Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:53, реферат
Зарождение социологии в России началось в середине XIXв. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, русская социология к концу XIXв. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
Введение………………………………………………………………………….......3
Основные этапы русской социологической мысли……………………………..4-6
Направления русской социологии с середины 60-х годов XIX в. до 1918 г...7-13
Современный этап развития социологии……………………………………...14-15
Заключение……………………………………………………………………...16-17
Список литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основные этапы русской
социологической мысли………………………
Направления русской социологии с середины 60-х годов XIX в. до 1918 г...7-13
Современный этап развития
социологии……………………………………...14-
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Зарождение социологии в России началось в середине XIXв. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, русская социология к концу XIXв. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
Необходимо отметить, что российская социологическая мысль представляла собой сочетание общего и национально особенного. Уже на первом этапе ее становления появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия иои отстаивающих притивоположные позиции.
Основные этапы русской социологической мысли
Социологическая мысль в
России развивается как часть
общемировой социологической
первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;
второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
третий — с начала 60-х до наших дней.
Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.
Первый этап, прежде всего,
связан с творчеством таких крупных
социальных мыслителей, как П. Л. Лавров
(1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904).
Развиваемое ими направление
социальной мысли получило название
субъективной социологии. Основополагающие
идеи этого направления были впервые
сформулированы в знаменитых «Исторических
письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и
у других классиков теоретической
социологии — О. Конта, Г. Спенсера,
Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной
социологии стояли разработка учения
об обществе в целом, выявление закономерностей
и направленности его развития. Значительное
внимание представители субъективной
социологии уделяли разработке теории
общественного прогресса. Сущность
общественного развития, по Лаврову,
состоит в переработке
Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского 1851-1916 гг. М.М. Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры — В. Плеханов и В. И. Ленин и так называемый легальный марксизм — П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.
Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.
Направления русской социологии с середины 60-х годов XIX в. до 1918 г.
Одним из течений социологии является географический детерминизм, основателем которого был Мечников Л.И. (1938-1988).
Наиболее важной работой
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сторонники географического детерминизма считали главным в развитии человеческого общества географический фактор.
Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления.
Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.
Основателем концепции культурно-
В своей работе Данилевский
Н.Я. наделяет культурно-исторические
типов следующими характеристиками: самостоятельные,
своеобразные в плане религиозного, социального,
бытового, промышленного, политического,
научного, художественного, исторического
развития. Его социальная позиция выражена
в следующем: «В продолжение этой книги
мы постоянно проводим мысль, что Европа
не только нечто нам чуждое, но даже и враждебное...
Из этого, однако, еще не следует, чтобы
мы могли или должны были прервать всякие
сношения с Европой, оградить себя от нее
Китайской стеной: это не только невозможно,
но было бы даже вредно, если бы и было
возможно... Но если невозможно и вредно
устранить себя от европейских дел, то...
необходимо смотреть на эти дела всегда
и постоянно с нашей особой, русской точки
зрения».(Данилевский Н.Я. Россия и Европа.
М., 1991. С. 440-441).
Данилевский считал, что общественные
явления управляются общими духовными
законами, но в тоже время: «Различия культурно
- исторических типов есть, в конечном
счете, различия характеров народов, их
составляющих: различия этнографические,
племенные, которые выражаются в особенностях
психического строя народов». Каждая цивилизация
имеет характеристики, которые не могут
быть переданы другой цивилизации. Проэтому
исторический прогресс общества состоит
в том, что бы следовать по пути развития
своего культурно-исторического типа.
Народничество 70-80-х годов XIX в. в России носило характер массового общественного движения и сыграло значительную роль в историческом процессе, породив социал-революционеров и российскую социал-демократию. Анархистские идеи в России имели свои достаточно глубокие национальные корни. Это, возможно, следует из идеологии русского сектантства, которое своеобразно пропагандировало необходимость освобождения человека от всяческих форм насилия, включая и государственное правление
Наиболее
влиятельной в русской
Основоположником субъективной школы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции. Его, как и Конта, волновал процесс "подготовления" мысли - космические, геологические, физико-химические, биологические и, наконец, психологические линии эволюции, вплоть до "сопутствующих" мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.
Среди всех русских социологов конца XIX - начала XX в. самую важную роль в духовном объединении и взаимном понимании Запада и России играл Ковалевский М. Предмет социологии - "социальный порядок и прогресс", оба понятия соотносительны и в реальности не существует в отрыве друг от друга. "Социальный порядок", по Ковалевскому, есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования. Законы эволюции (их поиск и составлял предмет почитаемой им генетической социологии) демонстрирует типологическое единство институтов и явлений разных культур и народов на основе их происхождения. Он применил этот прием при изучении возникновения и последующего генезиса разных социальных общностей, институтов и религии.
Одна
из последних работ Ковалевского
по генетической социологии называлась
очень просто - "Происхождение
семьи, рода, племени, собственности, государства
и религии", но представляла собою
детальную реконструкцию
Общественный прогресс, по Ковалевскому, это постепенное расширение сферы солидарности и "замирения": если человечество начало свою историю с небольших групп, типа рода и семьи, где легко обнаруживались эти критерии, то с ходом истории они стали охватывать многомиллионные образования - народности, нации, государства, церковь и т.п.
Представителем
направления социологии - ортодоксальной
методологии был Кистяков
Б. Специфику общества