Современные подходы к проблемам детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Файлы: 1 файл

реферат жарикова.docx

— 30.13 Кб (Скачать файл)

 

МНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская  государственная педагогическая академия»

 

Институт психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 Современные подходы к проблемам  детей-инвалидов

                                       Реферат

 

 

                                                                                              Выполнил:

                                                          Студент 4 курса, группы 793

                                                           Карчагин Дмитрий Дмитриевич

 

                                                           Проверил: Жарикова Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Барнаул – 2013

                                      Введение

 

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями  психического и  физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей  нашей планеты (из них около 200 миллионов  детей с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста  числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась  в два раза.

В 1995 г. в  органах социальной защиты населения  состояло на учете свыше 453 тысяч  детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей  в два раза больше: по расчетам ВОЗ  их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Ежегодно  в стране рождается около 30 тысяч  детей с врожденными наследственными  заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность  у детей означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена  нарушениями в развитии, затруднениями  в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными  навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения  и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

В настоящее  время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты  вскрывают различные аспекты  этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов

 В процессе  социальной реабилитации решаются  три группы задач: 

совокупности  установок на себя; устойчивость в  поведении и отношениях, которая  соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач  социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим  собой". В тоже время человек  с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным действиям.

 Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении  обстоятельств, разворачивается  неравномерно и может быть  чреват рядом сложностей, тупиков,  требующих совместных усилий  взрослого и ребенка. Если сравнить  процесс социализации с дорогой,  по которой должен пройти ребенок  из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена  ровными плитами и не всегда  сопровождается четкими дорожными  указателями, на ней есть участки  с оврагами и сыпучими песками,  шаткими мостиками и развилками.

 Под трудностью  социализации понимается комплекс  затруднений ребенка при овладении  той или иной социальной ролью.  Чаще всего причинами возникновения  этих трудностей  является несоответствие  требований к ребенку в процессе  его взаимоотношений  с социумом  и готовности ребенка к этим  отношениям.

 Трудности  овладения социальной ролью возникают  чаще всего тогда, когда ребенок  не информирован об этой роли, либо информация носит ложный  характер, либо у ребенка нет  возможностей попробовать себя  в данной роли (отсутствие условий  для социальных проб).

 Трудности  реабилитации могут быть связаны  и с тем, что внутри социума  наблюдается "размытость" образов  ролевого поведения (например, стираются  границы между представлениями  об уверенности и агрессивном  поведении, между мужским и женским образом жизни).

 В связи  с этим у ребенка периодически  с необходимостью встает задача  самоопределения, как по поводу  содержания самой социальной  роли, так по поводу способов  ее воплощения.

Условия организации  жизни деятельности детей в  интернатах создают внешние трудности для  успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны  с особенностями их психического развития.

 Наиболее  серьезным следствием инвалидности  является утрата "базового доверия  к миру", без которого становится  принципиально невозможным развитие  таких важнейших новообразований  личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость  в труде, половая идентичность  и др.

 Без этих  новообразований ребенок не может  стать собственно субъектом межличностных  отношений и сформироваться в  зрелую личность. Утрата базового  доверия к миру проявляется  и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной  стороны, и формировании невротического  механизма - с другой.

 Слияние  блокирует, а иногда делает  вовсе невозможным развитие автономности  ребенка, его инициативности и  ответственности за свое поведение.  Слияние возможно с конкретным  человеком (воспитатель, родитель, учитель и т.д.), а также с  группой людей (хорошо известное  детдомовское "мы"). В более  поздних возрастах действие этого  механизма может провоцировать  формирование алкогольной, наркотической  или токсикологической зависимости.

Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают  гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.

 Вследствие  последствий аномальной социализации  необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира), отставание в социальном развитии.

 Причины  возникновения трудностей вхождения  ребенка в систему социальных  отношений могут быть самые  различные, но, прежде всего ни  связаны с неадекватным восприятием  детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий  социум.

Критериями  преодоления этих трудностей могут  быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

2. Устойчивость  к неблагоприятным социальным  воздействиям (автономность), сохранение  своих индивидуальных качеств,  сформированных установок и ценностей;

3. Активная  позиция в решении социальных  проблем, реализуемая готовность  к социальным действиям, саморазвитие  и самореализация в возникающих  трудных ситуациях (социальная  активность), способность к самоопределению  и расширению границ пространственной  жизнедеятельности. 

 Каждый  из перечисленных критериев не  свидетельствует о подготовке  ребенка к преодолению трудностей  социальной реабилитации. Они могут  рассматриваться только в комплексе. 

 

 

1.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации

 Опираясь  на вышеизложенные положения,  рассмотрим способности ребенка-инвалида, необходимые для преодоления  трудностей социальной реабилитации  и некоторые психолого-педагогические  механизмы, развивающие эти способности.

Наиболее  значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социальной реабилитации являются:

1. способность  к расширению границ пространства  жизнедеятельности;

2. способность  к самоопределению;

3. способность  к овладению социально ролевым  поведением через систему дифференцированных  отношений.

1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения.

 В условиях  интерната эти способности могут  длительное время оставаться  в скрытом состоянии и требуются  особые педагогические воздействия  для их актуализации, "взращивания".

 Способность  к расширению границ пространства  жизнедеятельности может сформироваться  при наличии у человека такого  базового качества, как автономия.

 Автономия  означает, что ребенок в буквальном  смысле ощущает себя "отдельным"  человеком в том, что он способен  к самостоятельному проживанию. Это не означает наличия реальных  навыков ведения самостоятельной  жизни - речь идет о бессознательном  ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия, когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то. Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие собственного тела (правильное  к нему отношение), и умение им пользоваться, причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: правильное отношение к своему телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают, к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему, что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность "экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели, забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.

 В условиях  воспитания ребенка в  интернате  поддержание границ собственного  тела может быть затруднено  за счет ограничения детей  (в целях их безопасности) и  малого количества разнообразных  телесных контактов с ребенком  и разговоров об особенностях  его тела. Поэтому задача воспитателя  заключается в помощи ребенку  в осознании границ собственного  тела и его принятии. Методическими  средствами для этого могут  быть специальные спортивные  занятия, которые направлены на  развитие координации движений, включающие возможные передвижения  и вращение тела в пространстве  с преодолением ряда препятствий.

 Для развития  и поддержания автономии в  условиях  интерната необходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.

 В условиях  интерната для формирования способности  к социальной активности и  спонтанному проявлению необходимо  использовать все возможные способы  и средства, помогающие ребенку  почувствовать себя в живом  эмоциональном контакте с небольшим  количеством значимых людей. Это  может быть обеспечено выделением  в рамках  интерната условных  семей, поддержанием контакта  с родственниками, индивидуальным  прикреплением ребенка к определенному  мастеру для обучения ремеслу  и т.п.

 К подростковому  возрасту начинает формироваться  потребность самопознания. В этом  возрасте дети с крайним интересом  относятся к любым сведеньям  о себе: они выполняют любые  психологические задания, если  им обещают сообщить результаты, не безразличные к тому, какие  впечатления произвели на нового  человека, наконец, в полной  мере  проявляются избирательность общения  - подросток старается найти близкого  друга. Все это позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми качествами он по сравнению с ними обладает

 С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в  интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из  интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять функцию семьи, но эта функция отрицательна.

Информация о работе Современные подходы к проблемам детей-инвалидов