Специфика социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Цель:
1. Определить положение молодежи в обществе на сегодняшний день
2. Рассмотреть проблемы современной молодёжи
3. Обозначить решение проблем молодёжи

Содержание работы

Введение
Глава I. Молодёжь как особая социально - демографическая группа
1.1 Наиболее актуальные проблемы молодёжи
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Молодёжь и молодёжная политика за рубежом
Глава II. Молодёжная политика в Российской Федерации
2.1 Основные направления молодежной политики
2.2 Социальная поддержка по трудоустройству безработной молодёжи
2.3 Год молодёжи 2009
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

специфика социальной работы с молодежью.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

- бесплатное медицинское  обслуживание и медицинское освидетельствование  при приеме на работу и направление  на обучение;

- возможность заключения  срочных трудовых договоров на  участие в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных и иных особенностей  граждан.

Важной составляющей государственной  социальной поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций  вследствие безработицы. Государство  гарантирует безработным:

- выплату пособий по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготов-ки, повышения квалификации, переподготовки  по направлению органов службы  занятости;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- возмещение затрат в  связи с добровольным переездом  в другую местность для трудоустройства  по предложениям орга-нов службы  занятости.

Граждане, обратившиеся в  службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального  обучения. Работающие молодые люди, желающие сменить место работы, также  могут обратиться в службу занятости  в целях поиска подходящей работы.

Служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных  на рынке труда, диагностика и  коррекция негативных психологических  состояний -- одни из основных направлений  деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству.

Содействие занятости  и трудоустройству молодежи может  быть организовано по нескольким направлениям:

1. Образование молодежи - проблема комплексная, ее решение  предполагает взаимодействие и  сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы  образования и комитетов по  делам молодежи. Одним из направлений  деятельности является содействие  дополнительному образованию молодежи  через организацию и функционирование  профильных клубов и центров  дополнительного образования. Чтобы  предотвратить появление новых  безработных, необходимо вести  систематическую профориентационную  работу с абитуриентами, которая  должна содействовать личности  в профессиональном самоопределении  с учетом не только потребностей  и возможностей, но и ситуации  на рынке труда.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятельности реализуется  программа "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении  школьника. В ходе реализации программы  появляется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

Программа "Эффективное  поведение на рынке труда" расчитана  уже на более взрослую категорию  молодежи (18-23 года), т. е. на выпускников  профессиональных учебных заведений. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения  на рынке труда. Основная проблема выпускников  не в том, что они получили несоответствующее  образование, а в том, что они  не умеют грамотно строить отношения  с работодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее  берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное - умеющих творчески  подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.

2. Содействие профессиональной  подготовке молодежи. В системе  мер социальной защиты населения  от безработицы важное место  занимает право молодежи на  бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку  по направлению органов службы  занятости.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях  профессионального и дополнительного  образования, учебных центрах органов  службы занятости, образовательных  подразделениях организаций или  в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости  договорами.

Право в приоритетном порядке  пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно  не работающие граждане (по истечении  шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также  граждане, впервые ищущие работу (ранее  не работавшие) и при этом не имеющие  профессии (специальности), и др.

Эффективность системы профессионального  образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства  по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приема  молодежи на работу. Работодатели  сегодня предъявляют завышенные  требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив  применения труда подростков  и молодежи и относятся к  их способностям и возможностям  с большим неуважением, не видят  для них условий карьерного  роста в рамках своего предприятия.  Следовательно, основной мерой  по социальной поддержке мо-лодежи  может стать смягчение критериев  приема на работу, трудоустройство  без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

Сегодня есть возможность  совместить вторичную занятость  несовершеннолетних с ориентацией  на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости  молодежи может быть экономически выгодна  компаниям и предприятиям и ориентирована  на выполнение социальных функций. Соци-альный эффект от реализации программы вторичной  занятости подростков может полностью  оправдать экономические затраты  на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

