Современный этап развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Зарождение социологии в России началось в середине XIXв. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, русская социология к концу XIXв. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….......3
Основные этапы русской социологической мысли……………………………..4-6
Направления русской социологии с середины 60-х годов XIX в. до 1918 г...7-13
Современный этап развития социологии……………………………………...14-15
Заключение……………………………………………………………………...16-17
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Семестровая 1.docx

— 33.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

Основные этапы русской  социологической мысли……………………………..4-6

Направления  русской  социологии с середины 60-х годов  XIX в. до 1918 г...7-13

Современный этап развития социологии……………………………………...14-15

Заключение……………………………………………………………………...16-17

Список литературы………………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Впервые термин «социология» был введен французским  социологом Контом в середине XIXв. и означал «обществоведение». На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.

Зарождение социологии в  России началось в середине  XIXв. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, русская социология к  концу XIXв. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии.  Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

Необходимо отметить, что  российская социологическая мысль  представляла собой сочетание общего и национально особенного. Уже  на первом этапе ее становления появилось  множество направлений, зачастую имеющих  принципиальные различия иои отстаивающих притивоположные позиции.

 

 

 

 

 

Основные этапы русской  социологической мысли

Социологическая мысль в  России развивается как часть  общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны  различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества. В развитии социологической  мысли в России исследователи  выделяют три основных этапа.

первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;

второй — с начала 20-х  годов до конца 50-х годов;

третий — с начала 60-х  до наших дней.

Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных  социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление  социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые  сформулированы в знаменитых «Исторических  письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и  у других классиков теоретической  социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей  и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся  гибкими, динамичными структурами  и отношениями. Цивилизация истолковывается  субъективными социологами как  сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку  мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского 1851-1916 гг. М.М. Ковалевский  был последним представителем классического  позитивизма. Ведущую роль в своей  социологической теории М.М. Ковалевский  отводит учению о социальном прогрессе.

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в  России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными  теориями. Ортодоксальный марксизм в  тот период представляли две ведущие  фигуры — В. Плеханов и В. И. Ленин  и так называемый легальный марксизм — П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.

Второй период развития социологической  мысли в России характеризуется  нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической  наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии как  науки начинается в конце 50-х-начале-60-х  годов, на волне «хрущевской оттепели». В 60-х годах социология вновь восстанавливает  статус социального института. В  середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел  социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направления  русской  социологии с середины 60-х годов  XIX в. до 1918 г.

  1. Географическое направление

Одним из течений социологии является географический детерминизм, основателем которого был Мечников Л.И. (1938-1988).

  Наиболее важной работой Мечникова  Л.И. было издание «Цивилизация  и великие исторические реки»,  где он разделяет законы природы  и законы общества. В ней же  определяются такие понятия, как  общественность и общество. Общественностью  Мечников Л.И. называет организацию,  возникающую на начальных этапах  развития органического мира. Общество  же он представляет как нескольких  человек, объединивщих свои усилия  в совместной деятельности для  достижения общих целей. По  мнению данного ученого развитие  социологии может быть осуществлено  при наличии двух условий. Во-первых, при выявлении специфики социальных  законов. Во-вторых, при определении  критериев социального прогресса  с точностью биологической науки.  Мечников Л.И. пишет, что в  органическом мире основным является  закон борьбы за существование,  а  социальном мире главенствует  закон солидарности и сотрудничества. Он выделяет три типа солидарности: подневольная (принудительная), подчиненная,  добровольная. Мерилом социального  прогресса Мечников Л.И. считает  степень свободы и добровольности  объединений людей. Он придерживается  линейной эволюционной концепции,  в которой главным является  географический фактор. Природа  определяет ход истории, общество способно к солидарности при освоении ее богатств. Первые цивилизации возникают воль рек таких, как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг. Главным природным факторов, по мнению Мечникова Л.И. является вода. Исходя из этого, он выделяет три эпохи в ходе истории:

    1. Речная (период создания древних государств по берегам рек);
    2. Морская или средиземноморская (цивилизации создаются вокруг морей)
    3. Океаническая (всемирная эпоха, начавшаяся с открытия Америки)

Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что сторонники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический фактор.

  1. Органицизм

Такое направление  социологии, как органицизм, сложилось  на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд  П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция  органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное  целое. Сущность органицизма состоит  в том, что определенные биологические  понятия и закономерности переносятся на общественные явления.

Внутри  организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.

  1. Концепция культурно-исторических типов

Основателем концепции культурно-исторических типов является Данилевский Н. Я., которого считают приверженцем идей славянофильства, вступившего  в тот период в стадию упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма. В книге "Россия и Европа" Данилевский Н.Я.подробно развивает теорию "культурно-исторических типов" человечества.

