Современные состояние в России инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр.

Содержание работы

Стр.
Введение ……………………………………………………….
3
Политика инвалидности: основные подходы к анализу…….
6
История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста……………....

14
Социально-правовая база защиты прав инвалидов……………
21
Формы и методы решения социальных проблем инвалидов…
25
Социальная политика в Челябинской области………………
42
Заключение……………………………………………………….
44
Список литературы…………………………………………….
47

Файлы: 1 файл

теория соц работы.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы в  ряде Центров социального обслуживания появилось новое структурное подразделение - Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклизмами и т.д. В соответствии с нормативным документом, Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь. Основными направлениями деятельности Службы являются: - предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи; - обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц); - предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости; - оказание материальной помощи; - содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой); - направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов; - оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия"; - оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).

  • Производственно-экономический аспект.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в реабилитационных средствах и услугах., а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество. Сохранение же государственной монополии на обеспечение инвалидов реабилитационными изделиями приводит к неоправданной экономической нагрузке на “активную” часть населения и служит основанием для продолжения так называемой “льготной” политики, ведущей к постоянному увеличению диспропорции между истинной потребностью инвалидов и возможностями их удовлетворения.

  • Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Для этой цели есть дома-интернаты для детей с физическими недостатками. В этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений - осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства. Дома-интернаты для детей с физическими недостатками расположены либо в школьных зданиях, построенных по разным типовым проектам, либо в приспособленных помещениях, что негативно сказывается на возможностях развертывания в этих учреждениях реабилитационных мероприятий.

Большое значение в активизации детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа, которая не ограничивается пределами дома-интерната. Здесь необходимы контакты с органами и учреждениями, которые организуют инвалидный спорт. В продвижении инвалидов в участии в спортивных состязаниях может помочь социальный работник. В домах-интернатах для детей с физическими недостатками осуществляется трудовое обучение. Для его организации имеются учебно-производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это столярное и швейное дело. Для профессионального обучения разработаны программы обучения профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства, декоративно-прикладного искусства. От уровня профессиональной подготовки во многом зависит последующая их адаптация и трудоустройство.

Подростки, готовящиеся  к выписке из дома-интерната, должны быть осведомлены о различных  житейских проблемах (трудоустройство, получение жилья и др.) и вооружены  знанием о путях их разрешения. Роль социального работника состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам преодолеть трудности интеграции в общество. Здесь важна не только информация, советы, но и действенная помощь, участие в получении специализированного жилья, установление вспомогательных приспособлений и устройств в квартирах для инвалидов, помощь при трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный работник становится истинным помощником инвалида, вступающего в открытое общество.

Социальная  политика в Челябинской области

Социальных работников в Челябинской области 15 тыс., а обслуживают они 2,5 млн. человек, если взять все виды социальной поддержки. Когда в 2001 году полномочия по назначению и выплате пенсий из органов соцзащиты были переданы Пенсионному фонду РФ. Социальной защите переданы функции назначения и выплаты жилищных субсидий, которыми раньше занималось жилищно-коммунальное хозяйство. Было поручено оказывать материальную помощь на газификацию домовладений некоторым категориям: одиноким пенсионерам, семьям, состоящим из пенсионеров, многодетным семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми, неполным семьям с несовершеннолетними детьми.

Когда правительство  Челябинской области приняло  решение оказывать помощь в ремонте  жилья ветеранам Великой Отечественной  войны, соцзащите пришлось разбираться и в составлении смет, и в приемке выполненных работ, и даже в том, в два или один слой покрашена стена. Стали и строителями, и сметчиками.

С января 2006 года нам передана опека и попечительство несовершеннолетних: 55 детских домов из системы образования  области отошли к Министерству социальных отношений, причем не только в плане попечительства над детьми-сиротами, но и в плане содержания материально-технической базы, ответственности за комплексную и – особенно – пожарную безопасность.

Традиционно осуществляется выплата детских пособий. Сейчас в Челябинской области введена выплата пособий на рождение ребенка. Когда принимали эту меру соцподдержки, в регионе рождалось ежегодно 32 тыс. детей, а в этом году родилось уже 47 тыс. И это еще не все. Работы у нас много.

На Южном Урале много  начинаний, которых нет в других регионах. Прежде всего, это закон  о статусе ветеранов Челябинской  области, по которому помощь получают 153 тыс. 327 человек. Мало где, кроме Челябинской  области, выплачивают единовременное пособие ко Дню пожилого человека. Не стал исключением и этот год, по 500 рублей до 1 октября получили все наши пенсионеры, а их 761 тыс. 383 человека. И с первых дней октября уже начинается массовая выплата к Международному дню инвалида, который отмечается 3 декабря. Не секрет, что растут цены, поэтому мы хотим дать людям возможность потратить эти деньги более эффективно, у нас в Челябинской области людей с ограниченными возможностями 220 тыс.

Заключение

Социальная работа как  важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления. Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично.

Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих - характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д. Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных "потребителей" (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей. В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования.

Для той категории  инвалидов и пожилых людей, которые  находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество. В данной реально существующей ситуации с обслуживанием пожилых людей и инвалидов в разных условиях их проживания существует настоятельная необходимость введения в штат стационарных учреждений социальных работников с целью совершенствования социальной поддержки нетрудоспособных граждан.

Список литературы

  1. Наберушкина Э. К. Социальная политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОН РАН, 2002.
  2. Малева Т., Васин С. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Pro et Contra». 2001. Т. 6. № 3.
  3. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Саратов: СГТУ, 2003.
  4. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М: Изд-во «Экзамен», 2002.
  5. Черносвитов Е. В. Социальная медицина: Учеб. пособие для спуд. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000; См. критику пою подхода: Романов П. В., Ярская Е. Р. Болезни роста социальной медицины // Гендерные исследования. 2001. №4. С. 292-301.
  6. Осадчих А. Они нуждаются в поддержке // Социальное обеспечение. 1999. № 2. С. 22-23; Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М., 1996; Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М.: Ин-т соц. работы, 1995; Дементьева Н. Ф., Багаева Г. Н., Исаева Т. II. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. М: Ин-т соц. работы, 1996.
  7. Васин С. А., Голоден О. Ю., Бесфамильная С. В. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. М.: РОС-СПЭН, 1999.; Малева Т., Васин С. Инвалиды в России - узел старых и новых проблем // «Pro et Contra». 2001. Т. 6. № 3. С. 80-105; Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М: ИНИОН РАН, 2002.
  8. Егорова С. В. Предпринимательская деятельность как проактивная жизненная стратегия инвалидов: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов: СГТУ, 2002.
  9. Данилова II. Ю. Коллективные действия участников войны в Афганистане в контексте социальной политики. Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов: СГТУ, 2003; Она же. Ситуация ограничения прав человека: проблема измерения (на примере группы инвалидов войны в Афганистане) // Защита прав человека в Российской Федерации. СПб.: Петрополис, 2001. С. 25-37.
  10. Наберушкина Э. К. Стратификационный анализ инвалидности: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов: СГТУ, 1997; Она же. Политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
  11. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997; Она же. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4.; Она же. Стигма «инвалидной» сексуальности // В поисках сексуальности. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002.
  12. Данилова Н. Ю. Коллективные действия участников войны в Афганистане в контексте социальной политики: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов: СГТУ, 2003.
  13. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Саратов: СГТУ, 2003.
  14. Романов П. В. Политика высшего образования инвалидов // Образование для всех: пути интеграции. Саратов: СГТУ, 2003.
  15. Здравомыслова Е. А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб.: Наука, 1993. С. 67, 68-69.

Информация о работе Современные состояние в России инвалидов