что, так как люди постоянно желают иметь вознаграждения (одобрение, уважение, статус, практическая помощь) за многие их действия, они их могут получить, только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим его участников.
2.2 Символический интеракционизм.
В поиске выхода
из противоречий
Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».
Критика этой теории связана
с тем, что символические
2.3 Феноменологическая социология.
Особенность этой социологической теории заключается в том, что она свое начало берет от философской концепции феноменологического направления Э.Гуссерля. На основе данной философской теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа А.Шюца (1899-1959).
В центре внимания сторонников
феноменологического подхода
В объективно ориентированной социологии значение отражает некие определенные связи реального мира. В феноменологической трактовке значение выводится целиком из сознания субъекта.
Социальная реальность, возникающая
в процессе коммуникации, состоит
из объяснения и приписывания мотивов
поведения участниками
Но от чего зависит «разночтение» одного и того же поступка, действия у разных людей? Почему они понимают действия одних и не понимают действия других? Почему люди вообще редко понимают друг друга? Феноменологи не дают ответа на этот вопрос, они лишь констатируют, что существуют некоторые параметры, лингвистические и нелингвистические, которые способствуют или препятствуют успешной коммуникации.
2.4 социология знания и этнометодология
В рамках феноменологической
концепции сложились две
Что касается социологии знания, то она представлена П. Бергером (р. 1929) и Т. Лукманом (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».
Информация о работе Современная российская и зарубежная социология