Современные формы поддержки женщин в России и в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется ее научно-практической и теоретической значимостью. История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX – XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.

Файлы: 1 файл

Курсовая курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Важным элементом  социальной политики является государственная  политика доходов, состоящая из выплаты  пособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именно они показывают необходимость совершенствования и регулирования оплаты труда женщин и мужчин.

Уровень заработной платы женщин отстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. М.Е. Баскакова [4] утверждает, что это обстоятельство накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин. Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны - т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя и т.д. .

С.Г. Айвазова [1] пришла к выводу, что правовая база “женского вопроса" в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Концепция предусматривает  разработку ряда законодательных актов  и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению  конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации их неблагоприятного положения; мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда; С.Г. Айвазова [1] считает, что все меры должны быть тщательно дифференцированы по срокам. В пределах минимум года-полутора никакие меры по повышению конкурентоспособности женщин не дадут прямого эффекта. Это время “нулевого цикла" мер по изменению структуры спроса и предложения на рынке труда. На это время непосредственный эффект могут принести лишь меры прямой поддержки: пособия, льготы и т.п. С определенного периода удельный вес этих мер должен меняться. Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходить из анализа реальных причин относительно низкой конкурентоспособности женщин - бороться с "ветряными мельницами" бессмысленно, а в условиях крайней ограниченности государственных ресурсов - и слишком рискованно для экономики в целом и для общественного престижа любых социальных программ.

3.3.Современное  состояние реализации прав женщин  в Европе

Несмотря на принятие значительного числа международных  договоров, закреплявших отдельные  права женщин, долгое время отсутствовала прочная международно-правовая база, регламентирующая равноправие женщин и мужчин. Ею стала принятая в 1979 году Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Помимо требования предоставления женщинам равных с мужчинами прав, Конвенция предписывает и принятие государствами конкретных мер для их обеспечения. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации является универсальным договором не только по числу участников. Она представляет собой итоговый документ формирования принципа равноправия мужчин и женщин, ибо: 1) в юридической форме сформулировала комплекс основных прав, составляющих содержание принципа равноправия. Женщины наравне с мужчинами должны реализовывать права в политической и общественной жизни (ст. 7, 8), в отношении гражданства (ст. 9), в области образования (ст. 10), в сфере трудовых (ст. 11. 13), гражданско-правовых и семейно-брачных отношений (ст. 15, 16), в области здравоохранения (ст. 12); 2) расширила перечень специальных прав женщин, связанных с рождением детей (впервые включено право женщин на особую защиту здоровья в период беременности); 3) определила обязательства государств по принятию конкретных мер для осуществления всего комплекса прав женщин, к которым относятся: включение принципа равноправия мужчин и женщин в законодательство государств; принятие соответствующих законодательных мер, включая санкции, запрещающие любую дискриминацию в отношении женщин; обеспечение с помощью национальных судов и др. государственных учреждений эффективную защиту женщин от любого дискриминационного акта; принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих дискриминационных законов, постановлений, обычаев и практики.

Для осуществления  положений Конвенции был учрежден Комитет по ликвидации дискриминации  в отношении женщин (далее Комитет), особенностью которого является то, что  он полностью состоит из женщин. Комитет действует в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом соблюдения Конвенции государствами. Это выполняется, главным образом, посредством рассмотрения докладов, представленных государствами ― участниками. По его результатам Комитет высказывает предложения и рекомендации. Он вправе также предложить специализированным учреждениям ООН представить свои доклады и может получать информацию от неправительственных международных организаций. На наш взгляд, именно сотрудничество с такими специализированными учреждениями ООН как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО могло бы обеспечить

Комитету владение полной информацией по конкретным проблемам. Связь Комитета с ними могли бы осуществлять специальные докладчики, назначенные для координации  деятельности по узким (конкретным) вопросам (например, специальный советник по тендерным вопросам, специальный докладчик по вопросам насилия).

Осуществляя свои функции, Комитет сталкивается со следующими трудностями: предоставление государствами  различных по форме докладов, накопление не рассмотренных докладов в связи с минимальной среди конвенционных органов продолжительностью сессии. Комитет наделен правом вносить предложения и рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников. Однако подготовленные Комитетом рекомендации ограничены как по сфере охвата, так и по практическим последствиям. Поскольку они предназначены для всех государств-участников, а не для отдельных государств, то эти рекомендации зачастую носят слишком общий характер, что осложняет процедуру контроля за их выполнением.

Стратегию обеспечения  и защиты прав женщин следует рассматривать  на примере деятельности Европейского союза, Совета Европы и Организации  по безопасности и сотрудничеству в  Европе. Все они предлагают политические и юридические средства решения проблемы, которые, однако, различаются как по характеру, так и по механизму.

