3.7.
Социальное обслуживание
Согласно российскому законодательству,
социальное обслуживание — это деятельность
соответствующих служб по социальной
поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся и
трудной жизненной ситуации.
Очередным законодательным регулятором
вопросов доступности среды жизнедеятельности
стало Постановление Правительства РФ
от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный
перечень гарантированных государством
социальных услуг, предоставляемых гражданам
пожилого возраста и инвалидам. В настоящем
акте перечислены услуги, предоставляемые
инвалидам и пожилым в условиях стационарного
учреждения и на дому: материально-бытовые,
социально-медицинские, правовые, ритуальные,
образовательные услуги, а также услуги,
связанные с социально-трудовой реабилитацией.
Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г.
№ 473 регулирует порядок предоставления
социальных услуг. Ими могут воспользоваться
бесплатно:
· одинокие инвалиды, получающие пенсию
(в том числе с учетом надбавок) в размере
ниже прожиточного минимума, установленного
для данного региона;
· инвалиды, имеющие родственников, которые
по объективным причинам не могут обеспечить
помощь и уход, при условии, что размер
их пенсии ниже прожиточного минимума;
· инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой
доход которых ниже прожиточного минимума.
Социальное обслуживание инвалидов включает
совокупность социальных услуг (уход,
организация питания, содействие в получении
медицинской, правовой, социально-психологической
и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной
подготовке, трудоустройстве, организации
досуга, содействие в организации ритуальных
услуг и др.), которые предоставляются
гражданам из числа инвалидов на дому
или в учреждениях социального обслуживания
независимо от форм собственности.
Такие услуги оказываются только
при условии добровольного согласия инвалидов,
за исключением случаев, когда это необходимо
сделать, чтобы спасти жизнь инвалида
(может быть, даже и против его воли).
Оказание социальных услуг, может производиться
на дому, при помещении в специальное учреждение
(стационар), осуществляющее постоянный
уход за находящимися в нем лицами, а также
в форме полустационарного обслуживания.
К числу надомных социальных услуг, гарантированных
государством в федеральном перечне, относятся:
· организация питания, в том числе доставка
продуктов на дом;
· помощь в приобретении медикаментов,
продовольственных и промышленных товаров
первой необходимости;
· содействие в получении медицинской
помощи, в том числе сопровождение в медицинские
учреждения;
· поддержание условий проживания в соответствии
с гигиеническими требованиями;
· содействие в организации юридической
помощи и иных правовых услуг;
· содействие в организации ритуальных
услуг;
· другие надомные социальные услуги.
Полустационарное социальное обслуживание
включает:
· социально-бытовое, медицинское и культурное
обслуживание инвалидов;
· организацию их питания, отдыха;
· обеспечение их участия в посильной
трудовой деятельности;
· поддержание активного образа жизни.
Оно предоставляется нуждающимся в нем
инвалидам, сохранившим способность обслуживать
себя и активно передвигаться, не имеющим
медицинских противопоказаний к предоставлению
такового, осуществляется отделениями
дневного (ночного) пребывания, создаваемыми
в муниципальных центрах социального
обслуживания или при органах социальной
защиты населения.
Стационарное социальное обслуживание
направлено на оказание разносторонней
социально-бытовой помощи инвалидам, частично
или полностью утратившим способность
к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию
здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Оно включает меры по созданию для инвалидов
наиболее удобных и комфортных их возрасту
и состоянию здоровья условий жизни, а
также оказание им медицинской и иной
помощи, способствующей достижению такого
состояния, организацию их отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживание
инвалидов осуществляется в домах-интернатах,
специально оборудованных в соответствии
с их возрастом, здоровьем и социальным
положением. Инвалид, выбравший проживание
в подобном учреждении, отнюдь не лишается
возможности вести удобную и привычную
для него жизнь. Он имеет право пользоваться
телефонной связью и почтовыми услугами
за плату согласно действующим тарифам,
встречаться с родственниками, друзьями
практически в любое время. Супруги из
числа проживающих в доме-интернате вправе
требовать предоставления им изолированного
жилого помещения для совместного проживания.
