Специфика и функции социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:03, реферат

Описание работы

Исходя из этого, цель работы – изучить структуру и уровни социологического знания.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить уровни социологического знания;
- оценить роль общесоциологических теорий;
- проанализировать специальные теории социологического знания;
- рассмотреть конкретные социологические теории.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные понятия социологического знания
Основы социологического знания
Основные уровни системы социологического знания
Глава 2. Содержание социологического знания
2.1. Подходы к определению структуры социологического знания
2.2. Элементы системы социологического знания
2.3. Ступени социологического знания
Глава 3. Ключевые функции социологического знания
3.1. Функции социологического знания
3.2. Проблема достоверности социологического знания
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая  Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Институт (факультет) малого и среднего бизнеса

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Социология»

на тему: «Специфика и функции социологического знания»

 

 

 

 

 Выполнила:

      ст. гр. ЭКб-210

   С.В. Матрёшкина

     Приняла:

                                                                                                к.н.с., доцент

                                                  И. И. Нечаева       

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

Содержание.

Введение

Глава 1. Основные понятия социологического знания

    1. Основы социологического знания
    2. Основные уровни системы социологического знания

Глава 2. Содержание социологического знания

2.1. Подходы к определению структуры социологического знания

2.2. Элементы системы социологического знания

2.3. Ступени социологического знания

Глава 3. Ключевые функции социологического знания

3.1.  Функции социологического знания

3.2. Проблема достоверности социологического знания

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики  и др.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к многовариантному парадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.

Основоположник  социологии, французский мыслитель  О. Конт считал, что социология - это  позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл  предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.

Социология  сегодня - это наука об обществе как  социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через  ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

В настоящее  время социология полностью и  окончательно приобрела статус самостоятельной  науки. Поэтому общепринятым считается, что социология имеет свою собственную  структуру - это: общая социологическая  теория, специальные (частные) социологические  теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Все  три уровня социологического знания призваны выполнять функции социологии как науки. Общая социологическая  теория и специальные (частные) социологические  теории составляют теоретический уровень  социологического знания, а конкретные (эмпирические) социологические исследования - эмпирический уровень. Частные социологические  теории играют роль переходных звеньев  от общей социологической теории к эмпирическим социологическим  исследованиям.

Исходя  из этого, цель работы – изучить структуру и уровни социологического знания.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- выделить  уровни социологического знания;

- оценить  роль общесоциологических теорий;

- проанализировать  специальные теории социологического  знания;

- рассмотреть  конкретные социологические теории.

- охарактеризовать  элементы системы социологического  знания.

При написании  работы была изучена монографическая, учебная и периодическая литература следующих авторов: Ю.Г. Волкова, Э. Дюркгейма, В.И. Кондаурова, Д.Тернера и др.

Данный  реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

Глава 1. Сущность социологического знания.

 

1.1. Основы системы социологического знания.

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Основанием  для выделения фундаментальной  и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые  ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем  и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно  разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Однако, прежде всего, надо выделить метасоциологию. Она имеет объектом социологическое знание, ее отделяют от онтологического знания, объектом которой является сама социальная реальность, и от гносеологического знания как знания о способах получения социологического знания. Любая метатеория – это та теория, которая анализирует структуру, методы, свойства другой теории, имеющей свою предметную область. Метасоциология – социология социологии. Она призвана раскрыть все многообразие социологии как науки, и предполагает анализ концепций, теорий, методов и предметных зон. Одним из основных принципов структурирования социологического знания является определение соотношения теорий общих и частных, а также выводов теоретического характера, достигаемых в результате эмпирических исследований.

 

 

 

    1. . Уровни системы социологического знания

Выделяют  два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая  социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категоричного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: "что и как изучается?". Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию1.

Прикладная  социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования  познанных теоретической социологией  устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: "для чего изучается?".

Эмпирическое  исследование может проводиться  в рамках как фундаментальной, так  и прикладной социологии. Если его  целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной  социологии, если его цель выработка  практических рекомендаций - к прикладной социологии.

Связь между  теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения  научных построений, призванных выступить в качестве последующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории  среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей2:

1) между  обществом и данной сферой  общественной жизни; 

2) внутренние  взаимосвязи и взаимозависимости,  присущие данной сфере общественной  жизни, функционально эти теории  служат методологией познания  отдельных социальных процессов,  общностей и институтов, то есть  используются как методологическая  основа конкретных социологических  исследований.

В настоящее  время существует огромное число  теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).

Таким образом, социология представляет собой разветвленную  систему знания. Она включает общую  социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей  различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание социологического знания

 

2.1. Подходы к определению структуры социологического знания.

В современной  социологии сосуществуют три подхода  к структуре данной науки.

Содержательный  подход предполагает обязательность наличия  трех основных взаимосвязанных компонентов3:

1) эмпирии,  т. е. комплекса социологических  исследований, ориентированных на  сбор и анализ реальных фактов  социальной жизни с использованием  специальной методики;

2) теории  – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих  процессы развития социальной  системы в целом и ее элементов;

3) методологии  – системы принципов, лежащих  в основе накопления, построения  и применения социологического  знания. Второй подход – целевой.  Фундаментальная социология (базовая,  академическая) ориентирована на  прирост знания и научный вклад  в фундаментальные открытия. Она  решает научные проблемы, связанные  с формированием знания о социальной  действительности, описанием, объяснением  и пониманием процессов социального  развития. Прикладная социология  ориентирована на практическую  пользу. Это совокупность теоретических  моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных  программ и рекомендаций, нацеленных  на достижение реального социального  эффекта

Третий  подход – масштабный – делит  науку на макро– и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные  элементы разного уровня: общее социологическое  знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

 

 

2.2. Элементы системы социологического знания.

Система социологического знания в качестве элементов включает социальные факты, т. е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности.

Установлению  социальных фактов служат такие элементы социологического знания как4:

1) общие  и специальные социологические  теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т. д.). Задача этих теорий – решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро– или микросоциологий, функционализма или символического интеракционизма;

2) отраслевые  социологические теории, например  экономическая социология, социология  семьи, социология города. Их задача  – дать описание отдельных  сфер жизни общества, обосновать  программы конкретных социологических  исследований, обеспечить истолкование  эмпирических данных;

3) методы  сбора и анализа данных служат  созданию эмпирической базы и  первичному обобщению эмпирических  данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор  метода исследования зависит  от спецификации объекта и  задач исследования, например настроения  избирателей можно изучать с  помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу сбора данных избирается метод их анализа.

 

2.3. Ступени социологического знания.

 Уровневая структура социологического  знания недостаточна, она статична, нужно выделять его ступени.  Этот динамический подход должен  показать последовательный переход  социологического знания от одной  ступени к другой. Ступени социологического  знания можно обозначить следующим  образом.5

·  Знание об обществе в целом – представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни (социальное действие, связь, взаимодействие). Сформировав такое «всеохватное» представление, можно идти дальше.

·  Обогащение представления об обществе вширь, по сферам (экономическая, социальная, политическая, духовная). В каждой сфере своя область действия определенных видов социальных отношений.

·  Познание социальной структуры общества через многообразие социальных общностей или групп, взаимосвязанных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Познание общества идет вглубь.

·  Познание социальной структуры общества через систему социальных институтов и социальных организаций.

Информация о работе Специфика и функции социологического знания