Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Цель данного реферата является изучение роли сознания в процессе социализации личности.

Содержание работы

Введение 2
1.ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 4
2.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 9
3.РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ 11
4.НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 14
5.СОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Сознание, его возможности и ограничения в процессе созиализации личности Осипова Н.. гр.УП-319.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Уральский государственный  университет путей сообщения

Факультет экономики и  управления 
Кафедра «Управление персоналом и социология»

 

 

 

 

 

 

Реферат

Сознание, его возможности  и ограничения в процессе социализации личности

 

 

 

Выполнил:

Осипова Наталья Аркадьевна

Студент 3 курса

 

 

Проверил:

Научный руководитель 
Шестопалова О.Н.

 

 

Екатеринбург 2012

 

Содержание

 

Введение 2

1.ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 4

2.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 9

3.РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ 11

4.НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 14

5.СОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

Введение

 

Социология личности как  специальная социологическая теория появилась на грани XIX и XX веков. В  этой теории, как никакой другой, нашли отражение роль общественного, группового и индивидуального сознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияние  макро-, мезо-и микроусловий на процесс  его функционирования.

Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы. В работах Ч.Х.Кули (1864–1929), Дж.Мида (1863-1931) нашла отражение теория зеркального  «Я», в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное  человеком в процессе социальной жизни. Я.Л.Морено (1892–1974), Т.Парсонс (1902–1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой  теории личности, согласно которой  последняя есть функция от той  совокупности социальных ролей, которые  человек выполняет в обществе.

Значителен вклад в  социологию личности сторонников статусной  теории.

В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в  конце XIX – начале XX века, так и  в советский период.

В дореволюционный период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберта (1843-1915), П.А.Сорокина (1889–1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина  осуществил А.Н.Энгельгардт (1832– 1893). Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842–1904), который предложил рассматривать  личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

К анализу социологических  проблем личности полностью применимы  слова известного американского  социолога Ч.Р.Миллса (1916–1962), который  писал, что «изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а  как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю  и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые  влияют как на ваше поведение, так  и на поведение других людей».

Цель данного реферата является изучение роли сознания в  процессе социализации личности.

К задачам реферата можно  отнести:

    1. На основе анализа профильной литературы выявить степень изученности данного вопроса.
    2. Отразить теоретические аспекты понятия «социализация».
    3. Рассмотреть влияние сознания на процесс социализации личности.

 

1.ПОНЯТИЕ  О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Социология личности оперирует  категориями, которые нередко рассматриваются  как синонимы, – формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности  социологического анализа.

Когда употребляется понятие  формирование личности, то имеется  в виду единство объективных условий  и субъективных факторов, целенаправленно  воздействующих на процесс становления  и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании  с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней  среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения  с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни  и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят  о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым  аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. [4]

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей  основы и сознания, и поведения. В  социологии обращено внимание на тот  факт, что ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность  за воспитание будущего гражданина в  определенные периоды советской  истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых  молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают  характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в  общих чертах начинает формировать  свое представление об обществе, в  котором он живет, о принципах  построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает  в жизнь молодых людей, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые  иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация той части  молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые  сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации – печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная  обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как  созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично  включает в себя передачу социального  опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При  их посредстве новые поколения приобщаются  к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем  общества.

И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются  в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты  и качества, свойственные тем или  иным типам личности. [6]

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую  форму присвоения человеком тех  гражданских отношений, которые  существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление  социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности требует  постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения  всех общественных проблем. Жизнь убедительно  свидетельствует, что это настолько  взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно  усиливать (или замедлять) общественный прогресс, если не учитываются объективные  перемены, а также изменения в  сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении  людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть  превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для  общества?

И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного  сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается  решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен  национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания  с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более  глубокого понимания социально-психологических  механизмов признания особого места  в общественной жизни каждого  народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе с тем, в какой  бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек  не пассивно воспроизводит то, что  диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления. Особое значение для  социализации личности, обогащения ее духовного мира приобретает свободное  время, которое, по словам К.Маркса, служит мерилом истинного богатства  человека.

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать  эту отрасль социологической  науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политических отношений. Но человека возвышают лишь уровень  культуры, богатство и глубина  его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к  другим людям. [3]

 

2.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

 

Социальный статус – это  показатель положения, занимаемого  индивидом в обществе. Каждый человек  обладает несколькими статусами (сын, он же геолог, он же вратарь).

Различаются статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически – по этническому  происхождению, месту рождения, положению  семьи – вне зависимости от личных усилий (дочь, бурятка, волжанка, аристократка). Достигнутый статус – писатель, студент, супруг, офицер, лауреат, директор, депутат – приобретается  усилиями самого человека с помощью  тех или иных социальных групп  – семьи, бригады, партии.

Однако статусы неравны. Положение в обществе предопределяет главный статус, в основе которого, как правило, лежат должность, профессия. Профессия служит наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем  статусной позиции – вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть.

В 90-е годы в число ведущего статуса стало выдвигаться богатство  человека, владение собственностью и  финансовыми ресурсами, возможность  «красиво жить». В этой ситуации не квалификация, не мастерство, не творческий потенциал, а обладание недвижимостью  и счетом в банке стало целью  значительной части молодежи, которая  и получение специальности стала  рассматривать как элемент или  ступень в достижении значительного  материального достатка.

Информация о работе Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности