Специфика проведения исследований в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить специфику проведения исследований в социальной работе.
Задачи работы:
- выявить специфику современный метод исследования в социальной работе;
-определить особенности проведения анкетирования и интервьюирования.

Содержание работы

Введение 3
1. Специфика современный метод исследования в социальной работе 5
2. Особенности проведения анкетирования и интервьюирования 9
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Специфика проведения исследований в социальной работе.docx

— 49.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: Специфика проведения исследований в социальной работе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение            3

  1. Специфика современный метод исследования в социальной работе  5
  2. Особенности проведения анкетирования и интервьюирования  9

Заключение                  22

Список используемой литературы               23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации.

 Следствием изменений  является ситуация, когда значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно без овладения знаниями и навыками в области проведения социального исследования1. 

В отечественной социологической литературе существует несколько подходов к выделению видов КСИ. Их классификация возможна по разным основаниям. Социологи Ядов В.А. и Бутенко И.А. в зависимости от основного метода и технологии его проведения выделяют такие виды, как анкетный опрос, интервью, почтовый опрос, наблюдение, экспертный опрос, социометрия, эксперимент, анализ документов.

Взяв за основу классификации цели и поставленные задачи, Горшков М.К. и Шерега Ф.З. выделяют пилотажное (разведывательное), информационное (или описательное) и аналитическое КСИ. Как подвид последнего выделяется эксперимент. Кушерец В.И. и Полторак В.А., в зависимости от методов и форм проведения КСИ, выделяют как основные виды контент-анализ, наблюдение, социометрию, лингвосоциологические процедуры, социальный эксперимент, а также опрос. В последнем они выделяют два класса: анкетирование и интервью.

В анкетировании, в свою очередь, выделяются четыре подвида: почтовое, прессовое, телефонное, раздавальное. Кравченко А.И. при сборе первичных данных выделяет четыре основных метода, каждый из которых имеет по две разновидности: - опрос (анкетирование и интервьюирование); - анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ); - наблюдение (невключенное и включенное); - эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Цель данной работы - определить специфику проведения исследований в социальной работе.

Задачи работы:

- выявить специфику современный метод исследования в социальной работе;

-определить особенности проведения анкетирования и интервьюирования.

Объект исследования: специфика проведения исследований.

Работа состоит: из введения, 3-х пунктов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Специфика современный метод исследования в социальной работе

 

Важной особенностью исследовательских стратегий в социальной работе выступает их прикладной характер. Прикладное социальное исследование это приложение теорий, понятий, методов к анализу социальных проблем с целью произвести результаты, которые могли бы повлиять на их решение посредством внедрения в практику социальной работы, образования, трудовых отношений, городского планирования, социального управления и социальной политики.

В чем особенности исследований в социальной работе? Отчасти они обусловлены предметной областью — это социальная работа, связанные с ней организации и более широкий ее контекст. Вместе с тем интересы других исследователей, например, психиатров, геронтологов и криминологов, нередко пересекаются с Интересами исследователей социальной работы. Однако геронтологи вряд ли напрямую озабочены развитием социальной работы или связанных с ней сервисов, тогда как исследователи социальной работы,  несомненно. Если принять это в расчет, становится ясно, что исследователи социальной работы заинтересованы в оценивании «того, что работает», в исследовании эффективности методов, подходов и практик. j; тоже время зарубежные исследователи признают, что растущий акцент в социальном обслуживании, в системе уголовной юстиции и здравоохранении на «эффективности» и на том, «что работает», слишком зауживает предметную область исследований в социальной работе2.

Мы ведем речь об исследованиях в социальной работе в широком смысле, предполагая изучение как социальной работы в качестве профессиональной практики, анализ теоретических допущений, методов и уровней интервенции, так и социальных проблем и способов их решения, аспектов поведения индивидов и групп. Единственное условие, которое здесь должно выполняться, — это должны быть исследования для социальной работы, приносящие пользу профессии.

Помимо особого предмета внимания, исследования в социальной работе отличаются тем, что они междисциплинарные, т. е, требуют привлечения знаний из разных научных областей — теории социальной работы, социологии, психологии, медицины, юриспруденции3.

К основным функциям исследований в социальной работе можно отнести следующие:

- диагностика — оценка состояния социального объекта в момент исследования;

  - контроль достоверности информации — сбор информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующие коррективы;

 - прогноз — выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

- проектирование — выработка рекомендаций по тематике экспертизы социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений;

- объяснение и анализ — выявление причин и природы социальных проблем, рассмотрение характера социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принципов организации социальной работы;

- внедрение применение рекомендаций сформулированных в результате исследования, в практике социальной работы, в управлении организациями, в образовании;

- информирование — распространение информации о выявленных проблемах или положительном опыте их разрешения;

 представлений, научной  базы знаний социальной работы;

- развитие рефлексивной практики — изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы;

 - активизация — мобилизация социальных сетей, выявленных посредством исследований, объединение людей и наделение их полномочиями проводить исследования и осуществлять изменения;

- преобразование— проведение социальных изменений в ходе эксперимента4.

Те данные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности во взаимодействии с клиентом, в специально проводимых исследованиях и мониторингах, представляют собой самостоятельную ценность не только для целей интервенции, управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра — информационных справочниках и докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальных проблем. Благодаря исследованиям происходит развитие теории и методов практической социальной работы, оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс.

Профессиональная социальная работа, придерживающаяся принципа нондискриминации, уважения прав человека, предполагает, что специалисты владеют подходами критического анализа. Это означает, что социальные работники становятся рефлексивными практиками, способными критически оценить собственную деятельность, а также пересмотреть те установки, которые обусловлены субкультурой конкретной организации. Такие установки могут быть вызваны также стереотипами, распространенными в обществе относительно женщин и мужчин, пожилых людей, подростков. Рефлексивность в практике помогает преодолеть страх и нетерпимость в самих себе и своих коллегах в отношении ВИЧ-инфицированных, экс- заключенных и других людей, нуждающихся в понимании и поддержке.

Типы исследований в социальной работе.

Поскольку социальная работа имеет целый ряд направлений, реализуется комплексными структурами (сложноорганизованными специальными организациями, службами, отделами, отдельными специалистами, выполняющими разнообразную деятельность по социальному обслуживанию), а ее исполнители на практике сталкиваются смногочисленными препятствиями, необходим критический анализ всех этих аспектов, нацеленный на выработку знания о конкретной проблеме и способах ее решения, а также на внедрение этих знаний в процесс принятия решений5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности проведения  анкетирования и интервьюирования

 

Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний человека.

Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности, короче — о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удастся6.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, — мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

(Интервью — проводимая  по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего  производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами суще­ственно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные)  интервью. Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов7.

Независимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т. е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью — получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т. п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти. Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

Нарративное интервью — направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу.

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые — это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Методика телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (например, переход к рыночной экономике или качества некоторого товара в прикладных исследованиях рынка).

Информация о работе Специфика проведения исследований в социальной работе