Современные требования к социальному работнику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.

В данной работе перед нами стоит цель определить эти требования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………1

1. Профессионализм социального работника …………………2

2. Современные требования к социальному работнику………4

Заключение ……………………………………………………....8

Список используемой литературы………………………………9

Файлы: 1 файл

тср.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение …………………………………………………………1

1. Профессионализм социального работника …………………2

2. Современные требования к социальному работнику………4

Заключение ……………………………………………………....8

Список используемой литературы………………………………9
Введение

 

Актуальность исследования. В последние годы в психологии все более значимыми становятся проблема профессионализма, поиск путей его формирования и развития. Общество выдвигает новые высокие требования к квалификации специалистов, работающих в социальной сфере, уровню их компетентности.

Это значит, что в подготовке социальных работников , чья профессия прежде всего ориентирована на работу в социальной сфере, эти требования должны учитываться.

Предназначение специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы гуманизировать взаимоотношения человека и общества. Оказание социальной помощи можно рассматривать как совместную деятельность специалиста и клиента, при которой социальный работник руководит процессом оказания помощи.

Специалист по социальной работе призван решать многие социальные, психологические, педагогические, этические, правовые проблемы общества и человека; предупреждать развитие негативных тенденций в обществе, содействовать улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни .

Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.

В данной работе перед нами стоит цель определить эти требования. 


1. Профессионализм  социального работника

 

«Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что «профессионализм» — это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается прежде всего в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Профессия "социальный работник" введена в Российской Федерации в 1991 г.

Профессиональная деятельность социального работника направлена на выявление и оказание содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организацию общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступление в качестве их общественного защитника в суде; участие в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. д.; организацию и координацию работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы [5].

Профессионализм личности социального работника составляют:

      достижение высоких профессиональных результатов,

      эффективность и успешность профессиональной деятельности,

      наличие психологических компонентов — внутреннего отношения личности к избранной профессии,

      эмоциональная включенность в профессию

      наличие профессионально значимых качеств

      высокий уровень профессиональных притязаний [7]

Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом; умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.

Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:

1.     Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.

2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.

3.     Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины [5].

При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.

Рассмотрим данные качества. 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

                   2. Современные требования к социальному работнику 

 

К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся следующие:

      эмпатийность;

      психологическая компетентность;

      деликатность и тактичность

      гуманность,  милосердие;

      организаторские и коммуникационные способности;

      высокая духовная культура и нравственность;

      социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);

      умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;

      направленность на интересы,  потребности и защиту человеческого достоинства клиента;

      стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;

      умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;

      честность и моральная чистота в профессиональных делах [6].

Психологи выделили шесть групп наиболее важных профессиональных качеств социальных работников:

Профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу значимых проблем.

Социальный работник должен обладать знаниями в области гуманитарных и социально-экономических наук быть способным анализировать методы этих наук в различных видах социальной деятельности

Помимо этого важно чтобы специалист социальной  работы знал основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов [1].

Согласно Т.С. Базаровой, социальный работник должен имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможность современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций.

В современном обществе социальный работник должен на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

При этом профессионал в области социальной работы должен быть способен в условиях науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии [1].

Доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, чувство сострадания, желание помочь, симпатия к другим.

Эмоционально-положительное отношение к людям во многом зависит от конкретного опыта этой личности, от истории ее взаимоотношений с людьми. Положительный или отрицательный опыт этих отношений однозначно формирует и соответствующую их систему. Многие психологи считают, что людям с сильно выраженным недоверием и недоброжелательностью к окружающим нецелесообразно работать в социальной области.

Организаторско-коммуникативные способности: высокая коммуникабельность,  общительность, умение управлять людьми,  влиять на их позиции и убеждения, умение вызывать к себе доверие и поддержать их в трудную минуту. Сами социальные работники среди причин возникающей у них профессиональной усталости называют неумение общаться, грубость людей, неумение "закрыться", т. е., защититься, отсутствие взаимопонимания [5].

М.В. Фирсов отмечает, что  социальный работник должен:

— знать речевой этикет и уметь его использовать;

— уметь формулировать цели и задачи делового общения;

— организовывать общение и управлять им;

— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки [4].

Нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении целей. Для социального работника важна эмоциональная устойчивость,  самообладание  . Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Значимость нервно-психической устойчивости в деятельности социального работника огромна, ведь им приходится сталкиваться с самыми различными людьми, иногда не самыми лучшими. Именно нервно-психическое перенапряжение заняло первое место при опросе социальных работников о причинах их усталости.

Отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, уважение к себе (самооценка, самокритичность, идентификация и др.).

Исследования показывают, что зачастую у неуверенных в себе людей возникает множество собственных проблем, решение которых требует больших усилий и больших затрат времени, и поэтому они вряд ли психологически способны и готовы к решению чужих проблем.

         Высокий морально-этический уровень:  бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность.

Т.С. Базарова отмечает , что социальный работник

      быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;

      делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиента;

      уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

      в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

      в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

      служить своей профессией на благо окружающих [1].

Е.И. Холостова  отмечает, что исследователи выделяют три группы качеств социально­го работника:

      психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

      психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

      психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психи­ческим процессам: восприятию, памяти, воображению, мыш­лению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрес­су, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических осно­ваний являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психо­логические требования основываются на собранности и вни­мательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Без этих, веду­щих для данной профессии характеристик психики, невоз­можна эффективная работа [6].

Информация о работе Современные требования к социальному работнику