Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:04, контрольная работа
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей»1.
Введение………………………………………………………………………………3
Специфика правового статуса ребенка
Правовой статус ребенка……………………………………………………...5
Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка…………...10
Заключение………………………………………………………………………….17
Список источников и литературы………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Специфика правового статуса ребенка
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей»1.
Это говорит
о том, что существуют проблемы, острота
которых всегда остается неизменной.
Одна из них - права ребенка и их
защита. История показывает, что
каждому поколению нужно
Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.
Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная
Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных ... правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав - специальным субъектом права»2.
Конвенция о
правах ребенка, в которой Россия
участвует в порядке правопреем
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА
В.И. Абрамов, кандидат педагогических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Г.В. Белинского в своих работах пишет, что определение понятия правового статуса ребенка следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.
Термины «правовой
статус», «правовое положение» часто
употребляются в
Такой подход используется в работах по общей теории государства и права при определении и характеристике общетеоретической модели правового положения личности. В отраслевых же юридических науках чаще употребляется термин «статус» - личности, гражданина - в сочетании с отраслевой принадлежностью, например: административно-правовой статус, гражданско-правовой, семейно-правовой и т.д. В связи с этим полагаем, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» следует различать. Понятие «правовой статус» в общетеоретическом смысле или с учетом его отраслевой принадлежности может и должно быть определено с ориентацией на содержание правовых норм и институтов, имеющихся в той или иной отрасли права и предопределяющих потенциальные возможности абстрактной личности в ее взаимоотношениях с различными субъектами права. Понятие «правовое положение» различных категорий физических лиц следует определять с учетом их фактического социального положения и реализованных ими норм права о конкретных правах, свободах и обязанностях4. С учетом сказанного каждый конкретный отраслевой статус гражданина Российской Федерации или иного физического лица можно определить как совокупность норм соответствующей отрасли права (гражданского, административного, семейного и др.), закрепляющих его конкретные отраслевые права, свободы и обязанности.
В конституционном
праве, в отличие от других отраслей
права, наряду с терминами «общий
(конституционный) статус» и «конституционно-
В области регламентации
отношений государства и
Правовой статус - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятного или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»5.
Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. Мы разделяем точку зрения, предложенную Е.А. Лукашевой: «Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности»6.
Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативных юридических актах (внутригосударственных и международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем»7.
В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Правовой статус как ключевое понятие правовой науки привлекает пристальное внимание юристов. В структуру правового статуса включается различный набор элементов: гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы8, юридическая ответственность9, принципы правового положения личности и др. Учитывая такой большой набор, следует согласиться, во-первых, с Е.А. Лукашевой, которая выделяет предпосылки, определяющие правовой статус индивида (предстатусные элементы), и элементы, вторичные по отношению к основным (послестатусные элементы)10, а во-вторых, с Н.В. Витруком и В.А. Кучинским, которые предлагают предстатусные и послестатусные элементы включать в понятие «правовое положение личности»11. Напомним, что мы тоже различаем понятия «правовой статус» и «правовое положение».
Обобщая сказанное, можно предложить такую теоретическую конструкцию. Правовое положение личности составляют:
Правовой статус ребенка мы определяем так же, как и правовой статус личности вообще, т.е. как совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей. Разумеется, содержательное наполнение структурных элементов правового статуса ребенка в определенной мере зависит от возрастного фактора. И перечисленные ранее элементы правового положения личности в силу их общего характера могут и должны учитываться при характеристике общего правового статуса ребенка и его (статуса) разновидностей.
Что же касается
видов правового статуса
Но используемые Конституцией РФ слова «каждый гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, - преамбула Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2004; далее - Закон о гарантиях прав ребенка) гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией РФ.
Отраслевой статус ребенка (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и др.) закрепляется в соответствующих отраслях российского права.
Специальный, или родовой, статус ребенка (детей как отдельной определенной категории людей) закрепляется международными нормативными правовыми актами, и прежде всего Конвенцией о правах ребенка и специальным внутригосударственным законодательством.
И конечно же, каждый ребенок как личность, человек и гражданин обладает индивидуальным правовым статусом.
Основные категории детей указаны в различных правовых актах. В них также сформулированы определенные понятия, характеризующие особенности постоянных или промежуточных состояний, в которых находится ребенок. Все это свидетельствует о многообразии сфер общественной жизни, в которых участвуют дети, а также условий, которые оказывают влияние на их правовое положение. Например, в Законе о гарантиях прав ребенка установлен перечень различных категорий детей и 13 видов правовых режимов, в которых могут пребывать дети: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий и др. Данный перечень должен учитываться при рассмотрении правового положения ребенка.
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Право ребенка на жизнь - первичное, базовое право человека, подлежащее специальной охране, в том числе от преступных посягательств как национальным законодательством, так и международным правом. В современном мире проблема защиты жизни детей приобрела особую актуальность. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, жестокое обращение с детьми стало глобальной проблемой с серьезными негативными последствиями: каждый год только от домашнего насилия в мире погибает более 30 тысяч детей в возрасте до 15 лет12.
Международные правовые нормы в сфере защиты права ребенка на жизнь можно подразделить на общие гарантии этого права любого человека, независимо от его возраста, и специальные гарантии, направленные на защиту жизни детей как наиболее уязвимой категории населения.