3.2.
Льготы и компенсации
В соответствии с законодательством о
социальной защите инвалидов им предоставляется
значительное количество прав, льгот и
компенсаций. Все они подразделяются на
группы в зависимости от формы и периодичности
предоставления, категории предоставляемых
льгот.
По форме предоставления:
· Имеющие «моральную» форму (преимущественное
или первоочередное право в чем-либо).
· Имеющие денежную форму (бесплатное
обеспечение лекарствами или бесплатное
пользование поликлиниками).
· Имеющие натуральную форму (бесплатное
предоставление автотранспортных средств,
мото- и велоколясок, обеспечение топливом).
По периодичности предоставления:
· Имеющие одноразовый характер или предоставляемые
с большой периодичностью (бесплатная
установка телефона, капитальный ремонт
или предоставление жилой площади).
· Имеющие ежемесячный характер (компенсация
части стоимости жилой площади, коммунальных
услуг).
· Имеющие годовую периодичность (бесплатный
проезд раз в год или в два года в междугородном
транспорте, санаторно-курортное лечение
или его компенсация).
· Имеющие постоянный характер (льготы
на проезд в городском, общественном транспорте,
бесплатное обслуживание, льготы при покупке
лекарств).
По категориям льгот:
· По пенсионному обеспечению, налогообложению,
выплате пособий.
· По получению, приобретению, строительству
и содержанию жилых помещений.
· По коммунально-бытовым услугам и торговому
обслуживанию.
· По медицинскому, протезно-ортопедическому
обслуживанию, санаторно-курортному лечению,
обеспечению лекарственными средствами
и изделиями медицинского назначения.
· По обеспечению транспортными средствами
и оплате проезда.
· По трудоустройству, обучению, переподготовке
и условиям труда.
· По пользованию услугами учреждений
связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных
учреждений.
· По получению услуг учреждений социального
обслуживания, социальной и юридической
помощи.
Реалии же таковы, что значительное количество
инвалидов в настоящее время не получают
необходимой для возвращения к нормальной
трудовой, семейной и общественной жизни
помощи, в которой они нуждаются.
В России права людей с ограниченными
возможностями на участие в жизни общества
и защита их интересов закреплены федеральным
законодательством и рядом подзаконных
актов. Однако, большинство инвалидов
из-за того, что нет условий для передвижения
в общественном транспорте, въезда и выезда
в жилые и учебные строения инвалидных
колясок, а также потому, что нет специальных
программ обучения, учебные места не оборудованы
(хотя право на образование гарантировано
Конституцией Российской Федерации и
Законом Российской Федерации «Об образовании»),
не могут обучаться на равных со здоровыми
гражданами в учреждениях общего образования.
По этим и многим другим причинам не в
полной мере реализованы и иные права
и возможности инвалидов.
Официально провозглашаемая политика
в области социальной защиты инвалидов
и ее реализация весьма расходятся, между
ними нет согласованности. Инвалиды и
семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались
в числе беднейших слоев населения. Размер
пенсии во многих регионах не покрывает
реальные расходы на лекарства и другие
необходимые инвалиду и обещанные ему
государством блага.
3.3.
Медицинское обслуживание
В соответствии с основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., статья 27, люди
с ограниченными возможностями, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства,
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на профессиональную
подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную
помощь в учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения,
на уход на дому, а в случае неспособности
удовлетворять основные жизненные потребности
— на содержание в учреждениях системы
социальной защиты населения.
Государство предусматривает оказание
инвалидам квалифицированной медицинской
помощи бесплатно или на льготных условиях,
а также бесплатное обеспечение лекарствами
и изделиями медицинского назначения.
Восстановительное лечение и реконструктивная
хирургия должны осуществляться за счет
средств обязательного медицинского страхования.
Порядок оказания различных видов медицинской
помощи инвалидам определен рядом нормативных
актов Правительства Российской Федерации.
Одним из этапов процесса медицинского
обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное
лечение. Санаторно-курортный комплекс
нашей страны не имеет аналогов в мире.
