Специфика социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи

Содержание работы

Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

специфика социальной работы с молодежью.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

Современная российская молодежь поддерживает в большинстве своем демократические преобразования. Главным достижением сегодняшней России молодые люди считают права и свобода, хотя и утверждают, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируются государством. Они считают себя главным фактором устойчивого развития России, а 54% из них- по данным Института молодежи,- движущей силой коренных преобразований в обществе.

В докладах Правительству  РФ исследователи НИЦ при ИМ констатировали, что как бы ни высоки были отрицательные  среднестатистические показатели по проблемным для молодежи зонам деятельности, они не позволяют сделать вывод  о тотальном характере молодежных проблем. В реальной жизненной обстановке механизмы человеческой солидарности помогают молодым людям преодолеть те или иные жизненные обстоятельства. Для значительной части юношества  проблем, относимых к молодежным, не возникает или они не катастрофичны. Происходит осознание своей роли в обществе и самим юношеством.

Заметим также, что под  влиянием молодежи сформирован особый, автономный и мощный пласт субкультуры, стержневым течением которой была и  остается рок-музыка. Молодежный сленг  оказал свое влияние на язык "четвертой власти". Именно признаком "омоложения" общественного курса явилось появление целого ряда телевизионных программ.

Молодое поколение (по самооценке) считает себя главным фактором устойчивости развития России и в определенной степени (68% по данным опроса, проведенного автором) движущей силой коренных преобразований в обществе. Именно ценностные ориентации соединяют молодое поколение  в социальном пространстве.

Современное молодое поколение  в целом видит себя в качестве граждан новой России с весьма высокими показателями российского  патриотизма и этноцентричности: по результатом исследования, проведенного автором, 76% опрошенных считают Россию великой страной; 63% считают, что  россиянам есть чем гордиться; 66% считают, что роль России в мире будет  возрастать.

Вместе с тем, общественные трансформации оказали существенное негативное влияние на социальное положение  и некоторые ценностные ориентации молодежи, что, в свою очередь, влияет и на ее политическое поведение.

Общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный еще в  1993 г., остается в силе: "каждое последующее поколение российской молодежи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего". В чем это выражается?

Во-первых, с 1992 г. прирост населения определяется отрицательными величинами : С 1992 по 2002 год в стране родилось почти на 6 млн. детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодых людей в возрасте до 16 лет сократилось на 3 млн. человек, т. е. почти на 10%. Их доля во всем населении уменьшилась за указанный период с более чем 24% до 22,5%. В 2007 году численность граждан в возрасте от 15 до 29 лет равна 33 110 тыс. чел.

Размеры молодежной популяции  и ее доля во всем населении определяются тремя основными демографическими факторами — рождаемостью, смертностью  и миграцией. Сегодня в составе  населения России наибольшее влияние  на сокращение удельного веса молодежи оказывает соотношение рождаемости  и смертности. В последние годы смертность все еще существенно  превышает рождаемость.

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует  учитывать, что она является носительницей  не только потенциала прогрессивных  перемен в обществе, но одновременно достаточно мощного взрывного фактора  социальной нестабильности. Ясности  в вопросе о том, резервом каких  перемен может стать в ближайшем  будущем основная масса юношества, нет.

Почему? Прежде всего потому, что реформы идут, а кризис во всех сферах общественной жизни углубляется.

Условия нестабильности переходного  периода обусловливают особую остроту  целого ряда молодежных проблем. Не снижается  неудовлетворенность молодежи, связанная  с основными показателями качества жизни — материальным положением, жилищными условиями, работой.

Почти половина (44,7%) из числа  опрошенных отметили "потерю социальных гарантий", 30% — снижение жизненного уровня и возможность стать безработными, 19%— утрату чувства собственной безопасности.

При этом основная часть  юношества слабо ощущает поддержку  властей в решении таких вопросов, как получение жилья (ощущают  в среднем по разным категориям молодежи — 5,0%, не ощущают — 80,5%), профессиональная подготовка соответственно — 19,9% и 52,3%; занятость: 10,2% и 70,1%; развитие предпринимательства: 22.2% и 48,8%.

Другой особенностью современного молодежного сознания является нарастающее  падение интереса к системе смысложизненных  ценностей. Это связано со сложностями  модернизационного процесса, которые  способствовали росту разочарования  в любых смысложизненных ценностях  и идеалах, а нарастание социальных проблем заставляло концентрироваться  главным образом на жизненных  вопросах. Универсальные ценности стали  преобладающими.

Кроме того, интерес к  смысложизненным ценностям требует  достаточно высокого уровня культуры личности, развития ее креативных способностей. Чем они выше, тем чаще встает перед молодым человеком вопрос о смысле его жизни. Реальностью  нынешнего дня является снижение общего уровня духовной культуры, что  проявляется в отсутствии у многих молодых людей установки на духовное саморазвитие, на обеспечение полноты  и всесторонности личности.

