Специфика правового статуса ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:04, контрольная работа

Описание работы

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей»1.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Специфика правового статуса ребенка
Правовой статус ребенка……………………………………………………...5
Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка…………...10
Заключение………………………………………………………………………….17
Список источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

Специфика правового статуса ребенка 6.11.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………3

Специфика правового  статуса ребенка

  1. Правовой статус ребенка……………………………………………………...5
  2. Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка…………...10

Заключение………………………………………………………………………….17

Список источников и литературы…………………………………………………20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем  определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок  не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей»1.

Это говорит  о том, что существуют проблемы, острота  которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита. История показывает, что  каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Зарубежная  мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право  тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.

Причем, если в  Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная

Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных ... правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав - специальным субъектом права»2.

Конвенция о  правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты.

 

 

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА

 

В.И. Абрамов, кандидат педагогических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета им. Г.В. Белинского в своих работах пишет, что определение понятия правового статуса ребенка следует формулировать с учетом концептуальных подходов, сложившихся в теории права и отраслях юридической науки при определении правового статуса и правового положения личности вообще.

Термины «правовой  статус», «правовое положение» часто  употребляются в законодательстве и научной правовой литературе. Их обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристике состояния того или иного субъекта правового общения, например органа государства, организации, отдельной личности. При этом за редким исключением не делается каких-либо различий между терминами «положение» и «статус». Чаще всего они понимаются как синонимы3.

Такой подход используется в работах по общей теории государства  и права при определении и  характеристике общетеоретической  модели правового положения личности. В отраслевых же юридических науках чаще употребляется термин «статус» - личности, гражданина - в сочетании с отраслевой принадлежностью, например: административно-правовой статус, гражданско-правовой, семейно-правовой и т.д. В связи с этим полагаем, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» следует различать. Понятие «правовой статус» в общетеоретическом смысле или с учетом его отраслевой принадлежности может и должно быть определено с ориентацией на содержание правовых норм и институтов, имеющихся в той или иной отрасли права и предопределяющих потенциальные возможности абстрактной личности в ее взаимоотношениях с различными субъектами права. Понятие «правовое положение» различных категорий физических лиц следует определять с учетом их фактического социального положения и реализованных ими норм права о конкретных правах, свободах и обязанностях4. С учетом сказанного каждый конкретный отраслевой статус гражданина Российской Федерации или иного физического лица можно определить как совокупность норм соответствующей отрасли права (гражданского, административного, семейного и др.), закрепляющих его конкретные отраслевые права, свободы и обязанности.

В конституционном  праве, в отличие от других отраслей права, наряду с терминами «общий (конституционный) статус» и «конституционно-правовой статус» часто употребляется  понятие «основы правового положения личности». Его применение обусловлено спецификой данной отрасли права как ведущей отрасли в системе российского права, и это выражается в том, что в данном понятии сосредоточены основополагающие элементы, которые являются исходными для любого отраслевого статуса личности и соответственно учитываются в нем.

В области регламентации  отношений государства и личности конституция (основной закон) устанавливает  исходные начала. Другими словами, она  закрепляет лишь основы правового положения (статуса) личности в обществе. В этих основах содержится то общее, что конкретизируется в статусе граждан, объединяемых в группы (слои) по профессиональному, возрастному, социальному и прочим признакам (например, в правовом статусе ребенка). В данном случае общее - основы правового положения личности - конкретизируется в особенном, т.е. правовом статусе тех или иных категорий граждан, объединенных не только по принадлежности к российскому гражданству, но и по другим специфическим признакам.

Правовой статус - это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения человека и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятного или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»5.

Существует  несколько подходов к определению правового статуса личности. Мы разделяем точку зрения, предложенную Е.А. Лукашевой: «Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности»6.

Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституциях и иных нормативных юридических актах (внутригосударственных  и международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г.В. Мальцевым, что ничего более важного в структуре права по существу нет. «Система прав и обязанностей - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем»7.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной деятельности социальной системы, но и раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности. Правовой статус как ключевое понятие правовой науки привлекает пристальное внимание юристов. В структуру правового статуса включается различный набор элементов: гражданство, общая правоспособность, гарантии, законные интересы8, юридическая ответственность9, принципы правового положения личности и др. Учитывая такой большой набор, следует согласиться, во-первых, с Е.А. Лукашевой, которая выделяет предпосылки, определяющие правовой статус индивида (предстатусные элементы), и элементы, вторичные по отношению к основным (послестатусные элементы)10, а во-вторых, с Н.В. Витруком и В.А. Кучинским, которые предлагают предстатусные и послестатусные элементы включать в понятие «правовое положение личности»11. Напомним, что мы тоже различаем понятия «правовой статус» и «правовое положение».

Обобщая сказанное, можно предложить такую теоретическую конструкцию. Правовое положение личности составляют:

    • предстатусные элементы (правовые принципы, гражданство, общая правоспособность, законные интересы);
    • правовой статус (права и обязанности);
    • послестатусные элементы (система гарантий, юридическая ответственность).

Правовой статус ребенка мы определяем так же, как  и правовой статус личности вообще, т.е. как совокупность предусмотренных  законодательством прав и обязанностей. Разумеется, содержательное наполнение структурных элементов правового статуса ребенка в определенной мере зависит от возрастного фактора. И перечисленные ранее элементы правового положения личности в силу их общего характера могут и должны учитываться при характеристике общего правового статуса ребенка и его (статуса) разновидностей.

Что же касается видов правового статуса ребенка, то мы считаем, что общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим (конституционным) статусом человека и  гражданина и косвенно закрепляется в основном законе страны. Почему косвенно? Потому что в конституционном законодательстве, за некоторым исключением, практически отсутствуют нормы, непосредственно упоминающие о правах ребенка, а в общей теории права не разработаны признаки особого субъекта права, каковым является ребенок. Вряд ли можно мириться с таким положением, и потому одной из задач соответствующих отраслей юридической науки следует считать теоретическое обоснование концепции общего правового статуса ребенка и его (статуса) видов.

Но используемые Конституцией РФ слова «каждый гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, - преамбула Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.2004; далее - Закон о гарантиях прав ребенка) гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией РФ.

Отраслевой  статус ребенка (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и др.) закрепляется в соответствующих отраслях российского права.

Специальный, или  родовой, статус ребенка (детей как  отдельной определенной категории  людей) закрепляется международными нормативными правовыми актами, и прежде всего  Конвенцией о правах ребенка и специальным внутригосударственным законодательством.

И конечно же, каждый ребенок как личность, человек  и гражданин обладает индивидуальным правовым статусом.

Основные категории  детей указаны в различных  правовых актах. В них также сформулированы определенные понятия, характеризующие особенности постоянных или промежуточных состояний, в которых находится ребенок. Все это свидетельствует о многообразии сфер общественной жизни, в которых участвуют дети, а также условий, которые оказывают влияние на их правовое положение. Например, в Законе о гарантиях прав ребенка установлен перечень различных категорий детей и 13 видов правовых режимов, в которых могут пребывать дети: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий и др. Данный перечень должен учитываться при рассмотрении правового положения ребенка.

 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

 

Право ребенка  на жизнь - первичное, базовое право  человека, подлежащее специальной охране, в том числе от преступных посягательств  как национальным законодательством, так и международным правом. В современном мире проблема защиты жизни детей приобрела особую актуальность. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, жестокое обращение с детьми стало глобальной проблемой с серьезными негативными последствиями: каждый год только от домашнего насилия в мире погибает более 30 тысяч детей в возрасте до 15 лет12.

Международные правовые нормы в сфере защиты права ребенка на жизнь можно  подразделить на общие гарантии этого  права любого человека, независимо от его возраста, и специальные гарантии, направленные на защиту жизни детей как наиболее уязвимой категории населения.

Информация о работе Специфика правового статуса ребенка