Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Цель данного реферата является изучение роли сознания в процессе социализации личности.

Содержание работы

Введение 2
1.ПОНЯТИЕ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 4
2.СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС 9
3.РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ 11
4.НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 14
5.СОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Сознание, его возможности и ограничения в процессе созиализации личности Осипова Н.. гр.УП-319.docx

— 47.56 Кб (Скачать файл)

В этой связи следует отметить значение реальной стартовой позиции  индивида, которая влияет на его  оценку общества, дает определенную точку  зрения на мир, которая во многом определяет дальнейшее поведение. Выходцы из семей  с различными социальными статусами  имеют неравные условия социализации, неодинаковые возможности для получения  образования. Одни люди имеют большие возможности, а другим пути закрыты с самого рождения. Например, ребенок из семьи среднего класса (приписанный статус) имеет большие возможности стать врачом или ученым (достигнутый статус), чем ребенок из низших слоев общества. В этой связи в обществе растет сопротивление созданию учебных элитных заведений, качество учебы в которых покупается за деньги, лишает значительную часть молодежи возможности иметь равные стартовые позиции в жизни.

Важной характеристикой  каждого из статусов являются спектр и свобода выбора иных статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается  в постоянном выборе способов преодоления  конкретного социального неравенства  и в желании иметь соответствующие  условия, обеспечивающие его конкурентоспособность  в жизни.

Социальный статус, обеспечивая  определенные права и возможности, ко многому обязывает. С помощью  статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как во внешнем  поведении и облике – одежде, жаргоне, манерах, так и во внутренней позиции личности – установках, ценностных ориентациях, мотивах. Каждый статус требует и дает людям возможность  достижения социальных ожиданий людей  или их модификации, если не создает  условий реализации данных ожиданий. В этом смысле прав известный польский социолог Ф.Знанецкий (1882–1958), который  полагал, что социолог должен брать  человеческого индивида не только так, как он «действительно есть» органически  и психологически, но как он «сделан» другими и самим собой в  их и его собственном опыте  социальной жизни. С социологической  точки зрения в индивиде первичны его социальная позиция и функция. Органические и психологические  особенности индивида, по Ф.Знанецкому, есть просто материал, из которого в  процессе образования и самообразования  формируется социальная личность.

 

3.РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Роль – это тип поведения  личности, обусловленный ее статусом. Совокупность ролей, соответствующих  данному статусу, определяется как  ролевой набор. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости  от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Исполнение роли связано со стремлением человека соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Освоение ролей происходит в процессе социализации, причем число  их постоянно увеличивается. В раннем детстве человек выполняет одну роль – ребенка, которому прививают  определенные правила игры. Затем  к нему добавляется роль воспитанника детсада и члена первичной  социальной группы по совместной игре, времяпровождению, отдыху и т.д. В  дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий (общественных организаций), члена различных групп  по интересам. [5]

Поскольку каждый человек  исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт: родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще  чаще этот конфликт – несовпадение ролей – сопровождает жизнь взрослого  человека. Роль семьянина требует  согласования его поведения с  ролью гражданина, с ролью работника  конкретной производственной организации.

Между ролевым ожиданием  и ролевым исполнением никогда  не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества  условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Не исполняющий  роли в соответствии с ожиданием  вступает в конфликт с обществом, навлекает на себя общественные и  групповые санкции.

Рассматривая свойства роли, Т.Парсонс сформулировал следующие  ее характеристики и зависимости. Так, часть ролей четко ограничена в пространстве и во времени (школьник, студент), другая – размыта, неопределенна (членство в общественных организациях, в группах по интересам), третья часть  длительна по времени действия (роль работника в течение всей трудовой жизни, отцовство, материнство и  т.д.).

Наименьшее значение приобретает  тот факт, что часть ролей требует  соблюдения строго установленных правил (солдат, член производственной организации), для другой части эти требования устанавливаются достаточно произвольно (член музыкального клуба или общественной организации).

Выполнение роли связано  также с ее мотивационной характеристикой: в одном случае роль ориентирует  на получение личной выгоды (владелец частной собственности), в другом – на общественные, социальные интересы (член политической партии, член кооператива  и т.д.). [7]

И, наконец, важен и тот  факт, что выполнение некоторых ролей  жестко регламентировано (роль охранника, пожарного, дежурного), а другие роли могут обогащаться или терять некоторые черты, что наиболее наглядно происходит в процессе продвижения  по служебной или профессиональной лестнице.

Социальные роли и их значение для человека по-разному интерпретируются в научной литературе. Бихевиористская  концепция социальной роли ограничивает предмет исследования непосредственно  наблюдаемым поведением людей, взаимодействием  индивидов: действие одного оказывается  стимулом, вызывающим ответную реакцию  другого. Это позволяет описать  процесс взаимодействия, но не раскрывает внутренней стороны личности, характера  общественных отношений, ролей и  социальных ожиданий. Внутренняя структура  личности (идеи, желания, установки) располагает  к одним, но не способствует выбору других ролей. Ролевые ожидания также  представляют собой неслучайные  ситуационные факторы: они вытекают из требований социального окружения.

Социальная роль, которую  выполняет человек, весьма значительна  в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества. «Человек продает не только товары, но продает самого себя и ощущает  себя товаром... И как со всяким товаром  рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и  даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у  него нет вообще никаких качеств...».

Вот почему деятельность следует  рассматривать с социальных позиций, проявляющихся в стремлении человека реализовать себя как личность как  в соответствии с ее социальным статусом, так и с социальной ролью.

 

4.НОРМАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ  ЛИЧНОСТИ

 

В отличие от ролевой теории данные концепции имеют обязывающий  и ориентирующий характер, предписывающий человеку определенные формы восприятия, оценки и поведения в окружающей его действительности.

Особенно наглядно одна из этих концепций проявила себя в советской  теории коммунистического воспитания, в рамках которой была создана  модель определенного типа личности. Эта модель постоянно совершенствовалась, шлифовалась, служила неким эталоном, на который и должен быть сориентирован  советский человек. Такие концепции  создавали некий идеальный тип  личности, в свете которого человек  должен быть интеллектуалом, нравственно  и эстетически воспитанным, уважать  труд, быть патриотом и интернационалистом одновременно, физически подготовленным и т.д. и т.п. Эти черты личности постоянно изобретались, и предел этому поиску и обоснованию соответствующих  черт поведения не был ограничен  ни временем, ни пространством. По некоторым  подсчетам, было обосновано свыше 160 черт, которыми должен обладать социалистический тип личности. Против этих черт личности нет никакого резона возражать: все  они (или почти все) на самом деле были подчинены идее – создать  некий идеал человека, который  был бы по всем показателям лучше  всех других людей. Но идеал был далек  от реального типа личности, его  реального сознания и поведения, а иногда даже находился в вопиющем противоречии с ними. Но большинство  концепций коммунистического воспитания это не волновало. Они продолжали шлифовать образ идеального человека, а если проблемы действительного  положения дел их волновали, то только через отдельные недостатки, частичные  ошибки, досадные просчеты.

В данных концепциях во всем объеме бушевало долженствование –  как по отношению к человеку, так  и по отношению к организациям, занимающимся его воспитанием. Даже лексика «необходимо», «должен», «обязан» и т.д. никак не ориентировала на выяснение реального положения дел, на постижение проблем действительного состояния взаимоотношений человека и общества.

Исследования этой проблематики в русле изучения согласия и тенденций  развития общественного сознания позволили  выявить, что система советского воспитания и такой мощный канал, как пропаганда, несли во многом эффект преднамеренности, заданное, что  особенно ярко проявилось в несоответствии реальной жизни и пропагандируемых доктрин, в рассогласованности теоретических  выводов и общественной практики. В этих условиях выработался стереотип  поведения, который можно было назвать  пассивным сопротивлением, когда  люди открыто не противились пропагандируемым ценностям, но в то же время не желали следовать им.

В отечественной социологии был накоплен большой опыт проведения социологических исследований по проблемам  воспитания. Некоторые из них, например по трудовому, политическому, нравственному  воспитанию, насчитывают сотни наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные исследования. Но всем им – даже самым лучшим –  была присуща ориентация на должное, а не на сущее, а это неминуемо  рождало целую серию издержек, ограничивало их результативность и  действенность. Значительный вред воспитанию нанесла односторонняя, однобокая  ориентация только на официальные установки, монополизм КПСС в определении ее ориентиров. [6]

В рамках нормативистских  концепций в значительной степени  развивалась и крепла концепция  ценностных ориентации личности.

«Ценность» – многозначное понятие, оно бытует в сфере обыденного сознания и в системе научного знания. Отражая все то, что осознается и переживается личностью как  актуальная значимость, как смысл  и идеал, ценность характеризует  сознание, поведение и цели социальной деятельности. Понятие «ценность» ввел в науку немецкий философ И.Кант (1724–1804), сопоставляя представления о должном (ценностях и нормах) и о сущем (о том, что есть). Мир сущего как бы достраивается миром должного.

В современной интерпретации  социальные ценности – это значимые идеи, явления и предметы реальной действительности с точки зрения соответствия потребностям и интересам  общества, социальных групп и личности. Всякая ценность – цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она – идеал. Ценностное содержание явлений и объектов действительности побуждает человека к деятельности. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием  чего становится ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции  поведения людей.

Ценностные ориентации же представляют продукт социализации личности, освоения общественных идеалов, оценок и непреложных нормативных  требований. Ценностные ориентации внутренне  обусловлены, они формируются на базе соотнесения личного "опыта  с бытующими в социуме образцами  культуры и выражают собственные  представления о должном, характеризуют  жизненные притязания и престижные предпочтения. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик  личности.

В социологии ценности рассматриваются  как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения  людей. По Парсонсу, ценности – это  общие взгляды, которые люди имеют  в отношении нематериальных понятий, это высшие принципы, обеспечивающие согласие в малых общественных группах  и в обществе. Ценности имеют широкую  социокультурную основу, в то время  как нормы – это конкретные правила для конкретных ситуаций. В.Франкл показал, что ценности не только управляют действиями – они выполняют  роль смыслов человеческой жизни; как  смысловые универсалии они составляют три класса, позволяющие сделать  жизнь человека осмысленной: это  – ценности творчества (в том  числе труда), ценности переживания (прежде всего любви) и ценности отношения. Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями можно назвать моральным одиночеством. И мы можем утверждать, что моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым только в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное.

Ценности и ценностные ориентации обладают двумя важнейшими качествами – высокой устойчивостью  и изменчивостью, являясь выражением меры динамизма и открытости общества, его групп и индивидов.

При смене системы ценностей  и ценностных ориентации возникает  противоречие между различными смыслами и значениями старого и нового, традиционного и инициируемого. Ценностное противоречие переживается и осознается как трудность выбора и принятия решения. Оно разрешается  в процессе ценностно-ориентировочной  деятельности, ощущения неудовлетворенности  собой и ситуацией, сопоставления  ценности целей и средств их достижения в новом опыте деятельности.

Учет динамики ценностей  и ценностных ориентации важен для  изучения особенностей общественного  и личностного развития, для понимания  процессов переосмысления ценностей  и механизмов самоопределения и  самореализации социальных субъектов  в кризисные периоды жизни.

В известном смысле в данную группу социологических теорий личности входит и диспозиционная, которая  исходит из того, что социальные факторы поведения личности опосредованы социально-психологическими – осознанной готовностью личности к оценке социальной ситуации и адекватному поведению. Готовность (диспозиция), предрасположенность  субъекта к поведенческому акту, определенному  способу действия, последовательности поступков обусловлена предыдущим социальным опытом.

Информация о работе Сознание, его возможности и ограничения в процессе социализации личности