Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 04:42, курсовая работа
Злоупотребление алкоголем - важнейшая проблема здоровья, цена которой в России около 500 000 преждевременных смертей ежегодно, а это более четверти от всех смертей. Лишь незначительная часть алкогольной смертности связана с отравлениями, а большая доля - связанные с алкоголем смерти от сердечнососудистых заболеваний, болезней органов дыхания и системы пищеварения. Подавляющая часть убийств и самоубийств, смертельных травм, значительная часть смертей на дорогах вызваны пьянством.
Введение_________________________________________________________3
1 Технологии социально-психологической работы с лицами, страдающими
алкоголизмом___________________________________________________5
1.1 Профилактика и социально-психологическая работа_______________5
1.2 Блок социальной реабилитации_________________________________9
2 Специфика семейных отношений у больных с алкогольной
зависимостью__________________________________________________15
2.1 Материалы и методы исследования на базе наркологического
диспансера_____________________________________________________15
Заключение______________________________________________________27
Различные формы и направления социальной paбoты подразумевают привлечение больных алкоголизмом к добровольному лечению, патрононажную работу среди больных алкоголизмом, помощь в трудоустройстве, организацию культурно-массовых мероприятий, совместное проведение различных торжеств, поддержание деловых взаимосвязей с административными отделами внутренних дел и местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом, противоалкогольную пропаганду и агитацию за трезвый образ жизни среди местного населения. Члены клуба наряду с внутриклубной работой по организации психо- и социотерапевтической взаимопомощи осуществляют большую общественно-полезную работу. Это способствует качественно новому их самоутверждению и заполняет вакуум, который образуется у них после отказа от употребления спиртных напитков.[6,c.139]
Также необходимо рассматреть основные принципы деятельности службы социальной реабилитации и адаптации.
Они делятся как на общепедагогические, так и на специальные, направленные на деятельность с людьми, нуждающимися в социальной реабилитации.
К общепедагогическим относятся принципы природосообразности, культуросообразности и принцип гуманности.
Суть принципа природосообразности заключается в том, чтобы ведущим звеном воспитательных отношений и педагогических процессов в службе сделать человека с его конкретными особенностями, проблемами и уровнем развития. Здесь главное - сама природа данного, конкретного человека, его физическое и психическое здоровье, его физиологическое и социальное развитие.
Суть принципа культуросообразности заключается в максимальном использовании и воспитании культуры той среды, в которой находится данная служба реабилитации.[15,c.94]
В целях реабилитации и адаптации социальные работники используют материальную и духовную культуру, развивают творческие способности и установки на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
Принцип гуманности для социальных работников является ведущим, определяющим. Его суть исходит из идей гуманистической психологии. Ученые этого направления утверждают, главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей.
Специальные принципы.
Первый принцип последовательности мероприятий по социальной реабилитации состоит из шести этапов:
I) Диагностический этап: Он заключается а анализе проблем конкретного человека, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур.
2) Прогностический этап. Он включает в себя постановку конкретной программы действий. Это формулирование гипотезы, продумывание системы мер, структур, методик; а также прогнозирование ожидаемых положительных, а возможно и негативных последствий.
3) Организационный этап. Состоит из составления и организации всех мероприятий, направленных на достижение поставленных службой целей.
4) Практический этап. Этап реализации новых технологий, отслеживание процесса, корректировка реализуемой технологии, контрольные срезы.
5) Обобщающий этап. Обработка данных, полученных результатов, их анализ, корректировка гипотезы, описание хода и результатов деятельности.
6) Внедренческий этап. Распространение новых методик, направленная организация опыта по реализации разработанного другими работниками службы.
Второй принцип приоритета индивидуально-личностного подхода в решении проблем реабилитации и адаптации.
Он подразумевает осуществление процесса реабилитации с учетом индивидуально-личностных особенностей человека (его характера, темперамента, мотивов, интересов, способностей и т.д.). Гибкое использование различных форм и методов воспитательного воздействия помогают человеку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать сильные и корректировать слабые стороны.
