Современные тенденции социального развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 21:57, реферат

Описание работы

В реферате рассматриваются основные тенденции социального развития общества, характерные для современной российской и мировой действительности. Далее разберемся с самими тенденциями, представленными в нескольких сферах (рынок труда, миграция, профессиональное образование, сокращение неравенства и преодоление бедности, политика охраны здоровья). В каждом из рассмотренных аспектов социальной сферы существуют свои тенденции, определяющие социальное развитие общества на современном этапе в целом. Эти тенденции носят как позитивный, так и негативный характер.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общее представление о понятии «социальное развитие общества»...4
Понятие социального развития………………………………………………4
Параметры тенденций социального развития………………………………5
Глава 2. Основные тенденции социального развития общества………………8
2.1 Рынок труда……………………………………………………………………8
2.2 Миграция……………………………………………………………………..10
2.3 Профессиональное образование……………………………………………11
2.4 Сокращение неравенства и преодоление бедности………………………..14
2.5 Политика охраны здоровья………………………………………….………16
Заключение…………………………………………………………………….…19
Библиографический список……………………………………………………..21
Приложение………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 240.08 Кб (Скачать файл)

Особенно высока в нашей стране смертность населения  в трудоспособном возрасте. Вероятность умереть в возрасте 15—60 лет в России почти в два раза выше, чем в среднем по Европе: 269 против 146 на 1000 чел. населения в 2009 году (Приложение 3).

Высокие показатели смертности и заболеваемости населения  — главный вызов российской системе  охраны здоровья. Показатели заболеваемости населения нашей страны продолжают расти, при этом темп прироста общей заболеваемости за 2005—2009 гг. составил 9,8 % и превысил темп прироста первичной заболеваемости (число впервые выявленных случаев заболеваний), который составил 7,6 %.

По уровню финансирования здравоохранения Россия намного  отстает от западноевропейских стран. Доля общих расходов на здравоохранение в ВВП у нас почти в 1,7 раза меньше, чем в странах ЕС (5,2 % против 9 % в 2008 г.), а доля госрасходов на здравоохранение в ВВП — меньше в 2 раза (3,4 % по сравнению с 6,9 % в 2008 г.).

Усилия по сохранению здоровья населения особенно значимы  для России, которая более всего  отстает в смертности лиц в  трудоспособном возрасте. Однако именно тем компонентам системы охраны здоровья, которые имеют наибольшее отношение к самой острой проблеме, пока уделяется недостаточное внимание. Российская система охраны здоровья, отдавая решительный приоритет лечению, а не широко понимаемой профилактике, фактически отдает приоритет интересам тех, кто не достиг трудоспособного возраста или из него вышел.

В последние годы государство немало сделало для  улучшения работы системы здравоохранения. Размеры государственного финансирования здравоохранения выросли за последние 5 лет (2006—2010 гг.) в 2,4 раза в номинальном выражении (в реальном — в 1,4 раза). Благодаря реализации национального проекта «Здоровье» существенно обновлено медицинское оборудование в лечебно-профилактических учреждениях, значительно увеличены объемы бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, диспансеризации, профилактической работы и т. д.

Показательно, что примерно половина населения (53 %) считает, что здравоохранение как отрасль находится в плохом состоянии. При наличии обширных гарантий бесплатной медицинской помощи 29 % людей, обращающихся за медицинской помощью, полностью или частично оплачивают свое лечение. Неуклонно растет число пациентов стационаров, платящих за лечение в руки медицинским работникам. При этом возможности для рационального привлечения личных средств населения ограничены, а развитие рынка платных медицинских услуг не сопровождается необходимым развитием его регулирования в интересах потребителей и обеспечения эффективной конкуренции. Проблема состоит в том, что и те, кто лечится бесплатно, и те, кто платит, сильно рискуют столкнуться с низкой квалификацией медицинских работников, невниманием и отсутствием действенных механизмов защиты прав пациентов.

Системе оказания медицинской помощи присущи серьезные структурные диспропорции:

- чрезмерная  нагрузка на стационарную помощь  при относительно слабом развитии  первичной, реабилитационной и  медико-социальной помощи;

- доля  расходов на стационарную помощь  в общем объеме расходов на  здравоохранение почти в 2 раза  превышает долю амбулаторной  помощи, в то время как в  западноевропейских странах они  примерно равны; 

- недостаточная  координация деятельности медицинских  учреждений и врачей на разных  этапах оказания медицинской  помощи [4; 385-389].

 

 

Заключение

Кризис 2008–2009 гг. со всей определенностью  продемонстрировал, что Россия находится  на новом переломе социально-экономического развития.

Новая социальная политика невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей России необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы — не менее 5 % в год, заметно превышающие темпы роста развитых стран.

Россия имеет определенные преимущества над странами близкого уровня развития в области формирования человеческого капитала: национальные системы образования и культуры все еще находятся среди лидеров. Однако этот ресурс неосмотрительно растрачивается: устойчивая тенденция недофинансирования этих систем (как бюджетного, так и частного) и быстрая деградация фундаментальной науки, выступающей драйвером профессионального образования, могут привести Россию в рассматриваемом периоде к утрате этих преимуществ. Задача восстановления и закрепления сравнительных преимуществ в области образования и культуры является первоочередной для стратегии развития России как с позиции обеспечения экономического роста, так и для устойчивости социальной политики.

В конечном счете целью  государственной социально-экономической  политики является повышение благосостояния, т. е. содействие увеличению продолжительности не обремененной болезнями социально благополучной жизни, росту удовлетворенности граждан жизнью. Франция, несколько развивающихся стран, а совсем недавно — и Великобритания пытаются инкорпорировать показатели удовлетворенности жизнью в основные механизмы экономической политики, в критерии оценки работы государственного аппарата и т. д. Предстоит это в будущем сделать и России. Но сначала необходимо выстроить конкурентоспособный регулятивный режим для бизнеса; конкурентоспособную диверсифицированную образовательную систему, допускающую индивидуальные траектории; здравоохранение, нацеленное на предупреждение заболеваний, а не только на их лечение и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Заяц О. В. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 75 с.
  2. Понятие социального развития  (http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-razvitie.html)
  3. Социология. Электронные лекции. Социальное развитие. (http://immemoreal.com/sociot14r5part2.html)
  4. Стратегия – 2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад  результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г.
  5. Тенденции социального развития

(http://konec-sveta.org/tendencii/obshestvo/tendencii-socialnogo-razvitija.html)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Доля бюджетного сектора (образование, здравоохранение  и госуправление) в общей занятости, % [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Миграционный  прирост (тыс. человек) и замещение  естественной убыли миграционным приростом (в %), Россия, 1992—2010 гг. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Вероятность умереть  в возрасте от 15 до 60 лет на 1000 чел., 2009 [4]




Информация о работе Современные тенденции социального развития общества