Современная социология: состояние, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Целью работы: исследование современной социологии, ее проблем и перспектив.
Задачи:
- исследование состояния современной социологии.
- анализ проблем современной социологии.
- исследование перспектив современной социологии.

Содержание работы

I. Введение.
II. Состояние современной социологии.
1.Зарождение социологии как науки.
2.Состояние современной социологии.
III. Проблемы современной социологии.
IV. Перспективы современной социологии.
V. Заключение.
VI. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

 

Министерство Транспорта Российской Федерации.

Государственная Служба Гражданской  Авиации.

Ульяновское Высшее Авиационное  Училище

Гражданской Авиации (Институт).

 

 

 

Кафедра:  ГиСД.

Дисциплина: Социология.

 

Реферат

Тема: «СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

 

 

Проверил: Куштынов В.Н.

 

 

Выполнил:

Курсант группы БМ-10-1.

Титова Валерия.

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011г.

Содержание:

    1. Введение.
    2. Состояние современной социологии.

1.Зарождение социологии как науки.

2.Состояние современной  социологии.                                                    III. Проблемы современной социологии. 

     IV. Перспективы современной социологии.

     V. Заключение.

     VI. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми. 
     О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что законы механики можно использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой. 
В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития. 
     Что же такое социология? Уточним: любая наука сначала возникает, заявляет о себе, очерчивает границы своего исследовательского пространства, и только после этого определяется ее статус. Обратимся к истории. Изначально философия была матерью практически любой науки. Потом от нее отпочковались другие. Дискуссии о месте социологии среди гуманитарных и социально-политических наук пока не завершились. Но уже определенно можно утверждать следующее. 
     Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т.п. 
     Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе. В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей". 
     Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии. 
     Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии.

  • Объектом социологии являются:
    • общество как целостная социальная реальность;
    • социальные организации;
    • социальные институты;
    • социальные взаимодействия;
    • социальные явления;
    • социальные процессы;
    • социальные отношения;
    • социальные общности;
    • социальные субъекты.

Предметом социологии можно  считать: систему существенных свойств  и законов, характеризующих бытие  объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования  и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов  и отношений.

Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микро теоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

 

Целью моей работы: исследование современной  социологии, ее проблем и перспектив.

Задачи:

- исследование состояния  современной социологии.

- анализ проблем современной  социологии.

- исследование перспектив  современной социологии. 

 

 

 

 

 

 

    1. Состояние современной состояние современной социологии.

 

1. Зарождение  социологии как науки.

