Современные социологические теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Существует целый ряд примеров попыток связать микро-макро уровни анализа и/или теорий. В своей работе (Ritzer, 1979, 1981a) я пытался разработать интегрированную социологическую парадигму, которая объединяет микро- и макроуровни как в объективных, так и в субъективных формах. С моей точки зрения, необходимо иметь дело сразу с четырьмя основными уровнями социального анализа: макросубъективность, макрообъективность, микросубъективность и микрообъективность. Джеффри Александер (Alexander, 1982–1983) создал «многомерную социологию», предмет которой — модель уровней анализа. В ее основе (Alexander, 1987) лежат проблема порядка и проблема действия. Порядок, согласно Александеру, имеет индивидуальный (микро) и коллективный (макро) уровни.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУС1.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Проповедники  постсовременности

  Постмодернизм вызывает  много ожесточенных споров (Kellner, 1989a; Ritzer, 1997; Seidman, 1994a), он, действительно, настолько злободневен и так бурно обсуждался во многих областях знаний, включая социологию, что, возможно, уже «исчерпал себя» (Lemert, 1994b). Нам необходимо проводить различия, по крайней мере, на первых этапах, между постсовременностью и постмодернистской социальной теорией (Best and Kellner, 1991). Постсовременность — это новая историческая эпоха, которая, как предполагается, сменила современную эру, или современность. Постмодернистская социальная теория представляет собой новую концепцию постсовременности; мир настолько различен, что требует совершенно новых способов мышления. Постмодернисты склоняются к отрицанию теоретических перспектив, описанных в предыдущем разделе, а также способов, посредством которых упомянутые мыслители создавали свои теории.

  Вероятно, изображений  постсовременности существует столько же, сколько и социальных теоретиков постсовременности. Чтобы упростить дело, мы суммируем некоторые из ключевых элементов описания, предложенного одним из самых выдающихся постмодернистов Фредриком Джеймсоном (Jameson, 1984, 1991). Во-первых, постсовременность — это бездонный, поверхностный мир; мир имитации (например, круиз по джунглям в Диснейленде вряд ли можно назвать настоящим приключением). Во-вторых, это мир, который испытывает недостаток в аффектах и эмоциях. В-третьих, потеряно чувство своего места в истории; трудно провести грань между прошлым, настоящим и будущим. В-четвертых, вместо бурно развивающих производственных технологий современности (например, конвейеры по сборке автомобилей), в постмодернистском обществе господствуют имплозивные, отупляющие производственные технологии (телевидение, например). Так или иначе, постмодернистское общество очень отличается от общества эпохи модерна.

  Такой мир требует  совершенно иного способа мышления. Розено (Rosenau, 1992; Ritzer, 1997) в определении постмодернистского способа мышления использует принципы, которые постмодернизм не приемлет, в частности, характеристики современного способа мышления. Во-первых, постмодернисты отрицают опыт пространных повествований, которыми характеризуются многие классические социологические теории. Вместо этого, постмодернисты предпочитают более ограниченные объяснения, или даже отсутствие таковых вовсе. Во-вторых, отрицается тенденция проводить границы между дисциплинами — заниматься чем-либо, называемым социологической (или социальной) теорией, отличающейся, скажем, от философских концепций или даже беллетристического повествования. В-третьих, постмодернисты зачастую больше заинтересованы в том, чтобы шокировать или ошеломить читателя, а не в том, чтобы провести тщательный, обоснованный академический дискурс. Наконец, вместо того чтобы всматриваться в суть общества (скажем, заниматься изучением рациональности или капиталистической эксплуатации), постмодернисты, скорее, склонны делать акцент на более периферийных аспектах общества. Ясно, что многое поставлено на карту в спорах между модернистами и постмодернистами, включая будущее социологической теории. Если модернисты одержат победу, социологическая теория в первом десятилетии XXI в. во многом будет выглядеть так, как всегда, но если постмодернисты окажутся победителями, мир и социальные теории этого мира будут другими. Однако наиболее вероятен сценарий, согласно которому мир будет представлен некой комбинацией элементов модернизма и постмодернизма, и социальные теоретики каждого из убеждений продолжат вести борьбу за гегемонию.