Третий принцип приоритета участия. Он рассматривается в двух планах.
В широком плане - это помощь в любой затруднительной ситуации, когда человек стоит перед необходимостью выбора, принятия решения, в узком - процесс оказания помощи личности в самопознании и познании окружающего мира.
Реализация этого принципа имеет два механизма.
Первый механизм формирования называется «снизу вверх». Он заключается в том, что в специально организованных работниками службы реабилитации и адаптации условиях жизнедеятельности избирательно актуализируются положительные побуждения, которые затем постепенно переходят в устойчивые положительные мотивационные образования.
Второй механизм («сверху вниз») заключается в усвоении побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу работника службы должны у него сформироваться, и которые сам человек должен превратить из внешне принимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Четвертый принцип защитно-охранительных мер на создание условий для развития личности с внутренней саморегуляцией и самоконтролем.[13,c.73]
Из психологических исследований известно, что мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. При некоторых условиях результат действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Данное направление для практических работников службы является основополагающим.
Важным моментом в этом принципе выступает фактор саморегуляции, а в нем - самооценка.
Пятый принцип ориентации на помощь семье как традиционному эффективному институту социализации личности.
Исходя из данного принципа работники службы социальной реабилитации и адаптации стараются развивать у родных и близких черты воспитателей, помощников. В связи с этой целью можно выделить две основные задачи: это накопление необходимых, в том числе педагогических, знаний родными реабилитируемого и их самовоспитание, саморазвитие.
Шестой принцип своевременности подразумевает оказание реальной помощи клиенту в тот момент, когда в дальнейшем можно осуществлять целенаправленную педагогическую помощь. Для своевременной профилактики и коррекции отклоняющегося поведения клиента необходима правильная диагностика как особенностей такого, так и причин его отклонения.
Методы и методики диагностики сегодня достаточно распространены: анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование и т.д.[11,c.159]
Таким образом, своевременно и правильно поставленный диагноз - важнейшее условие успеха реабилитационной paбoты. Реализация вышеперечисленных принципов позволяет вести реабилитационную работу в таких службах наиболее эффективно.
2.1 Материалы и методы исследования на базе наркологического диспансера
Исследователями отмечается нарушение гармоничной системы семейных отношений в семьях больных алкогольной зависимостью, что связано с возникновением особого психологического феномена «созависимости». Данный феномен проявляется как в психологических характеристиках жен, так и детей, свидетельствуя о формировании зависимого поведения у членов семьи. Данные вопросы требуют особого внимания при реабилитации больных алкогольной зависимостью, при организации психологической помощи членам их семей.[20,c.45]
Сложность решения проблемы химической зависимости в масштабах государства определяет необходимость системных подходов, в том числе, через обращение к новым общественным ограничителям и ориентирам, через обращение к молодежной аудитории, потому что алкоголизм гораздо легче и эффективней предупреждать, чем искоренять. Важную роль играет и оптимизация действующей системы наркологической реабилитации на основе новых научных достижений в области знаний о человеке, как продукте формирования в системе человеческих отношений, важнейшее место в которых занимают семейные отношения, что и обусловило тему данного исследования.[18,c.68]
Исследование проводилось на
клинической базе наркологического диспансера
одного из российских городов. В состав
первой группы обследованных вошли пациенты
стационара, во вторую – участники групп
помощи для родственников больных алкогольной
зависимостью. Контрольную группу составили
испытуемые, в семьях которых не наблюдалось
проблемы химической зависимости на протяжении
не менее чем двух поколений. Численность
групп составила 30, 26 и 30 человек, соответственно.
В клинико-психологической диагностике
использовались следующие методики: опросник
«Запрет на выражение эмоций» В.К. Зарецкого,
опросник диагностики агрессивного поведения
Басса-Перре (в адаптации С.Н. Ениколопова),
опросник семейныхэмоциональныхкоммуника
Результаты исследования и их обсуждение.