Разработанный отечественной курортологией
дифференцированный подход к использованию
природных лечебных факторов с учетом
специфики их действий позволил провести
рациональную медицинскую специализацию
санаториев на всей территории Российской
Федерации. Несмотря на эти показатели,
в целом ситуация в стране по обеспечению
инвалидов и лиц, страдающих различными
заболеваниями, санаторно-курортными
путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды
имеют право на санаторно-курортное лечение
в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации на льготных условиях. В
управлении социальной защиты населения
по месту жительства инвалид, нуждающийся
в лечении, на основании заявления и медицинской
справки ставится в очередь на получение
путевки. Ожидание санаторно-курортной
путевки инвалидами нередко растягивается
на годы.
Различают социально-медицинскую и медико-социальную
помощь инвалидам. Первая обеспечивает
уход в случае болезни и неспособности
удовлетворить свои основные жизненные
потребности. Вторая направлена на лечение,
уход, поддержание активного образа жизни.
В первом случае за оказание помощи отвечают
учреждения социальной защиты, во втором
— государственные и муниципальные органы
здравоохранения.
Социально-медицинские и медико-социальные
услуги оказываются как в стационарах,
так и на дому. К стационарным учреждениям
относятся больницы или отделения сестринского
ухода. Собственно систему социальной
защиты составляют дома-интернаты, геронтологические
центры, психоневрологические и другие
стационарные учреждения. С 1997г. при центрах
социального обслуживания стали развиваться
специализированные отделения социально-медицинского
обслуживания на дому.
В области реализации инвалидами своего
права на здоровье необходимо координировать
усилия различных ведомств и секторов,
добиваться их взаимодействия, причем
первоочередная роль может принадлежать
даже не официальным властным институтам,
не министерским или региональным органам
управления, а самым разным профессиональным
и общественным объединениям, в частности
врачебным ассоциациям и организациям
инвалидов. Они призваны добиваться необходимых
обществу решений, твердо отстаивая свое
мнение в государственных институтах.
Ведь в соответствии с международными
конвенциями, нормами международного
права, гражданским и профессиональным
кодексами на врачей возложены не только
лечение и организация профилактики болезней,
но и обязанность побуждать власти к активным
действиям.
3.4.
Обеспечение жильем
Конституция Российской Федерации, провозглашает
в числе основных прав и свобод человека
и гражданина право на жилище. Жилищная
политика в отношении инвалидов — важнейший
момент, затрагивающий вопросы доступной
среды жизнедеятельности.
Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие
и иные категории граждан, определенные
законом, подлежат обеспечению жильем
бесплатно или за доступную плату. К таким
гражданам, в частности, относятся инвалиды
войны и лица, страдающие тяжелыми формами
некоторых хронических заболеваний.
Обеспечение инвалидов жилой площадью
предусмотрено статьей 17 закона «О социальной
защите инвалидов РФ». В дополнение к закону
было принято Постановление Правительства
РФ «О предоставлении льгот инвалидам
и семьям, имеющим детей-инвалидов, по
обеспечению их жилыми помещениями, оплате
жилья и коммунальных услуг» от 27.07.1996г.
№ 901.
Основные положения таковы:
· льготы по оплате жилья и коммунальных
услуг предоставляются любому инвалиду
и не зависят от группы и причин инвалидности;
· инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,
могут состоять на учете для улучшения
жилищных условий одновременно по месту
работы и месту жительства;
· при предоставлении жилого помещения
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
учитываются рекомендации индивидуальной
программы реабилитации (ИПР), состояние
их здоровья, а также другие обстоятельства;
· дополнительная жилая площадь в виде
отдельной комнаты предоставляется инвалидам
в соответствии с перечнем заболеваний,
утвержденным Правительством РФ;
· предоставление инвалиду жилого помещения
в домах государственного или муниципального
жилищного фонда осуществляется с учетом
его права на дополнительную жилую площадь.
Весьма болезненный вопрос в отстаивании
имущественных прав детей-инвалидов, в
частности оставшихся без попечения родителей,
а также людей с ограниченными возможностями
в возрасте старше 18 лет — защита их прав
на жилье.
Проблема обеспечения инвалидов жильем
в разных регионах России продолжает оставаться
очень острой и медленно решаемой из-за
недостаточного финансирования. Сложная
экономическая обстановка, трудности,
возникающие с бюджетным финансированием
жилищного строительства, приводят к массовым
нарушениям жилищных прав инвалидов практически
во всех субъектах Федерации. И хотя есть
целый ряд положительных примеров, когда
инвалиды получают жилье или улучшают
свои жилищные условия при содействии
администрации своего региона, все же
в отдельных субъектах Российской Федерации
принимаются акты, ущемляющие права людей
с ограниченными возможностями на жилищное
обеспечение, установленные федеральным
законодательством. Не разрешается проблема
обеспечения инвалидов жильем в субъектах
Федерации и с помощью института безвозмездных
субсидий на его строительство. Во многих
случаях вмешательство правозащитных
организаций приводит к разрешению проблемы
и утверждению прав инвалидов. Специалисты
по социальной работе в каждой конкретной
ситуации должны помогать людям с инвалидностью
отстаивать их права на жилье, приспособленное
к их особым потребностям.
3.5.
Занятость и обучение инвалидов
Несмотря на то, что инвалидность связана
с ограниченной способностью к трудовой
деятельности, неотъемлемое право инвалида
— право на труд. Оно установлено Федеральным
законами «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» и «О занятости
населения в Российской Федерации», направленными
на создание инвалидам реальных возможностей
заниматься полезной, приносящей доход
деятельностью и предусматривающими конкретные
механизмы их реализации. Для осуществления
этого права необходима активная государственная
политика, направленная на содействие
занятости инвалидов, поскольку положение
людей с ограниченными возможностями
на рынке труда в России остается несоответствующим
их потенциальным возможностям, а их занятость
— неоправданно низкой.
Одной из основных мер, направленных на
решение проблемы занятости инвалидов
в настоящее время, служит установление
органами исполнительной власти субъектов
Федерации квот на трудоустройство данной
категории граждан, которые даются организациям
независимо от организационно-правовых
форм. По информации Министерства труда
и социального развития Российской Федерации,
в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено
около 12 000 инвалидов.
В рамках федеральной целевой программы
содействия занятости населения России
территориальными органами Министерства
труда и социального развития Российской
Федерации по вопросам занятости населения
для лиц, имеющих ограничение трудоспособности,
реализуется комплекс таких мер, как оказание
консультативных и профориентационных
услуг; помощь в поиске работы; профессиональное
обучение; квотирование рабочих мест.
Однако ныне проявились новые проблемы
в создании квот для инвалидов. Работодатели,
подчиняясь требованию государства, хотя
и выделяют вакансии, но не те, что устраивают
людей с ограниченными возможностями.
Суть в том, что доход в виде заработной
платы, получаемой работниками с инвалидностью
на таких трудовых местах, не покрывает
затрат, которые приходится нести в связи
с утрачиваемыми ими в этом случае льготами
на лекарственные препараты. Кроме того,
предоставляемые вакансии не отвечают
нуждам инвалидов, не адаптированы к их
особым потребностям, условия труда бывают
неудовлетворительны, что приводит к риску
обострения заболевания и снижению трудоспособности.
Одно из основных направлении поддержки
инвалидов — профессиональная реабилитация,
важнейшая составная часть государственной
политики в области социальной защиты
людей с ограниченными возможностями.
Профессиональная реабилитация инвалидов
с их последующим трудоустройством экономически
выгодна государству, поскольку средства,
вложенные в нее, будут возвращаться в
виде налоговых поступлений как следствия
трудоустройства инвалидов.
Профессиональная подготовка и профессиональное
образование инвалидов — важнейшие аспекты
их профессиональной реабилитации. Специальные
учебные заведения не обеспечивают подготовки
инвалидов на уровне, гарантирующем их
конкурентоспособность, а некоторые из
них выпускают специалистов, которые заведомо
оказываются невостребованными. В значительной
мере это обусловлено следующими причинами:
· специалисты медико-социальной экспертизы,
которые сегодня осуществляют профессиональную
ориентацию инвалидов, не владеют информацией
о показаниях и противопоказаниях к приему
в высшие и другие образовательные учреждения,
ориентируясь на пожелания самих инвалидов;
· инвалиды не имеют доступа к информации
о показаниях и противопоказаниях к приему
в образовательные учреждения, мало что
знают о выбранной профессии и условиях
труда в данной профессиональной сфере;
· специальные образовательные учреждения
системы социальной защиты населения
непрестижны и не дают перспектив для
последующего трудоустройства на хорошо
оплачиваемые должности;
· образовательные учреждения не приспособлены
под инвалидов, чьи психосоматические
возможности требуют особой инфраструктуры
помещений, специального оборудования
учебных мест и особой методики обучения.
Соответственно круг профессий, которым
могут быть обучены инвалиды, сужается
и субъективно формируются противопоказания
для приема в образовательные учреждения.