Теории в преддверии XXI века

  Невозможно предсказать,  по какому из направлений будет  развиваться социологическая теория. В этом разделе мы обсудим  несколько подходов, которые в  будущем, вероятно, привлекут большое  внимание и подвергнутся тщательному  исследованию.

Поликультурная  социальная теория

  Новшеством, тесно связанным  с постмодернизмом, — особенно  его акцентом на периферии  и тенденцией нивелировать несущее  интеллектуальную нагрузку поле  — стало возникновение поликультурной  социальной теории (Lemert, 1993; Rogers, 1996a). Ее расцвет был предзнаменован появлением феминистской социологической теории в 1970-х гг.. Феминисты сетовали на то, что социологическая теория в значительной степени замыкается на мнениях женщин; в последующие годы многие группы меньшинств вторили жалобам феминистов. На самом деле, представительницы женских меньшинств (например, американки африканского или латиноамериканского происхождения) стали выражать недовольство тем, что феминистская теория ограничена, в основном касается белых женщин среднего класса, и должна быть более восприимчивой ко многим другим взглядам. В настоящее время феминистская теория стала намного более разнообразной, как и социологическая теория в целом.

  Показательным примером  увеличивающегося разнообразия  социологической теории можно  считать возникновение queer-теории <Queer (англ.) — странный, подозрительный. Иногда в литературе данные теории именуются «эксцентричными», «странными», «квир-теориями». — Примеч. ред. ) (Morton, 1996; Warner, 1993). Сэдман (Seidman, 1994b) свидетельствует о молчании социологической теории по поводу сексуальности вообще, и гомосексуальности, в частности. Он находит поразительным, что в то время как теоретики-классики занимались широким кругом проблем, имеющим отношение к современности, им нечего сказать о конституции современных тел и современной сексуальности. Несмотря на то что молчание в скором времени будет нарушено, это случится лишь тогда, когда Мишель Фуко (Foucault, 1980) приступит к изучению отношений между властью, знанием и сексуальностью, представляющему собой постмодернистское исследование сексуальности вообще, и гомосексуальности в частности. Благодаря этому был раскрыт смысл гомосексуальности как таковой и как отличительного качества личности.

  Однако Сэдман доказал, что основное свойство queer-теории — это отрицание единственного отличительного качества, включая гомосексуальность, и что все отличительные качества — сложные или комбинированные, непостоянные и исключительные. Так, в каждый конкретный момент каждый из нас представляет собой комбинацию серий идентификационных компонентов (например, «сексуальная ориентация, раса, класс, национальность, пол, возраст, дееспособность» [Seidman, 1994b, р. 173]) и эти компоненты могут сочетаться, а их комбинации, в свою очередь, меняться различными способами. В результате Сэдман отрицает гомосексуально-гетеросексуальную дихотомию и пытается развивать queer-теорию в направлении более общей социальной теории.

  Если раньше нетрадиционные  теоретики были обеспокоены проблемой  притеснения и освобождения гомосексуалистов, теперь они обратились к анализу  того, как институциональный опыт  и дискурсы «рождают» сексуальные знания и как они организуют социальную жизнь. При этом особое внимание они уделяют тому, каким способом эти знания и социальный опыт подавляют различия. В этом отношении гомосексуальная теория предполагает… изучение… тех знаний и социального опыта, которые организуют «общество» в целом посредством сексуализации (различения по признаку половой принадлежности) — гетеросексуализации и гомосексуализации — строения тел, желаний, действий, социальных отношений, знаний, культуры и социальных институтов. Queer-теория стремится превратить гомосексуальную теорию в общую социальную теорию или точку зрения, с которой необходимо анализировать целые общества (Seidman, 1994b, р. 174)

 Таким образом, queer-теория  — шаг вперед. Впрочем, она  одна из так называемых «точек  зрения, которые рассматривают социальный  мир с особой преимущественной  позиции (как, например, Маркс  рассматривал капитализм с позиции  пролетариата). Можно надеяться, что поликультурные и позиционные теории будут быстро расти и развиваться, возможности чего открывает XXI в.

 Вслед за queer-теорией  появились разнообразные формы  поликультурных теорий. В качестве  примера можно назвать афроцентристскую теорию (Asante, 1996), исследование Аппалачей (Banks, Billings, and Tice, 1996), национальную американскую теорию (Buffalohead, 1996) и даже теории маскулинности (Connell, 1996; Kimmel, 1996). Поликультурные теории характеризуют следующие признаки.

 Они отрицают универсальные  теории, имеющие тенденцию поддерживать  тех, кто у власти; поликультурные  теории представляют интересы  неимущих.

 Они изыскивают средства, чтобы быть содержательными, предлагать  теорию от лица многих групп,  лишенных каких-либо возможностей.

 Поликультурные теоретики  небеспристрастны; они часто теоретизируют  от лица не имеющих власти  с тем, чтобы работать в социальном  мире ради изменения социальной  структуры, культуры и перспектив  для индивидов. 

 Поликультурные теоретики  пытаются подорвать не только  социальный, но и интеллектуальный  мир; они стараются сделать  его намного более открытым  и разнообразным. 

 Нет попытки провести ясную линию между теорией и другими типами изложения.

 Существует обычная  критическая грань поликультурной  теории; она заключается как в  самокритике, так и в критике  других теорий и, что наиболее  важно, социального мира.

 Поликультурные теоретики  признают, что их деятельность  ограничена особым историческим, социальным и культурным контекстом, в котором они живут (Rogers, 1996b, р. 11–16).

Постмодернистские и пост-постмодернистские социальные теории

 Можно с уверенностью  предположить, что постмодернистские  социальные теории не потеряют  свою важность в социологии  и многих других областях знаний. Фактически, социологи медленно  подобралась к постмодернистской  теории, но в социологии по  отношению к этой теории продолжает  сохраняться значительная враждебность. Однако постмодернистская теория  слишком мощна и слишком хорошо  укоренилась во многих других  областях знаний, чтобы ее игнорировали. Таким образом, в будущем постмодернистская  социальная теория привлечет  в социологию больше приверженцев (и клеветников).

 В то же время  главным образом во Франции  (центре теоретических движений, подобных постмодернизму) уже существует  хорошо упрочившееся направление,  о котором наилучшим образом  следует размышлять как о пост-постмодернизме. Например, постмодернистская социальная теория связана с критикой либеральной, гуманистической перспективы и уходом от интереса к человеческому субъекту. Однако Ферри и Рено (Ferry and Renout, 1985/1990) пытаются спасти гуманизм и субъективность, а Лилла (Lilla, 1994, р. 20) предлагает защиту прав человека. Манэн (Manent, 1994/1998) сознательно анализирует современность и человеческий субъект. Липовецки (Lipovetsky, 1987/1994) нападает на тенденцию социальных теоретиков постмодерна излишне критиковать современный мир, защищая важность моды. Он доказывает, например, что мода, наоборот, придает больше индивидуальности, а не умаляет ее. Так, вероятно, в будущем будет процветать как постмодернистская социальная теория, так и теории, которые образуют реакцию против нее и более соответствуют современным интересам. Постмодернистская социальная теория важна не только сама по себе, но и постольку, поскольку она стимулирует реакцию против себя же. Социология и социологическая теория, в частности, возможно, получат вторую жизнь благодаря постмодернистской социальной теории и сложным задачам, которые она ставит (Owen, 1997).