Полученные результаты говорят об определенных особенностях и закономерностях взаимоотношений в семьях больных алкогольной зависимостью. Так, пациенты с алкоголизмом росли в атмосфере выраженных нарушений внутрисемейных эмоциональных коммуникаций с высоким уровнем критики. Выяснилось, что родители зависимых в сравнении с родителями контрольной группы и созависимых чаще проявляли своё недовольство ребенком, когда он выражал негативные эмоции, допускал ошибки в какой-либо деятельности, особенно при сравнении с другими более успешными детьми. Более высокие показатели индуцирования тревоги в семье отмечались у зависимых в сравнении с контрольной группой и группой созависимых, что свидетельствует о том, что зависимые родители более фиксированы на возможных трудностях, опасностях и жизненных неудачах своих детей с низким запретом на выражение негативных эмоций и со стремлением скрывать и не выдавать окружающим семейные проблемы.
Кроме этого, выявились различия
подходов в отношении контролирования
собственных эмоций
Диагностика агрессивного поведения показала, что созависимые менее склонны к агрессивному поведению как по сравнению с контрольной группой, так и с группой зависимых, что свидетельствует о неготовности созависимых к инструментальной агрессии против себя и окружающих. Тоже относится и к аффективному компоненту агрессии (гневу) – созависимые менее подвержены этому чувству в сравнении с контрольной группой и зависимыми. У созависимых обнаружены статистические различия в выражении враждебности по сравнению с контрольной группой, что говорит о том, что они чаще переживают чувство несправедливости и ущемленности, неудовлетворенности желаний. По интегральному показателю агрессивного поведения выделяется группа созависимых в сравнении с контрольной группой и группой зависимых, что говорит о неспособности созависимых выражать агрессию и гневливость.[18,c.71]
Обращают на себя внимание особенности социальной поддержки и отношения к социуму в группах обследуемых: созависимые ощущают меньшую эмоциональную поддержку по сравнению с контрольной группой. Это говорит о том, что созависимые чаще ощущают отсутствие позитивного чувства близости, доверия и общности со стороны ближайшего социального окружения. В группе созависимых меньшее ощущение инструментальной поддержки в сравнении с контрольной группой, свидетельствующее о том, что созависимые получают меньшую практическую поддержку получения важной информации, помощь в выполнении тяжелой работы.
По шкале социальной интеграции в сравнении с контрольной группой зависимые и созависимые ощущают меньшую включенность в определенную сеть социальных интеракций. Несмотря на то, что зависимые получают необходимую инструментальную и эмоциональную поддержку, чувствуют меньшую удовлетворенность социальной поддержкой (переживания стабильности в отношениях, дающее чувство уверенности и безопасности) как по сравнению с контрольной группой, так и с группой созависимых. Социальной поддержкой в сравнении с контрольной группой менее удовлетворены члены зависимой и созависимой групп, что свидетельствует об их меньшей уверенности в поддержке ближайшим социальным окружением, часто «идут на поводу» у своих детей, которые чувствуя неуверенность родителя, пользуются и манипулируют ними. В свете полученных данных важно рассмотреть особенности воспитания собственных детей в данных группах обследованных, что отражает то, какие поведенческие и эмоциональные стратегии они реализуют в отношении следующего поколения и запечатлевают для передачи следующим поколениям. Так, созависимые уделяют меньше времени своим детям в сравнении с зависимой и контрольной группами. В то время как больные алкогольной зависимостью предъявляют своим детям огромное количество требований, ограничивающих их свободу и самостоятельность (шкала чрезмерность требований-запретов), чем созависимые. Обследуемые созависимой группы склонны давать больше свободы своим детям и не хотят или не могут устанавливать какие-то рамки в их поведении, в сравнении с группой зависимых и контрольной группой (шкала недостаточность требований и запретов).[18,c.74]
Информация о работе Специфика семейных отношений у больных с алкогольной зависимостью