Комплекс мер, которые связаны с социальным
обслуживанием населения, также предполагает
соблюдение норм права, распространяющихся
не только на инвалидов, но и на всех граждан.
В частности, это касается обслуживания
населения в магазинах, ателье, домах быта
и иных организациях подобного рода. Правда,
и в этих случаях законодательство ориентирует
лиц, занимающихся оказанием таких услуг,
на особое отношение к гражданам, признанных
инвалидами. Так, инвалиды I и II группы
должны обслуживаться вне очереди в предприятиях
торговли, общественного питания, службы
быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства,
в учреждениях здравоохранения, образования,
культуры, в юридических службах и других
организациях, которые занимаются обслуживанием
населения. Инвалиды пользуются правом
внеочередного приема руководителями
и другими должностными лицами предприятий,
учреждений и организаций.
V. Реабилитация
инвалидов
Основой политики в отношении инвалидов
является их реабилитация, позволяющая
инвалидам достигнуть и поддерживать
оптимальный уровень их самостоятельности
и жизнедеятельности. Согласно правилам
под реабилитацией понимается процесс,
имеющий целью помочь инвалидам достигнуть
оптимального физического, интеллектуального,
психического и/или социального уровня
деятельности и поддерживать его, предоставив
им тем самым средства для изменения их
жизни и расширения рамок их независимости.
Реабилитация может включать меры по обеспечению
и/или по восстановлению функций или компенсации
утраты или отсутствия функций или функционального
ограничения.
Наличие функциональных ограничений у
инвалидов приводит к социальному ущербу.
С целью компенсации последствий инвалидности
для личности, семьи и общества реабилитация
должна обеспечить их восстановление
или уменьшение. Важное значение имеет
целостный подход к личности инвалида,
учитывающий все его проблемы, образ мышления
и поведения, социальный фон, индивидуальные
потребности, надежды и интересы.
В сложных современных социально-экономических
условиях в Российской Федерации принят
закон «О социальной защите инвалидов
в РФ». Целью закона является создание
основ системы реабилитации инвалидов
в Российской Федерации как составной
части охраны общественного здоровья
для обеспечения гарантий и условий, посредством
которых возможно восстановление и компенсация
нарушенных или утраченных способностей
инвалидов к общественной, профессиональной
и бытовой деятельности в соответствии
с их интересами и потенциальными возможностями.
Данный закон создает правовые гарантии
для организации и развития системы реабилитации
инвалидов; определяет права, обязанности,
полномочия, ответственность и осуществляет
правовое регулирование отношений физических
и юридических лиц в области реабилитации
инвалидов; обеспечивает защиту нрав граждан
РФ на медицинскую, профессиональную и
социальную реабилитацию; разграничивает
компетенцию в области реабилитации инвалидов
между органами государственной власти
и управления различных уровней.
4.1. Принципы,
содержание, цель и задачи реабилитации
Реабилитация инвалидов - система медицинских,
психологических, педагогических, социально-экономических
мероприятий, направленных на устранение
или возможно более полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности, вызванных
нарушением здоровья со стойким расстройством
функций организма.
Целью реабилитации является восстановление
социального статуса инвалида, достижение
им материальной независимости и его социальной
адаптации.
Основные задачи медико-социальной реабилитации
инвалидов:
· определение реабилитационного потенциала
инвалидов;
· определение потребности инвалидов
в различных видах медико-социальной реабилитации;
· разработка индивидуальных программ
реабилитации инвалидов;
· осуществление мероприятий по реализации
реабилитационного потенциала инвалидов
в рамках индивидуальных программ реабилитации;
· динамический контроль над процессом
реабилитации инвалидов.