Теории потребления

 Достигшая пика своего  развития во время промышленного  переворота и воодушевляемая  своими проблемами и перспективами,  социологическая теория долгое  время имела «уклон в производство».  Это значит, что в теориях прослеживалась  тенденция сосредоточивать внимание  на промышленности, промышленных  организациях, работе и трудящихся. Наиболее очевидно данное явление  в марксистской и неомарксистской теории, но оно встречается и во многих других теориях, таких как концепция Дюркгейма о разделении труда, работа Вебера, посвященная расцвету капитализма на Западе и неудаче его развития в других частях света, анализ Зиммеля трагедии культуры, обусловленной быстрым увеличением продуктов деятельности человека, интерес Чикагской школы к труду, обеспокоенность в рамках теории конфликта отношениями между работодателями и служащими, руководителями и подчиненными и т. д. Намного меньше внимания было уделено потреблению и потребителю. Есть исключения, такие как знаменитая работа Торстейна Веблена (Veblen, 1899/1994) по «демонстративному потреблению» и концепция Зиммеля о деньгах и моде, но о потреблении социальными теоретиками сказано гораздо меньше, чем о производстве.  Постмодернистская социальная теория имела склонность определять общество постмодерна как потребительское, в результате чего потребление в этой теории играет главную роль. Самым выдающимся является произведение Жана Бодрийара (Baudrillard, 1970/1994) «Общество потребления». Пост-постмодернистский труд Липовецки о моде отражает возрастающий интерес как в рамках постмодернисткой социальной теории, так и вне ее пределов, к теории потребления. С тех пор, вероятно, важность потребления будет возрастать, особенно на Западе, а производство пойдет на спад; с уверенностью можно предположить, что мы увидим резкое увеличение числа теоретических (и эмпирических) работ по потреблению (обзор существующих теорий потребления см. у Slater, 1997). Так уже сейчас появилось огромное количество теоретически обоснованных произведений по правилам, регулирующим потребление, как, например, «Места потребления» (Urry, 1995), «Очаровывая разочарованный мир: революция средств потребления» (Ritzer, 1999), и «Жизнь прилавков: супермаркеты и изменение культуры потребления» (Humphery, 1998). Мы, вероятно, увидим намного больше работ, посвященных этим ограничениям, так же как и потребителям, потребительским товарам и процессу потребления.

 

 

Прочие теории

 Вне предыдущих обобщений  сложно предвидеть будущее социологической  теории. С одной стороны, возможно, возникнут новые теории и у  них будут свои приверженцы.  Также возможно, что те теории, которые сейчас воспринимаются  незначительными, в дальнейшем  займут видное место в социологии. Некоторые из наиболее важных  теорий настоящего времени могут  стать менее привлекательными. И  все же с уверенностью можно  утверждать, что, если не все,  то большинство теорий, выбранных  для обсуждения в данной книге,  не потеряют свою важность. Вероятно, некоторые (феминистская, поликультурная, теория рационального выбора) станут  более значимыми, в то время  как другие (неофункционализм) придут в упадок. В одном я уверен: в общей картине социальной теории, вероятно, появятся новые теории, ни одна из которых, возможно, не приобретет гегемонии в данной области знаний. Постмодернисты критиковали идею «тотализации» или слияния теоретических построений. Кажется невероятным, что социальная теория придет к тому состоянию, когда в ней все будет сведено воедино. Скорее социология будет представлять собой область знаний с увеличивающимся числом направлений, имеющих своих приверженцев и помогающих понять роль социального мира. Социологическая теория будет не просто миром, который следует понимать и использовать, но волнующим миром, который предлагает множество старых и новых идей.

 

Резюме

 Эта глава служит  продолжением главы 1 и посвящается  истории социологической теории  с первых лет XX в. Мы начали  с ранней истории Американской  социологической теории, характеризовавшейся  либерализмом, интересом к социальному  дарвинизму и, следовательно,  влиянием Герберта Спенсера. В  этом контексте обсуждается творчество  двух ранних теоретиков-социологов, Самнера и Варда. Однако они не оставили глубокого следа в Американской социологической теории. В противоположность им Чикагская школа, воплощенная в творчестве таких людей, как Смолл, Парк, Томас, Кули и, в особенности, Мид, сильно повлияла на социологическую теорию, особенно на символический интеракционизм.

 В то время как  все еще господствовала Чикагская  школа, различные формы социологической  теории стали развиваться в  Гарварде. Ключевую роль в зарождении  социологии в Гарварде сыграл  Питирим Сорокин, но к позиции  превосходства в Американской  теории Гарвард привел Толкотт Парсонс, сменяя символический интеракционизм. Парсонс был важен не только из-за легитимизации «великой теории» в Соединенных Штатах и из-за представления европейских теоретиков американской аудитории, но также благодаря той роли, которую он сыграл в развитии теории действия и, что более важно, структурного функционализма. В 1940–1950-х гг. дальнейшему продвижению структурного функционализма способствовала дезинтеграция Чикагской школы, которая началась в 1930-х гг. и завершалась, главным образом, в 1950-х.

Информация о работе Современные социологические теории