Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:36, курсовая работа
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр.
Стр.
Введение ……………………………………………………….
3
Политика инвалидности: основные подходы к анализу…….
6
История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста……………....
14
Социально-правовая база защиты прав инвалидов……………
21
Формы и методы решения социальных проблем инвалидов…
25
Социальная политика в Челябинской области………………
42
Заключение……………………………………………………….
44
Список литературы…………………………………………….
47
Таким образом, исторически складывалось, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, материально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять. Об этом свидетельствует история развития службы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам: в послевоенные годы, когда у государства не было сил и средств для развития службы надомного обслуживания, оно развивало систему домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного обслуживания сдерживалось порочными идеологическими установками, согласно которым отдавалось предпочтение развитию коллективных форм предоставления социального обслуживания. Удовлетворение потребности населения в надомном обслуживании частично взяло на себя общество Красного Креста.
Безусловно, служба милосердия снимала остроту проблемы, однако, не решала ее полностью. С годами в результате увеличения абсолютного числа и относительной численности престарелых в обществе, потребность в социально-бытовой помощи этой категории граждан приобрела значительные масштабы: дома-интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников; демографические перспективы предполагают дальнейшее увеличение доли лиц старческого возраста в населении - все это обусловило решение задач социального обслуживания нетрудоспособных на государственном уровне, создания государственной системы, государственной службы, непосредственно занятой предоставлением медико-социальных и бытовых услуг на дому.
Социально-правовая база защиты прав инвалидов
Социальная работа в России также основана на ряде нормативных актов, регламентирующих порядок работы, объем и виды услуг, нормативы штатов и времени по оказанию услуг. Кроме того, в связи с обострением социально-экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году", согласно которому были образованы республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определен порядок адресного направления гуманитарной помощи и создание территориальных служб срочной социальной помощи. В соответствии с данным Указом приказом Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 04.02.1992 г. за № 21 было утверждено "Положение о территориальной службе срочной социальной помощи". Этим документом определялось содержание работы данной службы, которая предназначалась для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления им различных видов помощи, включающей обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем и другими видами помощи. К лицам, могущим воспользоваться службой срочной социальной помощи, были отнесены: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие инвалиды и престарелые, несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц, их заменяющих, многодетные и неполные семьи и др. В России подготовлены проекты двух законов: "О социальной защите инвалидов" и "О социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов". С принятием этих законов будет обеспечена законодательная база в отношении нетрудоспособных категорий населения. Таким образом, в каждой стране существует ряд нормативных документов, согласно которым осуществляется социальная помощь инвалидам и лицам пожилого возраста. В указанных документах излагаются льготы для пожилых людей и инвалидов при получении социальной поддержки, обозначены права пожилых граждан на получение этих льгот, указаны пути их реализации. Задача социальных работников состоит в том, чтобы овладеть этой информацией, довести ее до сведения лиц, которых они обслуживают и ,. при необходимости помочь им воспользоваться теми льготами, которые им положены по закону. В известной степени, социальные работники должны освоить основы правовой, системы в отношении инвалидов и пожилых граждан. Таким образом, как показывает анализ развития социальной помощи в России, социальную работу в современном ее понимании отождествляли с социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в поддержке. Со временем выявились новые объекты деятельности работников социальной службы (семья, трудные подростки и др.), что отразилось не только на расширении круга задач социальной работы, но и на введении новых направлений. Теперь уже недостаточно, да и неправомерно говорить только о социальном обслуживании тех или иных категорий населения. Социальная работа вобрала в себя методы и приемы, используемые психологами, психотерапевтами, педагогами и другими специалистами, соприкасающимися с судьбами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим статусом. С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения. Между тем высказываются соображения о более широких задачах социальной работы по взаимодействию социального работника с окружающей средой. При этом социальному работнику отводится роль способствовать расширению компетенции людей, а также развитию их способностей в плане решения жизненных проблем; помогать людям получить доступ к ресурсам; побуждать организации внимательно относиться к людям; способствовать взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто их окружает; добиваться взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку; оказывать влияние на социальную политику и политику в области окружающей среды.
Законодательство РФ в области защиты прав инвалидов:
Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.
Исторически понятия “инвалидность” и “инвалид” в России связывались с понятиями “нетрудоспособность” и “больной”. И нередко методические подходы к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы “здоровье - заболеваемость” (хотя, если быть точным, заболеваемость - показатель нездоровья) и “больной - инвалид”. Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие “инвалидность”, отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может - определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие “инвалид” сужалось до понятия “неизлечимо больной”. Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие “инвалид” не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных 3факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.
В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.
Правовой аспект решения проблем инвалидов.
Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов.
Президентом России подписан Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Поэтому вступление в силу этого Закона надо только приветствовать. История его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по предложению Центрального правления ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон “Об основах социальной защищенности инвалидов”. Но в связи с распадом Союза ему не довелось поработать на них. И вот новый Закон вступил в силу. Хотя он содержит некоторые погрешности и нуждается в определенной доработке. Например, в части распределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Но появление такого документа - событие значительное, и прежде всего для миллионов российских инвалидов, получивших, наконец, “свой” закон. Ведь чтобы выжить, они должны располагать экономическими, социальными и правовыми гарантиями. И вышедший закон определенный объем таких гарантий устанавливает. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу Закона. Первое - это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее трех процентов).
Второе немаловажное положение - это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Теперь федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ должны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов. При этом среди функций, возлагаемых на государственную службу медико-социальной экспертизы, - определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание; уровня и причин инвалидности населения и др. Закон обращает внимание на основные направления решения проблем инвалидов. В частности, в нем говорится об их информационном обеспечении, вопросах учета, отчетности, статистики, потребностях инвалидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности.
Создание реабилитационной индустрии как промышленной базы системы социальной защиты инвалидов предполагает производство специализированных средств, облегчающих труд и быт инвалидов, предоставление соответствующих реабилитационных услуг и при этом частичное обеспечение их трудовой занятости. Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной реабилитации инвалидов, включающей медицинский, социальный и профессиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки профессиональных кадров для работы с инвалидами, в том числе и из самих инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в Федеральной комплексной программе “Социальная поддержка инвалидов”. Собственно, с выходом Закона можно говорить о том, что Федеральная комплексная программа получила единую законодательную базу. Теперь предстоит серьезная работа над тем, чтобы Закон работал. Предполагается, что специализированные государственные службы будут создаваться при Минсоцзащиты. А пока приказом министра Людмилы Безлепкиной создана рабочая группа, намечается план ее работы.
Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).
Информация о работе Современные состояние в России инвалидов