Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа
Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
В данной работе перед нами стоит цель определить эти требования.
Введение …………………………………………………………1
1. Профессионализм социального работника …………………2
2. Современные требования к социальному работнику………4
Заключение ……………………………………………………....8
Список используемой литературы………………………………9
Содержание
Введение …………………………………………………………1
1. Профессионализм социального работника …………………2
2. Современные требования к социальному работнику………4
Заключение ……………………………………………………....8
Список используемой литературы………………………………9
Введение
Актуальность исследования. В последние годы в психологии все более значимыми становятся проблема профессионализма, поиск путей его формирования и развития. Общество выдвигает новые высокие требования к квалификации специалистов, работающих в социальной сфере, уровню их компетентности.
Это значит, что в подготовке социальных работников , чья профессия прежде всего ориентирована на работу в социальной сфере, эти требования должны учитываться.
Предназначение специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы гуманизировать взаимоотношения человека и общества. Оказание социальной помощи можно рассматривать как совместную деятельность специалиста и клиента, при которой социальный работник руководит процессом оказания помощи.
Специалист по социальной работе призван решать многие социальные, психологические, педагогические, этические, правовые проблемы общества и человека; предупреждать развитие негативных тенденций в обществе, содействовать улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни .
Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
В данной работе перед нами стоит цель определить эти требования.
1. Профессионализм социального работника
«Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что «профессионализм» — это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов
Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается прежде всего в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.
Профессия "социальный работник" введена в Российской Федерации в 1991 г.
Профессиональная деятельность социального работника направлена на выявление и оказание содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организацию общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их общественного защитника в суде; участие в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. д.; организацию и координацию работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы [5].
Профессионализм личности социального работника составляют:
достижение высоких профессиональных результатов,
эффективность и успешность профессиональной деятельности,
наличие психологических компонентов — внутреннего отношения личности к избранной профессии,
эмоциональная включенность в профессию
наличие профессионально значимых качеств
высокий уровень профессиональных притязаний [7]
Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом; умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.
Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:
1. Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.
2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.
3. Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины [5].
При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Рассмотрим данные качества.
2. Современные требования к социальному работнику
К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся следующие:
эмпатийность;
психологическая компетентность;
деликатность и тактичность
гуманность, милосердие;
организаторские и коммуникационные способности;
высокая духовная культура и нравственность;
социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
честность и моральная чистота в профессиональных делах [6].
Психологи выделили шесть групп наиболее важных профессиональных качеств социальных работников:
Профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу значимых проблем.
Социальный работник должен обладать знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук быть способным анализировать методы этих наук в различных видах социальной деятельности
Помимо этого важно чтобы специалист социальной работы знал основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов [1].
Согласно Т.С. Базаровой, социальный работник должен имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможность современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.
В современном обществе социальный работник должен на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
При этом профессионал в области социальной работы должен быть способен в условиях науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии [1].
Доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим.
Эмоционально-положительное отношение к людям во многом зависит от конкретного опыта этой личности, от истории ее взаимоотношений с людьми. Положительный или отрицательный опыт этих отношений однозначно формирует и соответствующую их систему. Многие психологи считают, что людям с сильно выраженным недоверием и недоброжелательностью к окружающим нецелесообразно работать в социальной области.
Организаторско-коммуникативные способности: высокая коммуникабельность, общительность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать их в трудную минуту. Сами социальные работники среди причин возникающей у них профессиональной усталости называют неумение общаться, грубость людей, неумение "закрыться", т. е., защититься, отсутствие взаимопонимания [5].
М.В. Фирсов отмечает, что социальный работник должен:
— знать речевой этикет и уметь его использовать;
— уметь формулировать цели и задачи делового общения;
— организовывать общение и управлять им;
— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;
— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;
— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;
— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки [4].
Нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении целей. Для социального работника важна эмоциональная устойчивость, самообладание . Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.
Значимость нервно-психической устойчивости в деятельности социального работника огромна, ведь им приходится сталкиваться с самыми различными людьми, иногда не самыми лучшими. Именно нервно-психическое перенапряжение заняло первое место при опросе социальных работников о причинах их усталости.
Отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, уважение к себе (самооценка, самокритичность, идентификация и др.).
Исследования показывают, что зачастую у неуверенных в себе людей возникает множество собственных проблем, решение которых требует больших усилий и больших затрат времени, и поэтому они вряд ли психологически способны и готовы к решению чужих проблем.
Высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.
Т.С. Базарова отмечает , что социальный работник
быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;
делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;
уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
служить своей профессией на благо окружающих [1].
Е.И. Холостова отмечает, что исследователи выделяют три группы качеств социального работника:
психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;
психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа [6].
Информация о работе Современные требования к социальному работнику