Основные принципы медико-социальной
реабилитации инвалидов:
· государственный характер гарантий
соблюдения прав инвалидов в области медицинской,
профессиональной и социальной реабилитации;
· приоритет интересов инвалидов при осуществлении
реабилитационных мероприятий;
· общедоступность системы реабилитации
на основе учета физических, психофизиологических,
социальных особенностей инвалидов;
· принцип вмешательства на возможно более
ранней стадии, когда в зависимости от
возможности и необходимости должны быть
приняты все меры для уменьшения масштабов
и последствий инвалидности до минимума,
а неизбежные последствия компенсированы
наиболее эффективным образом;
· принцип оказания индивидуальной помощи
в зависимости от конкретных потребностей
каждого инвалида в отдельности средствами,
соответствующими этим потребностям;
· многообразие форм и методов реабилитации
на основе системного подхода при их осуществлении;
· государственно-общественный характер
управления системой реабилитации инвалидов;
· обеспечение координации деятельности
служб, осуществляющих медико-социальную
реабилитацию.
Реализация принципов реабилитации инвалидов
в Российской Федерации гарантируется
путем: закрепления прав и обязанностей
всех участников процесса реабилитации;
учета структуры потребностей, уровня
притязаний, круга интересов инвалидов;
создания системы реабилитационных институтов
и структур; подготовки специалистов по
реабилитологии.
Реабилитация инвалидов - сложный процесс,
основными этапами которого являются:
реабилитационно-экспертная диагностика;
разработка на ее основе реабилитационных
программ и их реализация; динамический
контроль за ходом и эффективностью проводимых
реабилитационных мероприятий и их корректировка.
4.2.
Виды реабилитации
Медико-социальная реабилитация инвалидов
включает следующие виды реабилитации:
медицинскую, профессиональную и социальную.
Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется
с целью восстановления или компенсации
утраченных или нарушенных функциональных
способностей человека до социально значимого
уровня. Медицинская реабилитация включает
в себя восстановительную терапию, реконструктивную
хирургию, протезирование и ортезирование.
Восстановительная терапия предусматривает
использование механотерапии, физиотерапии,
кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии,
грязе- и бальнеотерапии, традиционной
терапии, трудотерапии, психотерапии,
предоставление логопедической помощи
и др.
Реконструктивная хирургия как метод
оперативного восстановления анатомической
целостности и физиологической состоятельности
способностей инвалида включает в себя
методики косметологии, органозащищающей
и органовосстанавливающей хирургии.
Протезирование - замена частично или
полностью утраченного органа искусственным
эквивалентом (протезом) с максимальным
сохранением индивидуальных особенностей
и функциональных способностей.
Ортезирование - компенсация частично
или полностью утраченных функций опорно-двигательного
аппарата с помощью дополнительных внешних
устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение
этих функций.
Протезирование предусматривает предоставление
протезов, ортопедических и других вспомогательных
средств, включая необходимую подгонку,
ремонт и замену, а также обучение обращению
с ними. Процесс реабилитации не предполагает
лишь оказание медицинской помощи.
Проведение медицинской реабилитации
пересекается с лечением заболеваний,
так как и те, и другие мероприятия направлены
на исключение обострений в будущем и
сведение инвалидности к минимуму. Желательно
использование методики перехода (без
перерыва) от лечения обострения к реабилитации.
Профессиональная реабилитация инвалидов
- это процесс и система восстановления
конкурентоспособности инвалида на рынке
труда. О ней говорилось в 3 главе работы.
Социальная реабилитация инвалидов - система
и процесс восстановления способностей
к самостоятельной общественной и семейно-бытовой
деятельности. Социальная реабилитация
проводится реабилитационно-социальными
учреждениями, осуществляющими социально-средовую
ориентацию и социально-бытовую адаптацию,
Социально-средовая ориентация - система
и процесс определения структуры наиболее
развитых функций инвалида с целью последующего
подбора на этой основе вида общественной
или семейно-общественной деятельности.
Социально-бытовая адаптация - система
и процесс определения оптимальных режимов
общественной и семейно-бытовой деятельности
инвалидов в конкретных социально-средовых
условиях и приспособления к ним инвалидов,
У инвалидов с физической недостаточностью
социально-бытовая адаптация позволяет
достичь психической и социальной самостоятельности.