Задолго до возникновения  социологии ученые и мыслители древности  стремились познать тайные механизмы, управляющие поведением человека среди  других людей, так и причины, объединяющие их в общество. Среди первых мыслителей, попытавшихся выявить законы общественного  развития, следует отметить таких  мыслителей как Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.  
Платон – один из первых, кто пытался сформулировать закономерности развития отдельных социальных институтов, таких как государство, семья, право, выявить место человека в обществе. В работе «Государство» мыслитель представил законы строения общества, его развития и функционирования. В идеальном государстве, по Платону, справедливость состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено занятие, наиболее соответствующее его природе. На основе данного критерия он формулирует свою теорию социальной стратификации, согласно которой определенные социальные различия между людьми носят характер иерархического ранжирования.  
В соответствии с тремя началами человеческой души – разумным, яростным и вожделеющим – он делит население на три сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-земледельцев.  
Развитие и функционирование идеального государства обусловлено наличием четырех добродетелей, которые должны быть присущи его гражданам: мудрость (ее носителями выступают философы-правители); мужество (ее олицетворяют воины-стражи); рассудительность и справедливость свойственны всем гражданам.  
Государство призвано создавать условия для добродетельной жизни максимального числа граждан. С этой целью оно регулирует все сферы жизни граждан вплоть до заключения брака, рождения детей, устанавливает особую систему воспитания будущих правителей и стражей. В идеальном государстве отсутствует частная собственность, имущественное неравенство, поскольку их наличие, по Платону, противопоставляет частный и общественный интересы, развращает нравы людей, приводит к конфликтам.  
Ученик Платона – Аристотель свои представления об обществе, государстве основывал на эмпирическом наблюдении реально существующих городов-полисов (их было 158), которые он описал в своей работе «Политика».  
Принципиально важным для будущей социологической науки является его тезис о человеке как существе общественном – он называет его «политическим животным», то есть существом, инстинктивно стремящимся к совместному проживанию.  
Государство первично по отношению к индивиду и к семье, из объединения, которых оно складывается. Первичной «клеточкой» государства (и общества, так как Аристотель не различал эти понятия) является гражданин – безликая частица политической общности. К гражданам он относил свободных людей, которые занимаются управлением, военными и судебными делами. Им он противопоставлял рабов, удел которых – физический труд. Именно Аристотель одним из первых выявил обусловленность форм государства социальными различиями между людьми, общественным разделением труда.  
Новым этапом в развитии социальной мысли явилась эпоха Возрождения. В работах Эразма Ротердамского, Томаса Мора, Мишеля Монтеня формируется модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регламентировались божественным промыслом и традициями.  
Особое место среди этих работ занимает «Государь» итальянского мыслителя Н. Макиавелли. Объективное изучение наблюдаемых фактов (действий, поступков людей) позволило Макиавелли сформулировать законы, объясняющие общественные явления.  
Он выделяет ряд законов:  
во-первых, поведение людей обусловлено стремлением к власти, поскольку она предоставляет возможность обладания богатством, статусом, престижем;  
во-вторых, правитель, стремящийся к поддержке подданных, должен знать их чаяния;  
в-третьих, эффективность политического лидера опирается на умелое сочетание таких средств властвования, как любовь и страх, при доминирующей роли последнего;  
в-четвертых, подданные могут простить правителю все его жестокости, даже смерть своих близких, кроме лишения их имущества;  
в-пятых, умный правитель не должен выполнять все обещания, которые он дал своим подданным. В политике правит целесообразность, а не мораль.  
Социальные воззрения Ш. Монтескье изложены в работе «О духе законов». Социальные институты (государство, законы, право) он изучал, используя методы сравнения и наблюдения. Это позволило ему сформулировать естественные и политические законы, которые обусловливают поведение людей в естественном состоянии, и формы правления. По мнению Монтескье, на форму правления влияет размер территории. Демократия возможна на маленьких пространствах, средние по территории государства выбирают монархии, а большие территории – деспотии.  
Монтескье вывел закономерность, состоящую в том, что на ранних этапах развития человечества определяющими являются природные факторы, а позднее – социальные, идеологические и политические (идея гражданской свободы, принцип равновесия и разделения властей и т.д.).  
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце ХУ111- начале Х1Х вв. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации политической и экономической жизни. Промышленное развитие западных стран в первой половине Х1Х века заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции. Переход от мануфактуры к системе машин (фабрикам, заводам) востребовал новый тип работника, с новыми потребностями, системой ценностей, способного работать на сложной технике.  
Рыночные отношения формируют новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве, проникают в политику и культуру, существенно усложняют все сферы жизнедеятельности общества. В условиях нарастающего антагонизма интересов буржуа и пролетариев возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами. Для того чтобы их создать, необходимо было объяснить поведение людей, их стремление создавать ассоциации, вступать во взаимодействие и прогнозировать их возможные последствия.  
Такой наукой, объективно изучающей социальную действительность, так же как естественные науки – физическую, стала социология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние современной  социологии.

Перейдем к характеристике состояния социологии в 70 - 80-е годы. Оно определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения "классического" анализа науки) и парадигм. Имея в  виду дифференциацию социологии по направлениям, выделим три основных - неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию.

Помимо этого, следует  назвать в качестве особого марксистское направление, представители которого используют в своих теоретических  исследованиях фундаментальные  идеи Маркса.

Новым и важным является подход к анализу современного состояния  социологии, основанный на сложившихся  парадигмах. Понятие парадигмы было введено в широкий исследовательский  оборот Т. Куном, американским философом  и историком науки, в середине 70-х годов и означает определенную совокупность фундаментальных оснований  научного знания.

Парадигма - это исходная концептуальная схема, своего рода модель постановки проблем и их решение. Иногда под парадигмой понимают крупные теории или группы теорий, а также всеми признанные достижения в данной области науки.

Рассмотрим некоторые  социологические парадигмы.

 Теории  конфликта. Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных процессов - конфликт как явление, присущее природе человеческого общества. В 50 - 60-е теорию конфликта развивали Р. Дарендорф (ФРГ) и Л. Козер (США) в качестве противовеса структурному функционализму, делавшему упор на стабильности и равновесии социальной системы. В последние два десятилетия теория конфликта получила развитие в работах Д. Белла, К. Боулдинга (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия) и др. Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу. Причины социальных конфликтов зачастую усматриваются в несовершенстве психологических механизмов, действующих в обществе, в межгрупповых отношениях. Главное, по мнению социологов, - не допускать расширения социальных конфликтов, перерастания их в состояние повышенной социальной напряжённости. Эту задачу должны решать не только правительства, социальные институты, но и социологи, изучающие межгрупповые отношения и общественные процессы.

Ещё одна парадигма современной  западной социологии - теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. По существу, на первый план выходит ценностно-нормативный уровень взаимодействия. Но если у   Дж. Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус) явно преобладает, то его последователи (П. Блау и Р. Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно - функционального анализа взаимодействия.

Все исследователи этой парадигмы  отмечают заметное преувеличение роли психологических аспектов концепции. Тем не менее, ценность её - в стремлении найти переход от микро социологического к макро социологическому уровню изучения общества.

Основоположник символистического интеракционизма - американский социолог Дж. Мид. Его последователи - соотечественники Г. Блумер,                         Т. Шибутани, Т. Партленд и др. - представляют две школы символистического интеракционизма - чикагскую и айовскую. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды.

Еще одна из парадигм современной  западной социологии – этнометодология определенным образом связанная с символическим интеракционизмом (поскольку и для нее основное - изучение взаимодействия). Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин, примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Таким образом, лицо современной  социологии по большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе  говоря, практически все социологи  в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят  из проблем человека, индивида как  социального существа, считая сознание и поведение основным критерием  общественных изменений. Именно гуманистическая  направленность, человеческое измерение  общественной науки является важнейшей  характеристикой состояния и  развития социологии, что позволяет  определить ее содержание как концепцию  социологии жизни, которая в своей  сущности учитывает состояние и  тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи  с объективными условиями их существования.

 

 

 

 

 

III. Проблемы современной социологии.

Основные проблемы современной  социологии — выживание человечества и обновление цивилизации. Рассмотрим их более подробно на примере России.

Социальная  сфера.

Наркомания. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых, во многих странах наркомании признаны социальным бедствием.

Особенно гибельно злоупотребление  в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще  более трагична. Вещества и препараты, изменяющие сознание, но не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума.

На данный момент проблема развития наркомании в России остается нерешенной и не найдено метода не только искоренения, но даже приостановки этой эпидемии. Это грандиозная социальная и государственная проблема, которая  полностью решена только тоталитарном обществе, которое держится на страхе (Сингапур, Малайзия). А в демократическом  обществе, как показывает опыт европейских  стран и США, эта проблема столь  сложная и многогранная, что пока ее решить не удается.

Алкоголизм. Алкоголизм был серьезной проблемой и в СССР, но в пореформенной России проблема этого заболевания серьезно обострилась. Количество россиян, умерших от болезней, вызванных алкоголизмом, за последние годы выросло в несколько раз.

По общепринятой международной  статистике в пьющих странах (а мы относимся к сильно пьющим странам) одна треть всех смертей связана  с острым и хроническим отравлением  алкоголем. Из-за этой проблемы мы теряем ежегодно (по данным специалистов) не менее 700 тысяч человек в год. Хорошо известно, что алкоголь оказывает разрушительное действие на здоровье человека. Снижается трудоспособность, возникают заболевания, в первую очередь печени, сердца, нервной системы.

Венерические  болезни (лат. Venus, Veneris - Венера, богиня любви в древнеримской мифологии), группа инфекционных заболеваний, возбудители которых передаются главным образом половым путём. К ним относятся сифилис, гонорея, мягкий шанкр, лимфогранулематоз паховый, гранулёма венерическая.

Более 80% венерических больных  заражается в нетрезвом состоянии. Пьяный человек не обременён правилами  приличия, соображениями осторожности и т. д. Ведущее место в профилактике венерических болезней принадлежит  системе воспитания, формированию здоровых морально этических установок, вовлечению молодёжи в различные сферы общественно  полезной деятельности, развитию физкультуры  и спорта. В нашей стране разработаны  единые формы и методы борьбы с  венерическими болезнями, основные положения которых заключаются  в обязательном учёте больных, выявлении  источников заражения и обследовании лиц, имевших контакты с заболевшими. Периодически проводятся профилактические осмотры работников пищевой промышленности, бань, парикмахерских, детских учреждений; обследуются беременные с целью  профилактики врождённого сифилиса; осуществляется обязательное и бесплатное лечение, диспансерное наблюдение за больными, санитарное просвещение. Установлена  уголовная ответственность за заражение  другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у  него этой болезни. Врачебная тайна  обеспечивает интересы больных венерической болезнью, обращающихся за лечением или  профилактикой в медицинское  учреждение. Сведения о больных сообщаются только по требованию судебно-следственных органов, а также в тех случаях, когда больной своим поведением угрожает здоровью окружающих. Современные средства и методы позволяют полностью излечивать венерических больных при своевременном обращении их за врачебной помощью и своевременном выявлении заболевания.

Информация о работе Современная социология: состояние, проблемы, перспективы