Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:51, контрольная работа
Функционализм - концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации общества, гл. в котором считается отношение одной части общества к др. или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем.
1. Современные социологические направления: функционализм;
марксизм; структурализм; символический интеракционизм.
2. Сущность социальной мобильности.
3. СМИ как институт социализации молодежи.
Список литературы
· обучение ролевым моделям
поведения в системе доминиро-
· трансляция ценностных представлений и моделей иденти-фикации.
По сути, речь идет о формировании в процессе образования определенной модели мира, в том числе социального.
Любая образовательная система,
имея более или менее
Особенности системы образования как института социализации также могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.
Так, разделяя процессы первичной
(семейной) и вторичной (институциональной)
социализации, П. Бергер и Т. Лукман
видят их принципиальное отличие
в степени эмоциональной
С определенной долей условности
можно выделить следующие направления
исследований школы как института
социализации, представленные в психолого-педагогической
и социально-психологической
изучение центральной социализирующей фигуры, т.е. учителя -- его личностных особенностей (Я-концепции, идентичности, ценностных ориентации и пр.), характера общения и взаимодействия (выражаемых прежде всего в стиле преподавания) и т.д. и т.п.;
изучение психологических
и социально-психологических
изучение процессов
сравнительное изучение ценностных ориентации, образовательных установок и представлений о системе образования учителей и учащихся;
изучение социальной эффективности систем образования, при этом характерной особенностью как зарубежных, так и отечественных работ является их критическая направленность.
Будучи ограничены рамками данного параграфа, остановимся лишь на некоторых исследованиях выделенных направлений.
В том, что касается особенностей личности учителя и их влияния на образовательный процесс, было показано следующее:
особенности Я-концепции
учителя связаны с выбором
им того или иного стиля
преподавания: чем более позитивной
она является, тем выше поведенческая
гибкость учителя в процессе
преподавания (чередование монологических
высказываний и диалогов, расширение
репертуара оценочных
особенности персональной идентичности учителя (в частности, так называемая открытая идентичность) специфицируют особенности его обратной связи во взаимодействии с учащимися в сторону большей безоценочности и дескриптивности;
есть данные о связи
позитивности/негативности Я-концепции
учителя и самооценки учащихся: благодаря
большей эмоциональной
сравнительный анализ представлений
учительства и школьников о целях
отечественного образования показывает
их достаточное рассогласование: в
то время как учителя готовят
«критически мыслящих людей, патриотов,
готовых взять на себя ответственность»,
старшеклассники в подавляющем
большинстве считают, что обычно
школа «не учит ничему», а должна
была бы готовить «образованных людей,
способных создать крепкую
сравнительное исследование
ценностных представлений учителей
и их воспитанников показывает, напротив,
определенное пересечение: и в той
и в другой группе респондентов на
первые позиции выходят ценности
семейной жизни и семейного
Отдельный исследовательский
сюжет составляет изучение влияния
различных типов
Наряду с семьей и системой
образования сегодня к
С одной стороны, это связано
с глобальными макросоциальными
изменениями. Мир рубежа веков все
чаще категоризуют как информационное
общество, т.е. как такую социально-
С другой стороны, усиление
роли информационных агентов влияния
определяется их специфическими особенностями,
которые оказываются
СМИ также предоставляют
современному человеку больший простор
поиска оснований для социальной
идентификации. Сегодня дело даже не
только в том, что информация, передаваемая
через СМИ, «расширяет перед индивидом
возможности выбора группы принадлежности,
ибо дает более широкий перечень
различных групп, их спектр и совершенствует
оценку их со стороны потребителя
информации». Значительно большая
интерактивность современных
Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ -- их экспрессивность -- также способствует общей задаче социальной ориентировки человека (построения им образа социального мира и социальной самокатегоризации): готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.
Все вышесказанное приводит к закономерному выводу: в анализе информационных реалий нашего дня ведущим должен стать социализационный подход.
В большинстве случаев ее констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка (в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день, ненамного отставал от него западноевропейский сверстник -- около 5 ч в день (по данным ЮНЕСКО), а их российские ровесники прово-дили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла.
Однако дело не только в
том, что для большой части
детей каналы «активного» и самостоятельного
освоения культуры вытесняются «пассивными»
и интерпретативными. Как убедительно
доказывает В. С. Собкин на материале
социологических исследований младших
школьников, определенные типы телевизионных
передач «встраиваются» в традиционные,
культурно отнормированные
Об увеличении роли современных
СМИ в процессе социализации подрастающего
поколения свидетельствуют
Анализируя роль информационного
влияния на личность в ходе социализации,
мы практически лишь обозначили возможные
модификации данной проблемы в результате
бурного развития новых информационных
технологий. Между тем, очевидно, что
все большее их проникновение (особенно
в виде электронных СМИ) в обыденную
социальную практику задает как новые
социокультурные и
Список литературы
1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 2005. - 192 с.
4. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д. Тадевосяна. - М.: Знание, 2005. - 272 с.
5.Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. - 1995. - № 11.
6.Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального
прогнозирования / Пер. с англ. – М.: Academia, 1999. – 786 с.
7. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для вузов / под общ. ред. В.И.
Добренькова. – 6-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –572 с.
8. Воронцов, А.В. История социологии XIX начала XX в.: в 2 ч.:учеб.
пособие для вузов. Ч. 2 Русская социология. – М.: Владос, 2005. – 427 с.
9. Герций, Ю.В. Российский рынок труда в статистике кризиса // СОЦИС:
Социологические исследования. – 2011. – №5. – С. 53–60.
10. Горшков, М.К. Прикладная социология: методология и методы: учеб.
пособие для вузов. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2009. – 414 с.
11. Гулянхин, В.Н. Механизм правовой социализации российских граждан //
Право и образование. –2011. – №2. – С.130–137.
12. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник для
вузов. – М.: Инфра-М, 2011. – 767 с.