Современная семья и ее проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

...Семья. Как много сегодня ведется о ней споров на страницах газет и журналов, какие разные, порой прямо противоположные мнения высказываются...
Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.
Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.

Содержание работы

1. Семья как социальный институт
1.1 Функции семьи
1.2 Семья как малая группа. Психологический климат семьи
2. Современная семья и ее проблемы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социолог контр.docx

— 46.40 Кб (Скачать файл)

Спокойно стоит относиться к  возникающим трудностям. Сексуальные, эмоциональные, материальные, социальные и другие проблемы неизбежны на этом этапе жизненного цикла семьи. Обсуждение их и поиск компромиссных вариантов  позволит решить их и не даст укорениться  и накапливаться в Вашей ячейке общества. Так что разговаривайте друг с другом.

Следующая стадия жизненного цикла  семьи - появление маленьких детей. На этом этапе происходит разделение и согласование ролей (отцовство  и материнство). Возникает необходимость  дополнительного материального  обеспечения в связи с новыми условиями жизни семьи. Возникают  и другие трудности. Родители вынуждены  ограничить свою активность вне семьи, так как все время необходимо посвящать малышу. Это вызывает дополнительные психологические (в первую очередь) и физические нагрузки.

Следующий этап - семья с детьми школьного возраста. Очень часто  именно с поступлением ребенка в  школу совпадает начало критического периода. Если между родителями существовал  конфликт ранее, то сейчас он обостряется. Во-первых, по причине того, что их чадо больше времени уделяет школе, и время, проводимое раньше с ребенком, освобождается для других дел (в  том числе выяснений отношений, если они в семье не очень благополучны). Во-вторых, ребенок теперь становится объектом всеобщего обсуждения, он попадает в социальную среду, где  окружающие оценивают его воспитание, а, значит, и работу родителей по этому показателю. Что тоже может  быть причиной проблем.

С детьми-подростками родителям  вообще сложно найти общий язык. Часты в этот период и проблемы ревности старших детей к появившимся  младшим. В школьном возрасте дети очень  тяжело переживают развод родителей (или  угрозу развода).

Пятая стадия жизненного цикла семьи  характеризуется повышенной степенью тревоги. Это семья, которую покидают дети. Специфическими для этой стадии проблемами являются: утрата любви  и переживания из-за этого, снижение удовлетворенности своим браком, даже «обесценивание» супруга. На этом этапе нередки измены. Они вызваны  стремлением найти новые возможности  реализации путем поиска другого  партнера, с которым можно будет  не думать о прежних проблемах, грузе  вины от ошибок, строить новые жизненные  планы.

На стадии стареющей семьи старшие  ее члены выходят на пенсию. Если раньше именно они в основном обеспечивали финансово свою ячейку общества, то теперь приоритеты меняются. Старики  становятся финансово зависимыми от молодежи. Они могут переехать на новое место жительства (часто в деревню).

Как ни странно, в этот период супружеским  отношениям придается новый смысл, они улучшаются. Объединяющим моментом обычно является совместное участие  в воспитании внуков.

Последняя стадия жизненного цикла  семьи связана с неравномерностью процесса старения супругов и потерей  ими прежних возможностей. С этим связано изменение ролевых функций  членов семьи.

Знание стадий жизненного цикла  семьи и закономерностей процессов, происходящих в эти стадии, позволит избежать или, по крайней мере, лучше  понимать возможные возникающие  проблемы.

А теперь выделим в общих чертах основные проблемы современной семьи  в России.

К сожалению, сегодня институт семьи  в нашей стране разрушается. Определенные роли мамы и папы, которые заложены семейными отношениями и переносятся  в дальнейшем ребенком на свою будущую  семью, уже не столь ясны и однозначны. Сегодня изменилось отношение в  обществе к женщине, которая самостоятельно растит ребенка. Не будет дискутировать  по поводу того, хорошо это или плохо. Это как решать, федеральный или  прямой номер сотового оператора  выбрать (есть свои за и против и там, и там). Но факт остается фактом: многие женщины сегодня, не вступая в брак, рожают ребенка. И дети изначально привыкают к наличию одного родителя, что вызывает психологические проблемы. Ведь мама не может играть еще и роль папы. У ребенка нет примера полной семьи. В будущем таким детям сложно создать свою крепкую семью с двумя родителями. Психологически им сложно воспроизводить линии поведения супругов в полной семье, не имея примеров в детстве. Сегодня общество более демократично и лояльно, чем во времена СССР. Матери-одиночки имеют льготы и поддержку государства. И это хорошо. Но для института семьи неполные ячейки общества не есть положительное явление.

Появляются и нетрадиционные для  нашей страны семьи. Например, многоженство естественно для мусульман, но в  масштабах России оно разрушает  институт семьи.

Распространены в настоящее  время и гражданские браки. Заключаются  они на основе договора. То есть люди могут жить несколько лет вместе, родить ребенка, но по факту семьей как таковой они не являются. Проблемы бы не было и здесь, если бы такая  форма брака не вела к отсутствию шаблона семьи для ребенка. Основы крепких традиционных отношений  между супругами детям перенимать неоткуда, так как семьи в традиционном понимании у них просто нет.

Это еще даже не говоря о гомосексуальных  или «шведских» семьях. Такие формы  брака противоречат всем законам генетики. Какую семью может создать ребенок, если его воспитывают однополые родители.

Даже если семья строится традиционная, то и в ней сегодня есть проблемы, связанные с потерей духовности и вседозволенностью. Молодые люди, вступают в брак. Но подчас они не ощущают истинных духовных обязательств, а лишь скрепляют отношения печатью  в ЗАГСе. А все потому, что молодежь просто не боится потерять семью. Не способствует развитию духовных ценностей наше телевидение и другие средства массовой информации пропагандой свободны взглядов на отношения. Чему доказательством являются такие программы, как «Окна» или «Дом-2».  

Еще одна проблема, которая сегодня  как никогда актуальна, - это быстротечный ритм жизни. Много работать, больше зарабатывать - вот ценности современной  молодежи. Откуда же здесь взять  время на семью. Родители либо не имеют  времени на воспитание или просто общение со своими детьми, либо, имея это время, не знают, как найти  подход к своему чаду. От чего проведенные  вместе часы превращаются в пытку  и для детей, и для взрослых. Более того, часто родители применяют  по отношению к ребенку физическое насилие. Об этом говорят страшные цифры  статистики - каждый год в России примерно 2 миллиона детей до 14 лет  избиваются своими родителями. Причем, 10% из этого числа умирают в  результате физического насилия  над ними взрослых.

Столкновение разных культур в  одной семье - это еще одна проблема именно современных ячеек общества. Разный менталитет, вероисповедание, отношение  к событиям в мире и друг к другу. Первая страсть и любовь проходят, остаются проблемы, которые решить сложно. С появлением детей разногласия  только усиливаются. Часто ребенок  становится предметом (как ни странно  это звучит) дележки между родителями при разводе.

Сегодня все больше увеличивается  число больных детей и детей-инвалидов. Это связано и с экологическими проблемами, и с тем, что молодые  люди недостаточно серьезно относятся  к своему здоровью, и с многими другими причинами.

Проблемы во многих современных  семьях связаны часто и с тем, что женщины сегодня стали  настолько независимы от мужчин и  материально, и морально, что это  ведет к перераспределению социальных ролей и конфликтам между супругами.

Отсутствие детей или не желание  иметь их - вот еще одна отличительная  черта многих (конечно, не всех) современных  семей. Проблема масштабна. Ведь дети - продолжение рода, цветы жизни. Политика поощрения абортов (хоть и непрямая, а косвенная) имеет печальные  последствия. Многие женщины после  нескольких абортов навсегда лишаются возможности забеременеть и родить ребенка. А ведь именно дети объединяют семью и являются одним из показателей  ее зрелости.

Итак, примеров проблем, с которыми сталкиваются современные семьи  достаточно. Следует лишь помнить, что  все они не фатальны и решаемы.

 

В заключение, я хотела бы сказать, почему я выбрала именно эту тему реферата. Семья и брак – это вечная тема, также как  и тема взаимоотношений Мужчины  и Женщины, также как и тема Любви. Понятие семьи актуально  во все времена. И кто бы что-то там - то ни говорил, что можно обойтись без семьи – я не согласна с  этим утверждением.

Семья нужна. Для счастья, нравственного и физического  здоровья человека. С семьёй связаны  дорогие и близкие сердцу понятия, как Добро, Уют, Дом, Мать. Семья даёт опору чувствам, мечтам, надеждам, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни  в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца  задуманное. Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающего поколения.

 

Главное!!!!, не терять веры в людей, в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему. Немаловажную роль в этом всегда играли и играют Учителя.

Современные педагоги высказывают  сожаление о том, что "педагогика зоны", "педагогика колонии" А. С. Макаренко, которую отвергли сторонники демократических преобразований, похоже, скоро вернётся в новые зоны и  колонии, если не будут приняты радикальные  меры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению её устоев.

 

Список  используемой литературы

  1. Общая социология: Учеб. пособие / под общей ред. проф. А.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА - М, 2007.
  2. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации/Л.Г.Морган; Перевод с англ. М. О. Косвена. - Л.:Издательство института народов севера ЦИК СССР, 1935. - 352с.
  3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.- М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 19%. С. 64-65..--304с.
  4. В.А. Сысенко Супружеские конфликты, 1989.: . С. 111 - 141..
  5. С.В. Ковалев Психология семейных отношений, 1987. С. 7..
  6. С.В. Ковалев Психология современной семьи, 1988.
  7. http://socglobal.ru/obschestvovedenie/463-semya-sovremennye-tendencii-razvitiya.html
  8. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко.- М.:Институт социологии РАН, 2006.-223с.
  9. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья//СоЦис.-2001.-№2-С.67-73.
  10. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.-2009.-№3-С.109-113.

Информация о работе Современная семья и ее проблемы