ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и специфика проблем социальной
защиты сельского населения в современном
мире и в России обусловлена социально-территориальными,
природными условиями и образом жизни,
характером трудовой деятельности жителей
поселений аграрных регионов планеты.
Мировой общественности обосновано ставится
вопрос о необходимости применения основ
и технологий, критериев социального развития,
в котором судьба аграрных регионов представляется
особенно сложной. В настоящее время в
современном обществе усугубляются процессы
поляризации между бедностью и богатством.
В связи с этим возникает необходимость
анализа разных моделей социальной политики,
которые способны уменьшить эту поляризацию.
Но до сих пор не удалось сконструировать
такую модель социальной политики, которую,
с одной стороны, удалось бы воплотить
в практике, а с другой – она отвечала
бы требованиям, современных социальных
наук. Такая модель, несомненно, должна
опираться на гибкую стратегию, отвечающую
требованиям устойчивости общества, учитывать
и обобщать весь имеющийся ценный опыт,
специфику конкретной ситуации, особенности
конкретного региона, в частности, сельских
районов. Помимо общих моментов концептуального
подхода к решению проблем социальной
защиты населения сельских районов, актуальным
являются и разработка конкретных механизмов,
технологий и форм социальной помощи и
поддержки отдельных категорий граждан
в этих районах. Среди проблем, оказывающих
влияние на жизнедеятельность сельского
населения, можно назвать, во-первых, разрушение
естественных природных основ существования
человека и общества. Во-вторых, информационно-коммуникативную
революцию, способствующую разрушению
во второй половине XX века традиционных
форм жизни сельского населения, увеличение
его миграционной подвижности, смены социально-нравственных
установок. Экономический кризис в сельском
секторе привел к уменьшению финансирования
действующих объектов и программ развития
социальной сферы села. Неразвитость новых
форм социального обеспечения села, необходимых
социальных гарантий для реализации экономической
независимости и самостоятельности характеризуют
существенное снижение в сельском хозяйстве
эффективного труда, трудности в содержании
семьи и детей, неуверенность значительной
части сельского населения в завтрашнем
дне, отсутствие духовных идеалов и ценностей,
ведет к снижению культурного уровня сельского
населения. Необходимо констатировать,
что изменения в социально-экономической
жизни России пока не принесли облегчения
селу. На селе произошло возрастание социальных
проблем, среди которых наиболее существенными
являются падение уровня жизни населения,
увеличение безработицы, снижение уровня
культуры и многие другие аспекты. Все
это обуславливает острые противоречия
социально экономического и социокультурного
развития среды жизнедеятельности селян. Все
эти аспекты развития современного сельского
региона, а также проблемы жизнедеятельности
селян актуализируют исследования избранного
проблемного поля. Объектом исследования
выступают сельские жители, нуждающиеся
в помощи центров социальной защиты населения. Предметом исследования
являются особенности социальной работы
с населением сельского сектора с учетом
условий агропромышленного комплекса.
Цель исследования:
выявление первоочередных проблем, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты
населения, осуществляющие свою работу
в сельском секторе. Задачи исследования: 1)выявить
первопричины возникновения фактов резкого
увеличения нуждающихся в помощи и услугах
центра социальной защиты; 2)разобрать и
выявить первоочередные проблемы, с которыми
сталкиваются центры социальной защиты,
осуществляющие свою работу в сельском
секторе; 3)рассмотреть
каким образом законотворчество помогает
решать те социальные проблемы, которые
скапливаются на территории сельского
сектора. Структура работы
подчинена цели и задачам исследования,
и состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ
1.1 Сельская среда как объект
социальной работы
Главной проблемой современной
России является несоответствие темпов
роста социальных обязательств государства
темпам экономического развития. В этой
связи перед Россией стоит основной вопрос
о выборе оптимальной для нее модели социальной
защиты населения. Трансформация общественного
устройства России в 90-е годы поставила
на повестку дня задачу выбора новой социальной
модели государства и формирования качественно
новых социальных институтов. Социальная
политика все более отходит от принципов
патерналистского государства и предоставления
социальных гарантий на уравнительных
подходах. Однако отсутствие стратегических,
публично одобренных программ реформирования
экономической, социальной и политических
сфер жизнедеятельности общества привело
к нарушению естественных взаимоотношений
между государством и обществом, обществом
и личностью, личностью и государством. В
системе социальной защиты населения
важным направлением остается развитие
социального обслуживания. Основными