В процесс профессиональной реабилитации
инвалидов вовлечены не только органы
социальной защиты, службы занятости населения,
учебные заведения, но и, естественно,
работодатели.
В соответствии с установленной квотой
для приема на работу работодатели обязаны:
· создавать или выделять рабочие места
для трудоустройства инвалидов;
· создавать инвалидам условия труда в
соответствии с индивидуальной программой
реабилитации;
· предоставлять в установленном порядке
информацию, необходимую для организации
занятости инвалидов.
В свою очередь некоторым категориям работодателей
гарантируется государственная поддержка
(предоставление налоговых и иных льгот).
Предприятия, на которых занято не менее
30% инвалидов, обладают правом на льготное
налогообложение, финансовое и материально-техническое
обеспечение, а при числе работающих инвалидов
более 50% — освобождаются от уплаты местных
налогов, НДС, налога на имущество и платежей
в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд
медицинского страхования.
3.6.
Финансирование и пенсионное
обеспечение
Самым слабым местом социальной политики
в отношении инвалидов остается отсутствие
ее единой стратегии. Фактически мы имеем
дело с отдельными социальными мерами,
а не с комплексной системной концепцией.
Законы, обеспечивающие льготы, противоречат
основному финансовому закону страны
— Закону о федеральном бюджете РФ: они
исходят из непреложного выполнения обязательств
федерального бюджета или бюджета субъекта
Федерации перед получателем, однако российское
законодательство о федеральном бюджете
устанавливает приоритеты выполнения
различных бюджетных статей и предусматривает
возможность недофинансирования по отдельным
статьям.
В рамках реформы пенсионной системы России
в соответствии с новыми Федеральными
законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях»
(от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации» (от 15.12.2001г.) существует несколько
видов пенсий для инвалидов: государственная
и трудовая.
Размер государственной пенсии исчисляется
как производная от размера базовой части
трудовой пенсии в зависимости от категории
пенсионера и составляет, например, для
инвалидов, имеющих ограничение способности
к трудовой деятельности 3-й степени при
наступлении инвалидности вследствие
военной травмы, — 300% размера базовой
части трудовой пенсии по старости, предусмотренной
Федеральным законом «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» для граждан,
достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно
мужчины и женщины).
В соответствии со статьей 18 Закона «О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации», социальная пенсия
нетрудоспособным гражданам назначается
в следующем размере:
· инвалидам с детства, имеющим ограничение
способности к трудовой деятельности
3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим ограничение
способности к трудовой деятельности
3-й степени, детям-инвалидам — 100% размера
базовой части трудовой пенсии по инвалидности,
предусмотренной подпунктом 1 пункта 1
статьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
· инвалидам, имеющим ограничение способности
к трудовой деятельности 1-й степени, —
85% размера базовой части трудовой пенсии
по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста
60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины),
но не менее 400 рублей в месяц.
Остальные граждане, имеющие инвалидность,
получают трудовую пенсию по инвалидности,
размер которой исчисляется как сумма
ее базовой, страховой и накопительной
частей.
Инвалиды, получающие социальную пенсию,
находятся в наихудшем положении. Таким
образом, налицо расхождение пенсионного
законодательства и требования статьи
2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», согласно
которой устанавливаемые минимальные
размеры оплаты труда, пенсий, как и оказание
необходимой государственной социальной
помощи малоимущим гражданам, должны определяться
исходя из прожиточного минимума.
В настоящее время пенсионное обеспечение
инвалидов в России не увязано с уровнем
их доходов и занятостью (незанятостью),
а также весьма слабо связано с реабилитацией
инвалида.
Пенсии выполняют исключительно функцию
социальной поддержки инвалидов, будучи
по своей природе социальным пособием
тем лицам, которые не обладают достаточной
конкурентоспособностью, чтобы прокормить
себя.
Несовершенство существующей системы
финансового обеспечения политики в отношении
инвалидов приводит к недофинансированию
отдельных мероприятий, к задержкам по
выплатам разных видов пособий и компенсаций.
Основное преимущество пенсии как социального
вида помощи инвалиду — законодательно
закрепленная обязательность предоставления
и гарантированность выплат.
Все остальные виды помощи, мероприятия,
затрагивающие людей с ограниченными
возможностями, не гарантируют обязательности
финансирования и, как показывает практика,
не финансируются в полном объеме.