Специфика проведения исследований в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить специфику проведения исследований в социальной работе.
Задачи работы:
- выявить специфику современный метод исследования в социальной работе;
-определить особенности проведения анкетирования и интервьюирования.

Содержание работы

Введение 3
1. Специфика современный метод исследования в социальной работе 5
2. Особенности проведения анкетирования и интервьюирования 9
Заключение 22
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

Специфика проведения исследований в социальной работе.docx

— 49.68 Кб (Скачать файл)

Указание на противоречие в ответах опрашиваемого: "Вы только что сказали, что..., а теперь заметили нечто другое. Может быть, я неверно Вас понял?"

Проверка путем неправильной формулировки сказанного: "Итак, Вы сказали, что Вас возмущает обилие коммерческой рекламы". — "Нет, я сказал "иногда". — "Простите, я плохо расслышал".

Всякое сомнение в компетентности опрашиваемого или несогласие с его ответами немедленно сопровождается подчеркиванием согласия и одобрения его пояснений: "Да, да, Вы правы, теперь мне понятно, что Вы имели в виду. Это очень интересно".

Важный элемент искусства интервью  -  быстрое восстановление контакта с респондентом в случае его утраты. Опрашиваемый может почему-то отказаться отвечать на вопрос или начинает отвечать невпопад.

Причины потери контакта разнообразны.

Респондент не располагает нужной информацией или затрудняется вспомнить. Нужно убедиться: "Вы говорите, что не интересуетесь курсом акций своего предприятия. У Вас нет этих акций? Может быть, нет нужной информации или Вы ей не доверяете?"

Если подозреваем респондента в забывчивости, уточняем обстановку, к которой относятся события ("Вспомните, пожалуйста, когда Вы интересовались курсом акций своего предприятия в последнее время? Может быть, кто-то Вас об этом спросил?).

Опрашиваемый не понял цель вопроса или характер ожидаемого ответа, не может сформулировать свою мысль: надо переспросить то же самое иными словами: "Вы говорите, что не знаете, как относиться к монетаристской политике Правительства. Я имею в виду вот что: чтобы удержать курс рубля и не допускать его обесценивания. Правительство сокращает дешевые займы предприятиям. Это создает трудности плохо работающим, но помогает тем, кто быстро перестраивает производство с учетом спроса на продукцию. Как Вы к этому относитесь?"

Вопрос сенситивный, респондент не хочет отвечать потому, что не расположен откровенничать на эту тему, он не думает, что интервьюер правильно его поймет и т. п. Следует поставить вопрос в косвенной, безличной форме: "Я так Вас понял: Вы считаете, что политика жестких кредитов, то есть займов под большой процент их возврата, правильна, но от этого страдают очень многие производства. В моих интервью с другими респондентами люди высказывали разные суждения на эту тему: надо усилить борьбу с коррупцией (займы зависят от чиновников), смелее заменять неповоротливых руководителей производства на более способных, не торопиться с реформами, замедлить их темп, обеспечить строгий контроль за использованием кредитов по прямому их назначению; вообще вернуться к государственно-планируемой экономике, отказаться от рыночной. А как Вы сами считаете?"

Один из приемов: зондирование — "эхо". Интервьюер просто повторяет последние слова опрашиваемого, подчеркивая внимание и побуждая к откровенности ("Да, мало, значит, об этом информации...").

Важно вовремя остановить зондирование, в момент, когда либо возобновлен контакт с респондентом, либо опрашиваемый начинает не на шутку тревожиться. В последнем случае его надо успокоить и переходить к следующим вопросам ("Ну хорошо. Скажите, пожалуйста..." — переход к другой теме).

Завершение беседы. В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы, и просит кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется ему более важным, чем представлялось в ходе разговора.

Когда содержание интервью исчерпано, опрашиваемого просят дать некоторые сведения о себе, подчеркивая, что это надо для общей обработки данных.

Интервьюер благодарит за беседу, еще раз подчеркивает» что она была очень важна для исследования и что сведения, которые он записал, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

Если респондент в ответ на поставленный вопрос интересуется, каково мнение самого интервьюера по этому поводу, последний говорит, что выскажет свои соображения в конце беседы: "Сейчас я не хотел бы сообщать, что думаю по этому поводу, это ведь может изменить ход нашей беседы. Давайте продолжим, а потом вернемся к этим вопросам10.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, социальная работа является объектом изучения различных наук. Важной особенностью исследовательских стратегий в социальной работе выступает их прикладной характер.

Прикладное социальное исследование это приложение теорий, понятий, методов к анализу социальных проблем с целью произвести результаты, которые могли бы повлиять на их решение посредством внедрения в практику социальной работы.

В отечественной социологической литературе существует несколько подходов к выделению видов КСИ.

Их классификация возможна по разным основаниям.

Социологи в зависимости от основного метода и технологии его проведения выделяют такие виды, как анкетный опрос, интервью, почтовый опрос, наблюдение, экспертный опрос, социометрия, эксперимент, анализ документов.

В зависимости от методов и форм проведения КСИ, выделяют как основные виды контент-анализ, наблюдение, социометрию, лингвосоциологические процедуры, социальный эксперимент, а также опрос. В последнем они выделяют два класса: анкетирование и интервью.

В анкетировании, в свою очередь, выделяются четыре подвида: почтовое, прессовое, телефонное, раздевальное. При сборе первичных данных выделяют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две разновидности: - опрос (анкетирование и интервьюирование); - анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ); - наблюдение (невключенное и включенное); - эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Басова Н.Ф. Основы социальной работы. «Инфра» М., 2009.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М., 2009.
  3. Доэл, М., Шадлоу, С. Практика социальной работы. – М.: Аспек Пресс, 2005.
  4. Козлов А.А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф.– М.: ЛОГОС, 2006.
  5. Курбатова В. И. Социальная работа. Ростов Н/Д, 2008.
  6. Кравченко А.И. Социальная работа. Издательство: «Речь» М., 2008.
  7. Пузанова Ж.В. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» / Ж.В. Пузанова [и др.]. – М.: Высшее образование и наука, 2007.
  8. Холостова, А. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие., – М. – ИНФРА – М, 2008.
  9. Шарков, Ф. И. Социология: теория и методы: Учебник / Ф. И. Шарков. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
  10. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: «Добросвет», 2001.

 

 

 

1 Курбатова В. И. Социальная работа. Ростов Н/Д, 2008.

2 Басова Н.Ф. Основы социальной работы. «Инфра» М., 2009.

3 Козлов А.А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. проф.– М.: ЛОГОС, 2006.

4 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – М.: «Добро-свет», 2001.

5 Кравченко А.И. Социальная работа. Издательство: «Речь» М., 2008.

6 Пузанова Ж.В. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» / Ж.В. Пузанова [и др.]. – М.: Высшее образование и наука, 2007.

7 Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – М., 2009.

8 Холостова, А. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие., – М. – ИНФРА – М, 2008.

9 Шарков, Ф. И. Социология: теория и методы: Учебник / Ф. И. Шарков. – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

10 Доэл, М., Шадлоу, С. Практика социальной работы. – М.: Аспек Пресс, 2005.

 

 


Информация о работе Специфика проведения исследований в социальной работе