4. Квотирование мест для  молодежи. Для усиления соци-альной  защищенности молодых людей в  некоторых муниципаль-ных образованиях  уже приняты постановления о  квотировании рабочих мест для  молодежи. Однако вследствие отсутствия  закона о квотировании рабочих  мест для молодежи социально  незащищенным категориям молодых  людей не гарантируется получение  рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской  деятельности. В системе занятости  молодежи характерной является  частичная или скрытая безработица,  когда работодатель дает возможность  трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует  работника. По мнению многих  специалистов, для нормализации  ситуации в области занятости  населения требуется развитие  предпринимательства, особенно в  малых городах и сельской местности.  Малый и средний бизнес во  многом инициирует появление  дополнительных рабочих мест, способ-ствует  деловой активности граждан, в  том числе и тех, кто менее  конкурентоспособен на рынке  труда.

В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую  подготовку следует рассматривать  как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

6. Привлечение молодежи  к оплачиваемым общественным  работам. Элементом поддержки  безработной молодежи является  финансирование государством общественных  работ и привлечение к ним  молодежи.

Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в  целях поиска подходящей работы, и  безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах  пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие  на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с  их согласия. При этом учитывается  состояние здоровья, возрастные и  професси-ональные особенности человека.

Удельный вес граждан  до 30 лет, принимавших участие в  общественных работах, составляет в  среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения граждан в данную форму занятости  зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодежи в ней участвовать.

7. Организация ярмарок  вакансий. В целях оказания гражданам  дополнительных услуг по содействию  в трудоустройстве в ходе сотрудничества  с работодателями служба занятости  организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

8. Создание специальных  молодежных организаций для решения  проблемы занятости. Сегодня социальные  предприятия для молодых людей  - реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

При создании социальных предприятий  приходится преодолевать целый ряд  проблем, связанных с неопределенностью  их правового статуса. Вместе с тем  одной из задач создания данных организаций  является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих  мест для подростков и молодежи дает им возможность сочетать работу с  учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие  как бы включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно  создавать и развивать такие  механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и  учиться новой, интересной профессии, приоб-ретать знания и опыт. Когда  подросток приобретет необходимые  навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать  полноценным участником рынка труда.

Применяются разнообразные  формы организации рабочих мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация  социальных производств на базе учебных  заведений.

9. Правовое регулирование  молодежной политики. Необходимость  формирования современной законодательной  базы в области государственной  молодежной политики определяется  сохранением, а нередко и нарастанием  целого ряда социальных проблем  молодежи, что негативно отражается  на социально-экономическом и  культурно-духовном аспектах ее  жизнедеятельности и перспективах  ее развития. Предпринимаемые меры  по повышению образовательного  уровня молодежи, ее трудоустройству,  решению жилищных проблем, развитию  разносторонних способностей молодых  людей недостаточно эффективны  в силу слабой координации  этих мер, их частичного характера  и недостаточной правовой обеспеченности.

Вышеперечисленные мероприятия  являются дополняющими друг друга, и  для наиболее оптимального решения  проблемы занятости молодежи целесообразно  их совместное комплексное и целенаправленное применение. Стратегия мотивации  будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены исторически  сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Государственные и  федеральные социальные программы  должны стимулировать создание и  преобразование рабочих мест в более  перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого  не только бюджетные средства, но и  средства частных предприятий, инвесторов.

 

2.3 Год молодёжи 2009

 

2009 год в России объявлен  годом молодёжи. Такой указ 22 сентября 2008 подписал президент страны  Дмитрий Медведев. Как отмечено  в документе, одобренном главой  государства, главными задачами  Года станут "развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитание патриотизма и гражданской ответственности".

Год молодежи призван способствовать созданию и реализации проектов по поддержке молодого поколения по всей России, а также привлечению  внимания органов власти, бизнеса, СМИ  и всей общественности к этой важной теме.

Указ предусматривает  создание организационного комитета при  Правительстве РФ по проведению Года молодежи, который будет нести  ответственность за составление  плана основных мероприятий, а также  рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить  мероприятия по проведению в РФ Года молодежи.

Информация о работе Специфика социальной работы с молодежью