В последнее время специалисты  усматривают перспективы преодоления  данного кризисного состояния в  том, что в молодежной среде усиливается  установка на высокий образовательный уровень. Так, среди жизненных проблем, волнующих астраханских студентов, образование вышло на второе место.

Однако необходимо заметить, что образование рассматривается  молодыми людьми преимущественно не в отношении его значения для  саморазвития личности, но как средство для профессионального самоопределения, которое, в свою очередь, обеспечивает высокий социальный статус и престиж. Коллективные ценности отходят в  молодежном сознании на второй план. Молодые  люди становятся все более прагматичными  и рационально мыслящими. Они  ориентируются на богатство и  карьеру, а возможность их достижения связывается с получением хорошего профессионального образования.

 

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

 

В современной государственной  молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении  ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной  молодежной политики:

- граждане Российской  Федерации, включая лиц с двойным  гражданством от 14 до 30 лет во  время пребывания их на территории  Российской Федерации, если это  влечет обязанности федеральных  государственных органов;

- молодые семьи - семьи  в первые 3 года после заключения  брака, в случае рождения детей  – без ограничения периода  брака), при условии, что один  из супругов не достиг 30 летнего  возраста, а так же неполные  семьи, в которых отец или  мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Субъекты государственной  молодежной политики:

- государственные органы  и должностные лица (указом Президента  РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный  комитет по молодежной политике  был упразднен, его функции  были переданы Министерству образования  РФ);

- молодежные объединения  и ассоциации;

- молодые граждане.

Принципы государственной  молодежной политики:

- сочетание государственных,  общественных интересов и прав  личности в реализации государственной  молодежной политики;

- привлечение молодых  граждан к участию в формировании  политики и программ для молодежи;

- обеспечение правовой  и социальной защиты молодых  граждан;

- предоставление молодому  гражданину гарантирование государством  минимума социальных услуг по  обучению, воспитанию, духовному и  физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет общественных  инициатив по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий и программ, касающихся  молодежи.

Направления:

- обеспечение соблюдения  прав молодежи;

- обеспечение гарантий  в сфере занятости;

- содействие предпринимательской  деятельности молодежи;

- государственная поддержка  молодой семьи;

- гарантии предоставления  социальных услуг;

- поддержка талантливой  молодежи;

- формирование условий  для физического и духовного  развития молодежи;

- поддержка деятельности  молодежных и детских объединений;

- содействие международным  молодежным обменам.

Меры реализации:

- принятие специального  законодательства и иных правовых  актов, решений местных органов  власти и управления;

- внесение изменений и  дополнений в законодательство  и иные акты;

- разработка и выполнение  государственной молодежной политики  комплексного и целевого характера;

- создание Российского  фонда Федеральных молодежных  программ для организации и  финансового обеспечения приоритетных  программ развития молодежи, а  также формирование аналогичных  региональных и территориальных  фондов;

- выделение в федеральном  и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

- создание государственных  органов по делам молодежи  и социальных служб различного  профиля.

В 1994году была принята Федеральная  программа "Молодежь России". Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

В 1998 году принимается новая Федеральная программа "Молодежь России на 1998-2000г.г." Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

В 2000 году утверждена целевая  программа "Молодежь России (2001-2005 годы)", направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей.

Задачи, поставленные этой программой.

1. создание условий для  патриотического и духовно-нравственного  воспитания, интеллектуального, творческого  физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных  объединений;

2. формирование у молодежи  активной жизненной позиции, готовности  к участию в общественно-политической  жизни страны;

3. выполнение программ  социальной адаптации и повышения  конкурентоспособности на рынке  труда;

4. профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании  и алкоголизма;

5. улучшение демографической  ситуации в обществе, укрепление  института молодой семьи, содействие  в решении жилищных проблем;

6. развитие и поддержка  федеральной и региональной систем  информационного обеспечения молодежи.

В 2005году утверждена Министерством  образования и науки РФ программа  "Молодежь России на 2006-2010 годы".

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две  программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая  четко выделяют направления поддержки  и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет  утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

1. комплексный центр социального  обслуживания (отделения: социальной  помощи на дому, дневного, временного  пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной помощи  семье и детям;

3. социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних;

4. социальная гостиница;

5. социальный приют для  детей и подростков.

По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной.

 

1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом

 

В настоящее время большое  внимание уделяется изучению опыта  ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также  немаловажное значение для определения  курса нашей молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим  какой-то синтез западных течений и  отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной  молодежной политики.

Информация о работе Специфика социальной работы с молодежью