4.3.Организационное,
правовое, финансовое, информационное
и научное обеспечение реабилитации инвалидов
Проблема комплексной реабилитации инвалидов
становится все более актуальной и сложной,
что определяется увеличением численности
этого контингента, высокими показателями
заболеваемости, инвалидности и дезинтеграции
в обществе. Решение этой проблемы лежит
в русле разработки и закрепления (с помощью
законодательно-нормативной базы) гарантий
прав данной категории граждан на меры
социальной защиты, направленные на профилактику
заболеваемости и инвалидности, а также
на реабилитацию больных и инвалидов.
Система медико-социальной реабилитации
инвалидов представляет собой совокупность:
· реабилитационных программ и реабилитационных
стандартов различного уровня и направленности;
· реабилитационных учреждений различных
организационно-правовых форм, видов и
типов, реализующих реабилитационные
программы;
· органов управления и подведомственных
им структур, занимающихся реабилитацией
инвалидов.
В соответствии с законодательством в
Российской Федерации создается Государственная
служба реабилитации инвалидов.
Государственная служба реабилитации
представляет собой совокупность органов
государственной власти независимо от
ведомственной принадлежности органов
местного самоуправления и учреждений
различного уровня.
Исполнительными структурами, реализующими
задачи государственной службы реабилитации,
являются федеральные, территориальные
и местные органы управления различной
ведомственной подчиненности, в системах
которых осуществляются мероприятия по
медицинской, профессиональной и социальной
реабилитации, производству технических
средств реабилитации, развитию услуг.
Анализ существующей практики реабилитации
инвалидов в регионах России показал,
что именно учреждения государственной
службы реабилитации инвалидов осуществляют
реабилитацию как инвалидов, так и лиц,
не имеющих инвалидности, но нуждающихся
в реабилитации.
Система реабилитации инвалидов должна
включать органы управления и реабилитационные
учреждения.
На региональном уровне к органам управления
относится совокупность региональных
органов государственной исполнительной
власти различной ведомственной принадлежности
и органов районного (муниципального)
управления.
Реабилитационные учреждения осуществляют
мероприятия по медицинской, профессиональной
и социальной реабилитации и являются
учреждениями регионального и местного
уровней.
Органами регионального управления системой
реабилитации являются: управления социальной
защиты населения, здравоохранения, образования,
труда и занятости, культуры, физической
культуры и спорта.
Органы регионального управления системой
реабилитации имеют ряд общих функций:
· реализация федеральной политики в области
реабилитации;
· разработка региональной политики в
области реабилитации инвалидов и осуществление
контроля за ее реализацией в рамках работы
своего ведомства;
· разработка проектов региональных целевых
программ по реабилитации;
· разработка территориальных реабилитационных
стандартов;
· разработка территориального компонента
базовой программы реабилитации инвалидов.
Система медико-социальной реабилитации
инвалидов должна быть закреплена Федеральным
законом о реабилитации инвалидов и принимаемым
в соответствии с ним другими федеральными
законодательными актами, а также законами,
законодательными и иными правовыми актами
субъектов Российской Федерации в области
реабилитации инвалидов, принимаемыми
в соответствии с федеральными законодательными
актами и действующими на их территориях.
Таким образом, вопрос идет о дальнейшем
совершенствовании законодательства
о медико-социальной реабилитации инвалидов
и о формировании в стране с помощью этого
законодательства целостной системы в
указанной области с согласованными между
собой элементами и обоснованными этапами
перехода к ней от ныне действующей системы
социальной помощи.
Финансирование системы медико-социальной
реабилитации инвалидов осуществляется
из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов,
а также бюджетов предприятии, учреждений
и организаций независимо от форм собственности
в соответствии с действующим законодательством.
Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает
расходы на содержание федеральных реабилитационных
учреждений, разработку и реализацию базовых
программ реабилитации, подготовку кадров,
на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские
разработки.
Механизм финансирования системы реабилитации
инвалидов может быть обеспечен (кроме
федерального, регионального и местного
бюджетов) из фондов медицинского и социального
страхования, пенсионного фонда, фонда
занятости.
