Современная семья и ее проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

...Семья. Как много сегодня ведется о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные, порой прямо противоположные мнения высказываются...
Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.
Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Содержание работы

1. Семья как социальный институт
1.1 Функции семьи
1.2 Семья как малая группа. Психологический климат семьи
2. Современная семья и ее проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социолог контр.docx

— 46.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание 

     

1. Семья как социальный институт 

1.1 Функции семьи 

1.2 Семья как малая группа. Психологический климат семьи

2. Современная семья и ее проблемы

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Семья - взаимное несение тягот  и школа жертвенности». (Н.А.Бердяев)

 

...Семья. Как много сегодня  ведется о ней споров на  страницах газет и журналов, какие  разные, порой прямо противоположные  мнения высказываются...

Если говорить языком социолога  или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических  условиях.

 

      Целью данной работы является  изучение семьи как объекта  исследования с определением  на теоретическом уровне ее  основных проблем. Для этого  необходимо: рассмотреть основные  понятия семьи и изучить особо  значимые проблемы современного  брака.

  1. Семья как социальный институт

 

Семья представляет собой  более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и  их детей, а также других родственников  или просто близких супругам и  необходимых им людей.

Брак – это исторически  обусловленная, санкционированная  и регулируемая обществом форма  отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности  по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности.

Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения.

Существуют следующие  общие принципы выделения типов  семейной организации и семей. В  зависимости от формы брака различают  моно и полигамию. Моногамная семья  – такая, где на одного мужчину  приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей.

Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из двух или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак  – образование семьи;

2) начало деторождения  – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения  – рождение последнего ребенка;

4) вступление в брак  и выделение из семьи последнего  ребенка;

5) прекращение существования  семьи – смерть одного из  супругов.

Тип семьи определяется по следующим признакам:

- социально-классовый признак  (например: семья рабочего, семья  представителя бизнеса);

- по типу населения  (городская, сельская);

- по национальному признаку (однонациональная, многонациональная);

- по времени существования;

- по количеству членов  семьи;

Кроме того выделяются типы семьи по особым условиям семейной жизни, например студенческая семья, семья  артистов и т.д.

Союз мужчины и женщины  должен удовлетворять не только биологические  потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные.

Лучшим возрастом для  вступления в брак считается возраст  от 20 до 24 лет. Прежде чем вступить в  брак, нужно оценить общность жизненных  интересов, уровень развития, серьезность  намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Необходимо начинать вырабатывать качества бережного  отношения друг к другу еще  до брака, в период знакомства.

Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

Брак заключается в  органах записи актов гражданского состояния.  
Основным документом семейного законодательства является Семейный кодекс Российской Федерации.

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. 

Какие формы семьи бывают

1.Кровнородственная  семья.

Существование этой формы приходится доказывать путём, основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета  и наиболее древней формой данного  учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Эта система - малайская. Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать в кровнородственной  семье, и предполагает существование  такой семьи для объяснения её собственного существования.

Совершенно  очевидно, что малайская система  не могла произойти от какой- либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себе представить  какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой брак родных и двоюродных братьев и сестёр был источником, из которого эта система возникла. Можно вполне опустить, отмечает Морган, что малайская система получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг двоюродных братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.

Кровнородственная семья была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного  состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и  открытий.

2.Пуналуальная  семья.

Переход к пуналуальной семье был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.

Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и двоюродные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.

3.Синдиасмическая  и патриархальная семьи.

Морган  рассматривает две эти формы  семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии, т.к. при существовании синдиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.

Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся семьи. В  этой семье можно признать зародыш  моногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла ниже моногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений было то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться

4.Моногамная  семья.

Моногамия в сложившейся форме проявляется  в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей, которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой  мною работы склонен утверждать, что  переход счёта происхождения  из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.

Так от общества к обществу, от эпохи  к эпохе варьировали социальные нормы, предписывающие правила выбора и количества супругов, роль главы  семейства, права и обязанности  родственников, место поселения  молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак - это официально оформленные  супружеские отношения; это признанная обществом форма отношений между  мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения  между супругами и определяет их права и обязанности по отношению  ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает  отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые  сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение  брака есть расторжение семьи  и что даже с чисто юридической  точки зрения положение детей  и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного  усмотрения родителей, от того, что  им заблагорассудится. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

1.1Функции семьи и их взаимосвязь 

 

Семья осуществляет ряд функции  как общественного, так и  
индивидуального характера:

Сфера семейной деятельности

Общественные  функции

Индивидуальные  функции

Репродуктивная

Биологическое воспроизводство  общества

Удовлетворение потребности  в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности  в родительстве.

Хозяйственно-бытовая

Поддержание физического  здоровья членов общества, уход за детьми

Получение хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособные членов общества

Получение материальных средств  одними членами семьи от других

Сфера первичного социального  контроля

Моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах, ответственность и обязательства  родителей перед детьми

Формирование и поддержание  правовых и моральных санкций  за нарушение социальных норм в общественной жизни и семейных отношениях

Сфера духовного общения

Развитие личности членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная

Предоставление социального  статуса членам семьи. Воспроизводство  социальной структуры

Удовлетворение потребности  в социальном продвижении

Досуговая

Организация рационального  досуга. Социальный контроль в сфере  досуга

Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая  терапия

Получение индивидами психологической  защиты, эмоциональной поддержки  в семье. Удовлетворение потребности  в личном счастье и любви

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных  потребностей

Информация о работе Современная семья и ее проблемы