Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 03:04, контрольная работа
Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей»1.
Введение………………………………………………………………………………3
Специфика правового статуса ребенка
Правовой статус ребенка……………………………………………………...5
Международные правовые стандарты защиты жизни ребенка…………...10
Заключение………………………………………………………………………….17
Список источников и литературы………………………
Первым международным правовым актом по охране прав детей стала Хартия прав ребенка (Женевская декларация прав ребенка), принятая Генеральной Ассамблеей Лиги Наций в сентябре 1924 г. В Декларации подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. После распада Лиги Наций в 1946 г. Декларация потеряла правовую основу13.
К следующему этапу развития международного права в сфере защиты права ребенка на жизнь следует отнести принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г. 14, признавшей права каждого человека на жизнь, на равную защиту законом без какого-либо различия и дискриминации, а также право материнства и младенчества на особые попечение и помощь (ст. ст. 2, 3, 7, 25).
Необходимо отметить, что названные международные акты носят рекомендательный характер. Международным документом, содержащим обязывающие нормы, стала Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Европейская конвенция)15, согласно которой право каждого лица на жизнь охраняется законом (ч. 1 ст. 2). В соответствии с разъяснениями Европейского Суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) данная норма подлежит такому толкованию и применению, при которых содержащиеся в ней гарантии были бы конкретными и эффективными. Государства обязаны предпринимать надлежащие меры для сохранения жизней находящихся под их юрисдикцией лиц16, прежде всего за счет положений эффективного уголовного законодательства и его действенного применения17.
Европейская конвенция не регламентирует момент возникновения права на жизнь. ЕСПЧ данная проблема также не разрешена. Напротив, им указано, что отсутствие в общеевропейском плане согласия о статусе эмбриона (плода) не позволяет ответить на вопрос, является ли нерожденный ребенок «лицом» по смыслу ст. 2 Европейской конвенции. Поэтому точка отсчета этого права относится к усмотрению самих государств. Наибольший общий знаменатель, к которому пришли страны, состоит в их согласии о принадлежности эмбриона (плода) к человеческому роду, однако без признания «лицом», имеющим право на жизнь18.
В связи с этим самостоятельное определение государствами момента возникновения у ребенка права на жизнь может привести к неравной защите нерожденных детей, находящихся под юрисдикцией различных стран. Такие дети подпадают под защиту ст. 2 Европейской конвенции, если они признаются лицами, имеющими право на жизнь, на национальном уровне. Точно такие же дети, не обладающие этим статусом в «своей» стране, лишаются и защиты Европейской конвенции.
В такой ситуации особое значение приобрела Декларация прав ребенка 1959 г.19, согласно которой ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения; ребенку и его матери должны быть обеспечены специальные уход и охрана, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход; ребенку законом должна быть обеспечена специальная защита (преамбула, принципы 2, 4). Очевидно, что мировое сообщество, не касаясь прямо вопроса наличия у нерожденного ребенка права на жизнь, фактически признало его человеком, подлежащим правовой защите. Такая защита детей как до, так и после рождения является прежде всего обязанностью государства. При этом в основе любых действий страны, в том числе при издании правовых актов должны быть соображения наилучшего обеспечения интересов ребенка, получения им защиты в первоочередном порядке, предоставления ему лучшего, что имеет человечество, без какой-либо дискриминации (преамбула, принципы 1, 2, 8).
Несмотря на рекомендательный характер этого документа, в нем нашли воплощение принципы защиты права ребенка на жизнь, признаваемые международным сообществом как определяющие деятельность государств во всех вопросах, касающихся детей: гарантированность права на жизнь государством, наилучшее обеспечение интересов ребенка и отсутствие дискриминации.
В 1966 г. государствами приняты два международных пакта, ставшие фактически первыми международными обязывающими документами, содержащими специальные нормы о правах детей. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах20 наряду с общим положением об охране законом права на жизнь (ч. 1 ст. 6) закрепил и особое право ребенка «на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» (ч. 1 ст. 24). Этим же документом в целях защиты нерожденного ребенка запрещено приводить в исполнение смертный приговор в отношении беременной женщины (ч. 5 ст. 6). Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах21 на государства возложена обязанность предоставлять особую охрану матерям в течение разумного периода до и после родов, а всем детям - особые меры охраны и помощи (ч. ч. 2, 3 ст. 10).
