Современные подходы к проблемам детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
В 1995 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их должно насчитываться около 900 тыс. - 2-3% детской популяции

Файлы: 1 файл

реферат жарикова.docx

— 30.13 Кб (Скачать файл)

2. Способность  к самоопределению позволяет  ребенку вступать в разнообразные  отношения с окружающим его  миром, оставаясь при этом самим  собой, сохраняя собственные границы.

 Характерная  особенность этой способности  в том, что потребности в  самоопределении первично у ребенка  нет. Эта потребность формируется  взрослым только при условии,  что ребенок уже способен владеть  границами собственного пространства. В противном случае потребность  в самоопределении подменяется  потребностью в слиянии с другими,  а право ответа на ключевые  вопросы самоопределения делегируется  кому-то другому. Таким образом запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем надеяться на патронат, покровительство и пожизненную опеку.

3. Способность  к овладению социально-ролевым  поведением через систему дифференцированных  отношений обычно формируется  за счет того, что в условиях  семейного воспитания постоянно  расширяется радиус значимости  для ребенка различных лиц  из его социального окружения.  Уже для маленького ребенка  отношения с отцом и матерью  дифференцированы. Со временем социальные  связи ребенка усложняются за  счет включения в них членов  расширенной семьи: бабушек-дедушек,  тетей-дядей и т.п., что позволяет  ребенку обнаружить двойственность  социальных ролей взрослого: его  мать, например, выступает и в  роли матери, и в роли ребенка  по отношению к своей собственной  матери. Ребенок узнает о том,  что родители "ходят на работу", где выступают в совершенно ином качестве, чем дома.

 В условиях  интерната отношения "взрослый-ребенок"  и "ребенок-ребенок", как правило,  фиксированы, в связи с этим  диапазон представлений ребенка  о социальных ролях ограничен.  Преодоление этого ограничения  возможно за счет включения  воспитателя в ролевую игру  детей в нетрадиционной для  него роли ребенка, например, в  игре в "школу" воспитатель  берет на себя роль ученика,  а ребенок - учителя. Это позволяет  ребенку преодолеть жесткость  ролевой позиции взрослого и  своей собственной.

 При организации игр по правилам в  интернатах желательно участие в них воспитателей на "равных" с детьми правах, но при этом мастерство воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-противника.

 Деятельность  педагогов учреждений интернатного типа направлена прежде всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации. Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности их профессиональной позиции. 

Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями  – процесс, растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность  зависит от множества выше перечисленных  факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей, педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой категории детей и от сформированности их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма.


Информация о работе Современные подходы к проблемам детей-инвалидов