Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:45, реферат
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции
МНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Институт психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Современные подходы к
Студент 4 курса, группы 793
Барнаул – 2013
По данным
ООН, в мире насчитывается примерно
450 миллионов человек с
Более того,
в нашей стране, как и во всем
мире, наблюдается тенденция роста
числа детей-инвалидов. В России
частота детской инвалидности за
последнее десятилетие
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции
Ежегодно
в стране рождается около 30 тысяч
детей с врожденными
Инвалидность
у детей означает существенное ограничение
жизнедеятельности, она способствует
социальной дезадаптации, которая обусловлена
нарушениями в развитии, затруднениями
в самообслуживании, общении, обучении,
овладении в будущем
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
1.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов
В процессе
социальной реабилитации
совокупности
установок на себя; устойчивость в
поведении и отношениях, которая
соответствует представлению
Процесс социальной
Под трудностью
социализации понимается
Трудности
овладения социальной ролью
Трудности
реабилитации могут быть
В связи
с этим у ребенка периодически
с необходимостью встает
Условия организации жизни деятельности детей в интернатах создают внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
Наиболее
серьезным следствием
Без этих
новообразований ребенок не
Слияние
блокирует, а иногда делает
вовсе невозможным развитие
Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие
последствий аномальной
Причины
возникновения трудностей
Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:
1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;
2. Устойчивость
к неблагоприятным социальным
воздействиям (автономность), сохранение
своих индивидуальных качеств,
сформированных установок и
3. Активная
позиция в решении социальных
проблем, реализуемая
Каждый
из перечисленных критериев не
свидетельствует о подготовке
ребенка к преодолению
1.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации
Опираясь
на вышеизложенные положения,
рассмотрим способности
Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать трудности социальной реабилитации являются:
1. способность
к расширению границ
2. способность к самоопределению;
3. способность
к овладению социально ролевым
поведением через систему
1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность, позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к "выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение потребностей по мере их возникновения.
В условиях
интерната эти способности
Способность
к расширению границ
Автономия
означает, что ребенок в буквальном
смысле ощущает себя "отдельным"
человеком в том, что он
В условиях
воспитания ребенка в
Для развития и поддержания автономии в условиях интерната необходимо предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с помощью воспитателя по собственному замыслу.
В условиях
интерната для формирования
К подростковому
возрасту начинает
С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии. Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять функцию семьи, но эта функция отрицательна.
Информация о работе Современные подходы к проблемам детей-инвалидов