Целью информатизации системы реабилитации
инвалидов является создание ее информационно-технологической
базы и обеспечение эффективной информационной
поддержкой планирования и проведения
реабилитации.
Информационные учреждения системы реабилитации
инвалидов могут быть следующих видов:
информационно-статистические; информационно-консультативные;
информационно-исследовательские.
Реализация концепции реабилитации инвалидов
определяет необходимость дальнейшего
проведения исследований, направленных
на углубленную научную разработку основных
ее положений и обеспечивающих ее реализацию
в практике. Научное обеспечение реабилитации
инвалидов должно предусматривать проведение
фундаментальных и прикладных исследований.
Для успешного функционирования системы
реабилитации инвалидов необходима дальнейшая
разработка теоретических, организационных,
медико-социальных, психологических, экономических
и правовых аспектов реабилитации инвалидов;
разработка базовых программ реабилитации;
разработка моделей центров реабилитации
общего профиля и многопрофильных (для
инвалидов с нарушением опорно-двигательного
аппарата, патологией органа зрения и
т.д.); научная разработка психофизиологических
критериев оценки профессиональных возможностей
инвалидов и их потребностей в различных
формах обучения, методика адаптации базовых
программ профессионального обучения
применительно к инвалидам.
Заключение
Исходя из вышеизложенного на данном этапе
для реализации прав инвалидов нужно придерживаться
следующих рекомендаций:
· Необходимо отработать механизм, когда
законы, принимаемые во исполнение программных
актов, не могут быть утверждены до тех
пор, пока у государства не появятся реальные
финансовые возможности их исполнить.
· Необходимо укрепить целостность системы
социального обеспечения и социальной
защиты инвалидов на основе социально-экономического,
финансово-экономического и организационно-технического
единства, что в значительной мере зависит
от рациональности управления данной
отраслью.
· Важно предусмотреть постоянное развитие
законодательства о социальной защите
инвалидов, чтобы автоматически закреплять
изменения, касающиеся содержащихся в
законодательстве условий и норм социальной
защиты инвалидов, вслед за трансформацией
социально-экономических условий в стране.
· Необходимо также разработать механизм
повышения уровня жизни инвалидов, прежде
всего как регулярный пересмотр социально-гарантированных
минимальных норм и льгот для инвалидов.
При этом расширение льгот и услуг должно
в первую очередь касаться инвалидов наиболее
нуждающихся, с большей степенью потери
трудоспособности или функциональных
нарушений организма.
· Внедрить механизм, блокирующий возможность
принятия законов, не подкрепленных источниками
(по каждому законодательному предложению
необходимо экспертное заключение Минфина
России).
· Ввести безусловное финансирование
федеральных целевых программ социальной
защиты инвалидов и ужесточить ответственность
Правительства Российской Федерации за
неисполнение бюджетных обязательств.
Предать гласности дискуссии по этому
вопросу.
· Изменить соотношение расходов на финансирование
социальной политики, увеличив финансирование
мер «активной» политики (обучение и пр.)
и акцентируя реабилитационные меры.
· Усилить работу по привлечению внебюджетных
источников финансирования по отношению
к инвалидам и стимулировать малый и средний
бизнес к созданию доступной социокультурной
среды.
· В области профессиональной реабилитации
необходимо обеспечить гарантированное
адресное решение вопросов потребности
инвалидов в таковой.
· Разрабатывать и внедрять научно обоснованные
методики медико-психологической и социальной
реабилитации инвалидов, организовать
работу по специальной подготовке (переподготовке)
специалистов по реабилитации инвалидов.
· Развивать деятельность по формированию
реабилитационной индустрии как промышленной
основы социальной защиты инвалидов и
созданию безбарьерной среды их жизнедеятельности.
· Учитывать специфические потребности
инвалидов, проживающих в сельской местности.
· Задачи социальной политики в отношении
инвалидов, несмотря на всю свою специфику,
должны рассматриваться в комплексе, а
не в отрыве от общего контекста социальной
политики.
Библиографический
список: