Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:03, реферат
Исходя из этого, цель работы – изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни социологического знания;
- оценить роль общесоциологических теорий;
- проанализировать специальные теории социологического знания;
- рассмотреть конкретные социологические теории.
Введение
Глава 1. Основные понятия социологического знания
Основы социологического знания
Основные уровни системы социологического знания
Глава 2. Содержание социологического знания
2.1. Подходы к определению структуры социологического знания
2.2. Элементы системы социологического знания
2.3. Ступени социологического знания
Глава 3. Ключевые функции социологического знания
3.1. Функции социологического знания
3.2. Проблема достоверности социологического знания
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Институт (факультет) малого и среднего бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Социология»
на тему: «Специфика и функции социологического знания»
Выполнила:
ст. гр. ЭКб-210
С.В. Матрёшкина
Приняла:
Владимир 2012
Содержание.
Введение
Глава 1. Основные понятия социологического знания
Глава 2. Содержание социологического знания
2.1. Подходы к определению структуры социологического знания
2.2. Элементы системы социологического знания
2.3. Ступени социологического знания
Глава 3. Ключевые функции социологического знания
3.1. Функции социологического знания
3.2. Проблема достоверности социологического знания
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
Социология сегодня - это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
В настоящее время социология полностью и окончательно приобрела статус самостоятельной науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную структуру - это: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории составляют теоретический уровень социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования - эмпирический уровень. Частные социологические теории играют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям.
Исходя из этого, цель работы – изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить
уровни социологического
- оценить
роль общесоциологических
- проанализировать
специальные теории
- рассмотреть
конкретные социологические
- охарактеризовать
элементы системы
При написании
работы была изучена монографическая,
учебная и периодическая
Данный реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Сущность социологического знания.
1.1. Основы системы социологического знания.
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Основанием
для выделения фундаментальной
и прикладной социологии служит различие
в целях и задачах, которые
ставятся перед социологическими исследованиями:
прикладное исследование направлено на
решение каких-либо практических проблем
и задач, фундаментальное исследование
ставит своей целью преимущественно
разработку научных теорий, развитие
основополагающих принципов социологии,
выявление универсальных
Однако, прежде всего, надо выделить метасоциологию. Она имеет объектом социологическое знание, ее отделяют от онтологического знания, объектом которой является сама социальная реальность, и от гносеологического знания как знания о способах получения социологического знания. Любая метатеория – это та теория, которая анализирует структуру, методы, свойства другой теории, имеющей свою предметную область. Метасоциология – социология социологии. Она призвана раскрыть все многообразие социологии как науки, и предполагает анализ концепций, теорий, методов и предметных зон. Одним из основных принципов структурирования социологического знания является определение соотношения теорий общих и частных, а также выводов теоретического характера, достигаемых в результате эмпирических исследований.
Выделяют
два взаимосвязанных уровня познания:
теоретический и эмпирический. Теоретическая
социология решает научные проблемы,
связанные с объяснением
Прикладная
социология ставит задачу поиска средства
для достижения определенных практических
целей, путей и способов использования
познанных теоретической
Эмпирическое
исследование может проводиться
в рамках как фундаментальной, так
и прикладной социологии. Если его
целью является построение теории,
то оно относится к
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве последующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей2:
1) между обществом и данной сферой общественной жизни;
2) внутренние
взаимосвязи и
В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
Глава 2. Содержание социологического знания
2.1. Подходы к определению структуры социологического знания.
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов3:
1) эмпирии,
т. е. комплекса
2) теории
– совокупности суждений, взглядов,
моделей, гипотез, объясняющих
процессы развития социальной
системы в целом и ее
3) методологии
– системы принципов, лежащих
в основе накопления, построения
и применения социологического
знания. Второй подход – целевой.
Фундаментальная социология (базовая,
академическая) ориентирована
Третий подход – масштабный – делит науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).
В социологии
выделяются также содержательно-
2.2. Элементы системы социологического знания.
Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.
Установлению социальных фактов служат такие элементы социологического знания как4:
1) общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро– или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма;
2) отраслевые
социологические теории, например
экономическая социология, социология
семьи, социология города. Их задача
– дать описание отдельных
сфер жизни общества, обосновать
программы конкретных
3) методы
сбора и анализа данных служат
созданию эмпирической базы и
первичному обобщению
2.3. Ступени социологического знания.
Уровневая структура
· Знание об обществе в целом – представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни (социальное действие, связь, взаимодействие). Сформировав такое «всеохватное» представление, можно идти дальше.
· Обогащение представления об обществе вширь, по сферам (экономическая, социальная, политическая, духовная). В каждой сфере своя область действия определенных видов социальных отношений.
· Познание социальной структуры общества через многообразие социальных общностей или групп, взаимосвязанных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Познание общества идет вглубь.
· Познание социальной структуры общества через систему социальных институтов и социальных организаций.
Информация о работе Специфика и функции социологического знания