Именно в  рамках Европейского союза проводится последовательная политика обеспечения  недискриминационного положения женщин в обществе, что вызвано, прежде всего, осознанием равного вклада мужчин и женщин в развитие экономики. Защита прав женщин осуществляется  в различных формах: через законодательное регулирование, деятельность Европейского суда, создание программ действий, адресованных государствам-членам, работу различных фондов и органов Евросоюза, созданных специально с целью реализации равных возможностей для мужчин и женщин. На наш взгляд, эффективность обеспечения прав женщин в ЕС объясняется не только четко продуманной и организованной антидискриминационной политикой Союза, но и его надгосударственным характером. Особенностями системы обеспечения прав женщин в ЕС являются упор на развитие стратегической политики в области равноправия и принятие законодательных актов, а не только на судебную защиту попранных прав. Таким образом, юридическую основу решения проблем прав женщин в рамках ЕС составляют два компонента: многочисленные нормы о равных правах мужчин и женщин, содержащиеся в праве ЕС, и правоприменительная практика всех органов ЕС.

В отличие от ЕС Совет Европы довольно поздно обратился  к обеспечению социальных, экономических  и культурных прав человека, что  обусловило и пробелы в его  деятельности по содействию установлению и обеспечению равенства между  мужчинами и женщинами.

Государства-члены  Совета Европы на данный момент не приняли  ни одного договора, непосредственно  относящегося к правам женщин. Признание  ими принципа равенства между  мужчинами и женщинами закреплено в Конвенции о защите прав и  основных свобод и Европейской социальной хартии. В соответствии с этим женщины имеют возможность обращения в Европейский суд по правам человека в случае нарушений положений Европейской конвенции. Несмотря на то, что практика таких обращений не столь велика, создан и действует реальный судебный орган, способный обеспечить защиту прав женщин.

Подводя итог, можно  утверждать, что существует два уровня обеспечения защиты прав женщин в  Европе: политический, действующий  главным образом в рамках ЕС и  ОБСЕ, и судебный, предусмотренный Европейской конвенцией. Оба уровня взаимодополняют друг друга. Если ЕС является главной структурой, определяющей приоритеты политики равных возможностей в Европе, то механизм реализации Европейской конвенции является наиболее развитым и применимым в большинстве европейских государств в практике реализации действующих европейских договоров и рекомендаций по правам женщин. Вышеназванные организации жестко контролируют выполнение государствами взятых на себя обязательств и изменения в национальном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате исследований Г.Г. Силласте, Л.В. Бабаевой, М.Е. Баскаковой, С.В. Полениной, И.О. Тюриной, и др. была подтверждена актуальность выбранной  темы. В последние десятилетия  достигнут существенный прогресс в ограничении дискриминационной практике по полу. Отмечая повышение образовательного уровня, вовлечение женщин в работу вне дома, а также их растущее участие на всех этапах разработки политики и принятия решений, необходимо признать, что в целом мужчины продолжают сохранять, хотя и в меньшей степени, чем раньше, превосходство почти по всем основным индикаторам социального развития. На всех этапах жизненного пути в тех или иных формах женщины продолжают сталкиваться с трудностями и ограничениями в области трудоустройства, пенсионного обеспечения, а также с возросшим риском бедности.

В ходе исследования поставленная цель была достигнута: проанализирована социально-правовая поддержка женщин в России и Европе.

В рамках анализа  понятия дискриминации женщин были выявлены последствия данного процесса, а так же приведен ряд критериев по их классификации и систематизации.

Выявлены ключевые этапы развития женского движения в  прошлом, борьбы женщин за свои права. Исследование современной социальной политики, проводимой в мировом сообществе в настоящее время, позволило выделить основные направления по ликвидации дискриминации женщин

Несмотря на быстрый рост уровня образования, большинство  женщин испытывают ограничения своих  профессиональных возможностей. Наиболее четко дискриминация просматривается в сфере трудоустройства и оплаты труда. Для предотвращения подобных форм дискриминации в сфере труда необходимо развивать систему контроля и надзора за соблюдением законодательных норм.

Такое положение  вещей позволяет сделать выводы о том, что экономическая защищенность женщины во многом определяется такими факторам как уровень дискриминации в обществе, состояние сферы занятости, трудоустройства, предпринимательства, а так же степень развития системы социальной и правовой поддержки. Для повышения экономического благосостояния государство должно проводить сильную политику в сфере поддержки семьи, пенсионеров, молодежи, а также способствовать развитию женского предпринимательства.

Правовую поддержку  женщин с сфере труда представляет Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ). В рамках данного вопроса выделены основные положения, гарантирующие права и свободы женщин в процессе трудовой деятельности. Определены направления по поддержке материнства, в том числе виды предоставляемых женщинам льгот, защита женщин от насилия и других форм дискриминации.

Определено  текущее состояние реализации прав женщин в России. Женщинам гарантировано  право на социальную, правовую и  экономическую защиту материнства, детства, семьи право на жилище, наследование, право на представление в органах государственной власти, право на защиту от насилия, репродуктивные права и др.

 


Информация о работе Современные формы поддержки женщин в России и в Европе