Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Функционализм - концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации общества, гл. в котором считается отношение одной части общества к др. или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем.

Содержание работы

1. Современные социологические направления: функционализм;
марксизм; структурализм; символический интеракционизм.
2. Сущность социальной мобильности.
3. СМИ как институт социализации молодежи.
Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.52 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1.  Современные социологические  направления: функционализм; 

марксизм; структурализм; символический  интеракционизм.

2.  Сущность социальной  мобильности. 

3.  СМИ как институт  социализации молодежи.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм.

 

Функционализм - концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации общества, гл. в котором считается отношение одной части общества к др. или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители функционализма считают, что социальные отношения в обществе на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. Современный западный функционализм предполагает большие уступки телеологическому принципу. При этом телеологический оценочный подход к стабильности системы отождествляется с научным анализом. В рамках марксизма функциональный подход предполагает выяснение функций одних общественных явлений по отношению к др. в рамках данного общества, а рассмотрение самих функций ведется через призму классовых интересов.

Марксизм- Социология марксизма -- это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818-- 1883) и Ф. Энгельсом (1820--1895) в середине -- второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.

Первое. Их идеи рассматриваются  в контексте социокультурных  ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому  неправомерно отождествлять их воззрения  с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

Второе. Маркс и Энгельс  одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах -- “Анкета для рабочих”, “Положение рабочего класса в Англии” и др.

Диалектический материализм  и социология

Принципиальный вопрос, имеющий  для социологии первостепенное значение, -- это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни  общества.

Структурализм в социологии - применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры.

Наиболее широкое распространение  находит к середине 60-х гг. в  работах таких франц. исследователей, как Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт, Фукс, Ж. Деррида и др.; они изучают  этнографические, психологические, историко-научные, историко-культурные, эстетические образования  как совокупности взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов, смысл которых определяется не их собственным содержанием или  внешними связями, но их местом в социальной системе.

Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления  о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего  мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы  и общества. В социальных феноменах  структурализм -- в противовес своему непосредственному предшественнику  и антиподу -- экзистенциализму и  др. субъективистским течениям -- пытается отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям. Такую объективность структурализм  усматривает в структурах: они  не зависят от сознания, воплощают  устойчивый момент действительности и  создают тем самым возможность  научного исследования.

В социологии структурализм  снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным, ограничиваясь анализом структур, применительно  к которым субъективное выступает  только как эпифеномен. Объективность  в социуме, по мнению представителей структурализм, представлена языком, в  котором структуры существуют и  функционируют изначально и формируются  независимо от воли и желания людей. Таким образом, на практике структурный  анализ в социологии -- это поиск  аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод  структурного анализа в социологии и генетически, и содержательно связан с методами структурной лингвистики, семиотики и описывающими их некоторыми разделами математики.

 Символический интеракционизм- как широкая теория символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом т.е. в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.

Другими словами, общество можно  объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо  только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения.

Определение значимого символа  происходит в сознании человека, которое  наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира.

Предметами обмена может  быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала  ценностей, подлежащих обмену. И поведение  человека находится в рамках этой шкалы.

В современной социологической  науке происходят интеграционные процессы разных школ и направлений, возникает  вопрос о единой социологической  теории.

 

  1. Сущность социальной мобильности

Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений  людей, т.е. изменений индивидом или  группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной  структуре общества. Термин «социальная  мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным .

Разнообразие отношений  ролей, позиций приводят к различиям  между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить  эти отношения между категориями  людей, различающихся во многих аспектах. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”. При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально-экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально-экономическая  неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в  общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными  слоями.

В социальной стратификации  имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций  приводит к тому, что далеко не все  способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют  два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному  образованию; неодинаковые возможности  получения позиций в равной степени  подготовленными индивидами. Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей. Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы. Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

Попробуем сопоставить ситуацию, когда в обществе многочисленны  социальные слои, социальная дистанция  между которыми невелика, уровень  мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по своему идеальная модель, чем обыденная реальность. Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная  и внутрипоколенная. Они, в свою очередь  распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с  другом. Межпоколенная мобильность  предполагает, что дети достигают  более высокой социальной позиции  либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример, сын шахтера  становится инженером. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне  сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности  относится к долговременным, а  второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы  физического труда в сферу  умственного. Индивидуальная мобильность  означает социальное перемещение конкретного  человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения  по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть связана  с политической и предпринимательской  деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных  институтах. Одним из эффективных  способов восходящей индивидуальной мобильности  считается выгодный брак. Групповая  мобильность происходит тогда, когда  перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего там, где происходят изменения самой системы стратификации. Перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующее положение новому классу. На социальную мобильность населения влияют такие обстоятельства, как изменение условий жизни в городе или сельской местности, получение людьми новых профессий или изменение вида деятельности (скажем, предприниматель целиком посвящает себя политике). Все это представляет собой важный момент функционирования социальной структуры общества. К числу причин, усиливающих социальную мобильность, относится изменение общественного мнения в отношении престижности тех или иных профессий и вследствие этого изменение профессиональных интересов у различных групп людей. Например, большее число людей проявляют интерес к предпринимательской, политической и научной деятельности и гораздо меньшее - к занятию сельским хозяйством. Интерес к характеру и содержанию труда и условиям жизни может изменяться от поколения к поколению, а может, и это происходит все чаще, у людей одного поколения. В результате интенсивнее идет процесс перехода людей из одного профессионального и социального слоя в другой. Изучение социальной мобильности важно не только для ученых, но и для государственных деятелей. Необходимо полнее представлять себе реальную картину социальных перемещений, знать их причины и основные направления, чтобы в нужных для общества пределах контролировать эти процессы, сознательно воздействуя на них в интересах сохранения не только необходимой социальной динамики, но и стабильности общества и улучшения жизни людей.

 

  1. СМИ как институт социализации молодежи.

Наряду с семьей система  образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он это он, т в школе оценивание его как ученика в значительной степени начинает зависеть от успехов в учении.

Можно сказать, что ситуация школы превращает человека в подлинный  субъект социального познания.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером воздействия: для любой исторической формы  образования характерна четкая экспликация  своих целей, причем, как бы ни варьировало  их конкретное содержание, за всеми  возможными (нередко лишь декларируемыми) нюансами всегда стоит основная задача образовательной системы как  социального института, а именно - воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование  консервативно.

Во-вторых, для любой системы  образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное  и воспитательное воздействие в  ней предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в  сумме умений и знаний или/и в  качествах личности), который необходимо получить «на выходе», -- содержание его может быть более или менее  унифицированным, заявляться более  или менее откровенно, но оно всегда есть.

В-третьих, любой образовательный  институт несет в себе рациональные критерии оценки своей деятельности, понимаемые, как правило, через степень  соответствия того, что получилось «на выходе» заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования  предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата  профессиональных социализаторов, отношения  ребенка с которыми существенно  отличаются от характера межличностных  отношений в предыдущем, семейном институте социализации.

В педагогической и психологической  литературе, посвященной анализу  образования как института социализации, можно найти весьма впечатляющий перечень образовательных целей  и задач: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных  канонов типа «всесторонне и гармонически развитой личности». В целом, несмотря на свое разнообразие, эти задачи образования  могут быть суммированы следующим  образом:

· трансляция существующих в культуре способов действия с материальными  и символическими объектами;

· трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-исторического  момента знания;

Информация о работе Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм