Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 21:57, реферат
В реферате рассматриваются основные тенденции социального развития общества, характерные для современной российской и мировой действительности. Далее разберемся с самими тенденциями, представленными в нескольких сферах (рынок труда, миграция, профессиональное образование, сокращение неравенства и преодоление бедности, политика охраны здоровья). В каждом из рассмотренных аспектов социальной сферы существуют свои тенденции, определяющие социальное развитие общества на современном этапе в целом. Эти тенденции носят как позитивный, так и негативный характер.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о понятии «социальное развитие общества»...4
Понятие социального развития………………………………………………4
Параметры тенденций социального развития………………………………5
Глава 2. Основные тенденции социального развития общества………………8
2.1 Рынок труда……………………………………………………………………8
2.2 Миграция……………………………………………………………………..10
2.3 Профессиональное образование……………………………………………11
2.4 Сокращение неравенства и преодоление бедности………………………..14
2.5 Политика охраны здоровья………………………………………….………16
Заключение…………………………………………………………………….…19
Библиографический список……………………………………………………..21
Приложение………………………………………………………………………22
Трудовое законодательство в России избыточно жесткое, а степень его инфорсмента (особенности его применения) трудно прогнозируема и колеблется от полного безразличия к нарушениям до чрезмерного административного вмешательства.
В то же время ТК игнорирует реалии, уже ставшие нормой для рынка труда — дистанционную работу, заемный труд, работу физических лиц по найму, частичную занятость. Это подталкивает и работодателей, и наемных работников к нарушению норм законодательства. ТК усиливает социальное неравенство на рынке труда: дает значительные преимущества уже имеющим работу, но ослабляет позиции выпускников профессиональных учебных заведений, работников старших возрастов, женщин, выходящих на рынок труда после длительного перерыва, безработных[4; 213-223].
2.2 Миграция
Миграционные процессы в целом сыграли позитивную роль в социально-экономическом и демографическом развитии России за последние два десятилетия. С учетом результатов переписи 2010 года, миграционный прирост с 1992 по 2010 г. включительно превысил 7 млн человек и почти на 60 % компенсировал естественную убыль населения страны, составившую за этот период 13,1 млн человек (Приложение 2). Без этого масштабного переселения из бывших союзных республик численность постоянного населения России в начале 2011 г. равнялась бы 135,4 млн вместо 142,9 млн человек.
Масштабный приток мигрантов повысил спрос на жилищное строительство, обеспечил торможение роста цен в секторах, где отмечена массовая занятость мигрантов. Также были компенсированы потери квалифицированной рабочей силы из-за массовой эмиграции, превысившей за постсоветский период 1,5 млн человек. Свыше 2,5 млн мигрантов-переселенцев в Россию за 1990—2000-е гг. имели высшее и среднее профессиональное образование.
Преимущественно ограничительный характер миграционной политики, неразвитость сферы услуг в области миграции создают почву для масштабной незаконной миграции, которая является основным источником рабочей силы для теневого сектора экономики. В свою очередь, незаконная миграция является одной из предпосылок усиления антимигрантских настроений среди коренного населения России.
Проблемы адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей превращаются в одну из острых социальных проблем, требующую неотложного решения. Решение указанных проблем затрудняется отсутствием четко сформулированной государственной политики, способствующей адаптации и интеграции мигрантов в принимающую общественную среду, а также неурегулированностью правового статуса большого количества мигрантов. Нарастающая изоляция мигрантов от принимающего социума ведет к усилению мигрантофобии среди населения Российской Федерации. Результаты опросов Левада-Центра показывают, что если в 1998 г. 43 % респондентов поддерживали лозунг « Россия для русских», то в 2011 г. их доля увеличилась до 58 %.
Проблемы в сфере миграции, с
которыми сталкивается страна, свидетельствуют,
что действующее миграционное законодательство
не соответствует в полной мере потребностям
экономического, социального и демографического
развития, интересам работодателей
и российского общества в целом.
Законодательство преимущественно
ориентировано на привлечение и
использование временных
2.3 Профессиональное образование
Россия — один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием (к нему относят программы начального, среднего и высшего профессионального образования).
По численности студентов
В последние 15—20 лет молодежь в первую очередь ориентирована на получение высшего образования. К концу 2000-х годов о предпочтении высшего образования говорили почти в 88 % семей с детьми школьного возраста. В 2009 году более 2/3 обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов. По программам среднего профессионального образования обучались чуть менее ¼ студентов. Оставшиеся 10 % учащихся посещали программы начального профессионального образования.
Ориентация молодежи на получение
высшего образования привела
к возникновению эффекта
В учреждениях
среднего профессионального образования
ситуация значительно лучше, поскольку
не менее 25 % поступающих идут на эти
программы целенаправленно. Между
тем, до 35 % выпускников учреждений профессионального
образования в год окончания
колледжа поступают в вузы. Таким
образом, система профессионального
образования является крайне неоднородной
по уровням образовательных
Система
высшего образования также
Основные проблемы и предлагаемые решения:
1. Проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь «навеса» высшего образования невысокого качества (85 % возрастной когорты 15—25 летних). Предлагаемые меры по ее решению:
- Отказ от устаревшего механизма государственного задания в бакалавриате/специалитете; вузы финансируются по принципу «деньги следуют за студентом» в пределах лицензионных ограничений, при этом право на бюджетное финансирование получают студенты, сдавшие ЕГЭ по профильному предмету на «хорошо» и «отлично» (больше 50 и больше 70 из 100).