 В своей работе Данилевский Н.Я. наделяет культурно-исторические типов следующими характеристиками: самостоятельные, своеобразные в плане религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. Его социальная позиция выражена в следующем: «В продолжение этой книги мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже и враждебное... Из этого, однако, еще не следует, чтобы мы могли или должны были прервать всякие сношения с Европой, оградить себя от нее Китайской стеной: это не только невозможно, но было бы даже вредно, если бы и было возможно... Но если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то... необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой, русской точки зрения».(Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 440-441). 
 Данилевский считал, что общественные явления управляются общими духовными законами, но в тоже время: «Различия культурно - исторических типов есть, в конечном счете, различия характеров народов, их составляющих: различия этнографические, племенные, которые выражаются в особенностях психического строя народов». Каждая цивилизация имеет характеристики, которые не могут быть переданы другой цивилизации. Проэтому исторический прогресс общества состоит в том, что бы следовать по пути развития своего культурно-исторического типа.

  1. Народничество

Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в историческом процессе, породив социал-революционеров и российскую социал-демократию. Анархистские идеи в России имели свои достаточно глубокие национальные корни. Это, возможно, следует из идеологии русского сектантства, которое своеобразно пропагандировало необходимость освобождения человека от всяческих форм насилия, включая и государственное правление

 

  1. Субъективная школа

Наиболее  влиятельной в русской социологической  традиции была субъективная школа. Это  положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала  продолжительное время, с конца 60-х  гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном отношении субъективная школа была представлена множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями" (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев) в ней обнаруживаются несколько поколений последователей . Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали российскую социальную реальность. В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.

Основоположником  субъективной школы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции. Его, как и Конта, волновал процесс "подготовления" мысли - космические, геологические, физико-химические, биологические и, наконец, психологические линии эволюции, вплоть до "сопутствующих" мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

  1. Психологическое направление

Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании  Запада и России играл Ковалевский  М. Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", оба понятия  соотносительны и в реальности не существует в отрыве друг от друга. "Социальный порядок", по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей  разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Законы эволюции (их поиск и составлял предмет почитаемой им генетической социологии) демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса разных социальных общностей, институтов и религии.

Одна  из последних работ Ковалевского по генетической социологии называлась очень просто - "Происхождение  семьи, рода, племени, собственности, государства  и религии", но представляла собою  детальную реконструкцию человеческого  социального прошлого. Один из выводов  его генетической социологии гласил - нынешние примитивные племена - "современны" в подлинном смысле этого слова  и нет оснований представлять их как реликты ранних фаз эволюции. Что же касается законов функционирования, то они показывают более короткие в социальном времени и пространстве цепи зависимостей. Так, биосоциальное  условие - "рост населения", по Ковалевскому, составлял статический фактор социальной дифференциации и "экономического роста", которые определяют политику, в свою очередь определяющую функционирование и строение системы образования, воспитания, идеологии. Все перечисленные явления подчиняются и обратному влиянию, взятые вместе эти зависимости составляют основу общества или "социальный порядок". Человеческая психология, в индивидуальной и коллективной форме, участвует на разных уровнях функционирования и в любом звене "социального порядка", хотя онтологически исходным его условием являются все-таки "рост и плотность населения".

Общественный  прогресс, по Ковалевскому, это постепенное  расширение сферы солидарности и "замирения": если человечество начало свою историю  с небольших групп, типа рода и  семьи, где легко обнаруживались эти критерии, то с ходом истории они стали охватывать многомиллионные образования - народности, нации, государства, церковь и т.п.

  1. Ортодоксальная методология

 Представителем  направления социологии - ортодоксальной  методологии был    Кистяков  Б. Специфику общества Кистяковский  видел в психологическом взаимодействии  индивидов, а объектом социологии  считал, прежде всего, те явления,  которые возникают лишь в результате  этого взаимодействия: общность  чувств, желаний и другие проявления  феномена коллективного сознания. Все эти явления - не простая  комбинация, агрегат индивидуальных  сознаний. Тут происходят качественные  дополнения, этот-то "плюс" и составляет  характерный признак общества  как сложной системы. "Коллективный  дух" - это фундамент, на котором  основывается общественная жизнь  с ее разделением на отдельных  личностей, их сочетанием в  сословия, классы, профессии, семьи  и другие группы. При психологическом  взаимодействии происходит не  только обогащение воли и чувств  отдельного индивида, но и их  ломка, обеднение, и даже уничтожение.  Отсюда различные виды и формы  социального господства и подчинения, играющие важнейшую роль в  истории человечества.

Информация о работе Современный этап развития социологии