Абсолютный характер права на жизнь относящихся к гражданскому населению детей, запрет его отчуждения или умаления подчеркнут в Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.22. Все формы репрессий, жестокого и бесчеловечного обращения с ними провозглашены преступлениями (преамбула, п. 5, 6).
Впервые мировое сообщество признало ребенка не только объектом защиты, но и субъектом прав человека23 в Конвенции о правах ребенка 1989 г. 24, являющейся сегодня единственным международным документом, ратифицированным практическими всеми странами25. Согласно ч. 1 ст. 6 Конвенции ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Несмотря на то, что момент возникновения этого права не определен, Конвенцией подтверждено право ребенка на надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения (преамбула). Страны также согласились, что во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание должно уделяться интересам ребенка (ч. 1 ст. 3), что подразумевает приоритет его прав и интересов и в случаях их противоречия правам и интересам любых других лиц.
В дальнейшем этот принцип наравне с принципами обеспечения права ребенка на жизнь государством и запрета дискриминации неоднократно подтверждались мировым сообществом во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.26, Декларации об искоренении насилия в отношении женщин 1993 г.27, Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей» 2002 г.28, Руководящих принципах, касающихся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений 2005 г.29, Замечаниях общего порядка по вопросу осуществления прав ребенка в раннем детстве, принятых на 41-й сессии Комитета по правам ребенка в январе 2006 г.30, докладе Уполномоченного по правам человека Совета Европы Т. Хаммарберга на ежегодном лектории в детском правовом центре в 2008 г.31.
Следует отметить, что в международных правовых актах в сфере защиты права ребенка на жизнь может содержаться меньший объем его гарантий, чем предусмотрен национальным законодательством. Напротив, наличие во внутреннем законодательстве меньшего объема гарантий по сравнению с международными стандартами не является препятствием для прямого действия международных норм на территории страны и причиной умаления гарантированного ребенку международным сообществом права на жизнь. Однако такая ситуация является нарушением позитивных обязательств государства, связанных с надлежащей защитой жизни детей, прежде всего за счет положений эффективного национального, в том числе уголовного, законодательства.
С учетом изложенного
и признания мировым
Данные положения
в полной мере относятся к России.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской
Федерации о признании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема прав человека — одна из важнейших проблем, сопровождающих человечество. Необходимость ее решения определяется тем, что реализация прав человека является главным условием существования и развития общества. В настоящее время большинство государств мира взяли курс на формирование гражданского общества, построение правового государства, о чем свидетельствует наделение граждан широким комплексом прав и свобод.
Приведение
российского национального
Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения несовершеннолетних в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего, поэтому необходимость совершенствования законодательного регулирования в этой области вполне очевидна.
В научной литературе выделяются следующие этапы периодизации правового статуса несовершеннолетних в России: 1) ребенок - объект родительской власти (период правового положения несовершеннолетних до 1917 г.); 2) понимание ребенка как объекта государственной политики (период с 1917 года до начала 90-х г.г.); 3) ребенок как субъект общественных отношений (современный период)
Действующее гражданское и семейное законодательство РФ не в полной мере обеспечивает защиту прав и интересов ребенка. Как указано в Независимом докладе российского детского фонда о положении детей и реализации Конвенции о правах ребенка в РФ, около 35 млн. детей (что составляет 23,9 % населения РФ) остаются, как и прежде, самой незащищенной частью российского общества. В этой связи проблема реализации и защиты прав детей как никогда является актуальной.
Необходимость особой защиты прав ребенка предусматривается Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными правовыми актами.
Проблема реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Российские ученые единодушны в том, что механизм защиты прав ребенка должен отличаться от механизма защиты прав совершеннолетних граждан. При этом в научной литературе предлагаются самые различные меры по совершенствованию законодательства в данной области (речь идет, в частности, о необходимости совершенствования системы органов опеки и попечительства, возрождения системы комиссий по делам несовершеннолетних, создания института уполномоченного по правам ребенка в РФ, учреждения Общественной палаты по правам детей и т.п.). Несомненно, все перечисленные выше предложения заслуживают самого пристального внимания законодателя, однако, при этом следует иметь в виду, что создание эффективной системы охраны прав и интересов ребенка возможно лишь с учетом особенностей его правового положения. Правовой статус ребенка является важнейшим институтом, при помощи которого регулируются и определяются способы, меры воздействия и пределы вмешательства государства в личную сферу семьи и детства, возможности участия ребенка в жизни общества, устанавливаются юридические и иные гарантии защиты и реализации прав и свобод детей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