- Формирование независимого от системы образования института профессиональных экзаменов на основе государственно-общественных объединений.
- Стимулирование перехода студентов 2—3-х курсов на программы прикладного бакалавриата (3-летние программы, сохраняющие статус высшего образования).
2. Проблема падения качества подготовки:
- Повышение нормативного финансирования
в расчете на одного студента до уровня,
обеспечивающего конкурентоспособный
уровень заработной платы преподавателей
(до 160 % от средней заработной платы по
региону в 2015 г., до 220 % в 2020 г.) в сочетании
с регулированием кадровой политики вузов
с целью повышения качества профессорско-
- Реорганизация сети государственных вузов и их филиалов; укрупнение вузов на основе присоединения к ведущим университетам.
- Введение независимой промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов («ЕГЭ для бакалавров»).
3. Проблема недостаточного масштаба и качества подготовки квалифицированных работников — «исполнителей» и низкой престижности соответствующих программ:
- Создание программ прикладного бакалавриата в большинстве массовых вузов (до 50 % всего состава студентов) и на базе учреждений СПО. Вхождение СПО в состав профильных вузов.
- Структурная реформа системы НПО/СПО, перевод ее в основном на короткие (до 6 мес.) программы прикладных квалификаций.
- Бюджетная поддержка получения квалификаций в независимых учебных центрах и учебных центрах фирм — поставщиков технологий.
- Программа обучения прикладным квалификациям для трудовых мигрантов.
4. Проблема низкой инновационной активности вузов, недостаточного «производства инноваторов»:
- Расширение состава НИУ за счет вузов транспорта, аграрных и медицинских.
- Финансирование программ фундаментальных и прикладных исследований как части программ развития НИУ, МГУ и СПбГУ (до 35 % их бюджетного финансирования к 2020 г.).
5. Проблема доступности качественного профессионального образования для семей с низкими доходами и низким уровнем образования родителей:
- Повышение социальных стипендий до уровня прожиточного минимума по региону (для 30 % студентов).
- Развитие образовательного кредитования (до 30 % от платных студентов к 2020 г.) [4; 245-247].
2.4 Сокращение
неравенства и преодоление
Доля
населения с доходами ниже прожиточного
минимума снижается, но неравенство
и острота его восприятия растут,
не снижается субъективная бедность,
особенно в крупных городах. Растет
доля экономически неактивного населения
трудоспособного возраста, началось
межпоколенное воспроизводство
бедности. В структуре бедных повышается
доля семей с детьми и работающих.
Это чревато снижением
Высокое
неравенство не стимулирует рост
внутренних инвестиций, но закупоривает
лифты восходящей социальной мобильности.
Образование, квалификация и трудовая
мобильность слабо работают как
источники роста
Наращивание расходов по традиционным направлениям социальной политики не позволяет снизить социальные напряжения в силу выделения помощи по категориальному принципу, а не на основе определения нуждаемости. Адресные программы для бедных должны стать приоритетными в системе социальной защиты. Помимо поддержки семей они выполняют функцию социального развития и контроля.
Несмотря на то, что доля крайне бедного населения существенно сократилась за последние 10 лет, проблема преодоления экстремальной бедности остается актуальной для Российской Федерации, в том числе и в части ликвидации голода и недоедания наиболее уязвимых групп населения, а также обеспечения минимально приемлемого уровня текущего потребления.
Необходимо существенное увеличение пособия для детей из бедных семей при усилении адресности выплаты и увеличение стандартных вычетов по НДФЛ до размера прожиточного минимума. Сейчас средний размер пособия для детей из бедных семей составляет 7 % от прожиточного минимума ребенка, а универсальный вычет — всего 0,4 % годового прожиточного минимума работника, на ребенка — 3 % годового прожиточного минимума ребенка соответственно.
При развитии адресных программ поддержки бедных необходимо введение механизмов предоставления помощи на основе социальных контрактов и введение индикативного теста на проверку нуждаемости.
В рамках
каждого из представленных сценариев
по сокращению неравенства и преодолению
бедности необходимо обеспечение мер
по преодолению экстремальной
При радикальном
реформировании системы социальной
защиты предлагается создание универсального
пособия для бедных слоев населения,
выделяемого на адресной основе и
объединяющего множество
Россия
опирается на устаревшие универсалистские
теоретические концепции
Должна быть увеличена прогрессивность налоговой системы за счет введения налога на недвижимость и увеличения стандартных вычетов по НДФЛ (нынешняя налоговая политика не способствует сокращению неравенства).
Для оценки влияния на неравенство и бедность эффектов экономического роста, социальной, налоговой и инвестиционной политики предлагается раз в три года силами одного из ведущих аналитических центров готовить доклад о влиянии программ развития на неравенство и бедность, что позволит гармонизировать экономические и социальные цели развития [4; 317-318].
2.5 Политика охраны здоровья
Несмотря на заметное сокращение смертности в последние годы — с 16,1 на 1000 чел. населения в 2005 г. до 14,2 в 2010 г., этот уровень все еще очень высок по сравнению с европейскими странами (9,6 в странах ЕС в 2009 г).
Информация о работе Современные тенденции социального развития общества