проблемами пожилых граждан, проживающих
на селе, остаются существенная ограниченность
доступа к услугам медицинских учреждений,
учреждений социальной защиты, предприятий
бытового обслуживания, торговли, культуры,
отсутствие коммунально-бытовых удобств
и транспортного сообщения. В сельской
местности, где пожилые люди составляют
до 30 процентов общей численности населения,
потребность в социальном обслуживании
выше, чем в городе. В ряде муниципальных
образований различных регионов, доля
лиц пенсионного возраста составляет
40-50 процентов от общего числа сельских
жителей, что резко увеличивает численность
пожилых сельских жителей, нуждающихся
в постоянной посторонней помощи. Одной
из основных причин «пробуксовки», так
называемых экономических реформ в России
и других республиках бывшего Советского
Союза, по мнению многих независимых аналитиков,
является недооценка правительствами
важности развития социальной сферы, в
том числе социальной сферы села, и одного
из главных его инструментов – профессиональной
социальной работы. К сожалению, до настоящего
времени, в недрах общественного сознания
и, что более всего печально, в сознании
высокопоставленных государственных
чиновников, социальная работа отождествляется
с деятельностью государственных институтов
по выплате пенсий и пособий. Создание
сети детских домов и интернатов, приютов
для инвалидов, престарелых и беженцев,
пунктов психологической помощи, организации
благотворительных обедов, прочих одноразовых
акций и тому подобное. При этом каждый
из видов этой деятельности выполняется
разрозненно соответствующим ведомством
или министерством: социальной защиты,
труда и занятости, здравоохранения, образования,
милицией и рядом других ведомств. При
всем уважении к данному виду деятельности
отождествлять ее с социальной работой
просто нельзя, так как это только ее часть
– социальная помощь, социальная поддержка
граждан, попавших в тяжелое положение
в силу объективных причин или по вине
самого государства, возвращение государством
долгов своим гражданам. Профессиональная
социальная работа предполагает оптимальное
сочетание «профилактики заболевания»
с «лечением» социальных недугов. При
этом очевидно, что успехи в профилактике
рано или поздно приведут к снижению числа
нуждающихся в социальной помощи. Все сказанное
– не плод кабинетных размышлений, а результат
многолетней работы во многих сельских
регионах России. Существующей в России
модели управления системой социальной
защиты населения характерны следующие
черты: 1.Высокая концентрация властных
полномочий по управлению социальной
защитой населения, финансовых и материальных
ресурсов на федеральном уровне; 2.Слабое
участие в управлении системой социальной
защиты профсоюзов, негосударственных
страховых структур, институтов гражданского
общества; 3.Незавершенность правового
разграничения полномочий федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления в области
социальной защиты населения, несбалансированность
возложенных на них полномочий с ресурсами,
находящимися в их распоряжении; 4.Дефицит
ресурсов в бюджетах всех уровней для
финансирования мероприятий по социальной
защите на фоне неэффективного и нецелевого
использования финансовых ресурсов, наличия
высоких трансакционных издержек и отсутствия
действенного механизма контроля за социальными
трансфертами на федеральном и региональном
уровнях; 5.Высокая доля ответственности
за социальные процессы государства и
практически полное отсутствие социальной
корпоративной ответственности и иных
субъектов социального государства (семьи,
церкви, благотворительных общественных
организаций и т.д.); 6.Низкий уровень перераспределения
доходов, характеризуемый такими объективными
показателями, как коэффициент фондов
(в России в 2004 году составил 15 раз); децильный
коэффициент (6,9 раз); коэффициент Джини
(по данным официальной статистики - 0,407); 7.Отсутствие
в налоговой системе прогрессивной шкалы
по взиманию подоходного налога; 8.Низкий
уровень общественной (национальной) солидарности
из-за наличия в экономике России большой
доли «теневых» отношений, что ведет к
занижению реальных данных о состоянии
частного бизнеса и, как следствие, занижению
налогооблагаемой базы и объема страховых
платежей, либо полному уклонению от налогов
и страховых платежей; 9.Высокая степень
охвата социальными льготами и гарантиями
значительной части населения, как правило,
без учета уровня доходов реципиентов; 10.Низкий
уровень предоставляемых услуг населению
и социальной защищенности граждан, что
иллюстрируется следующими данными: минимальная
заработная плата ниже прожиточного минимума
и составляет от него 41,5%; рост реальной
заработной платы отстает от роста индекса
потребительских цен в среднем на 6% в год;
средний размер назначенных пенсий ниже
величины прожиточного минимума приблизительно
на 20%; численность населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума составляет более 25 млн. чел.,
что соответствует 17,8% от общей численности
населения России; 11.Превалирование бюджетных
механизмов организации и финансирования
социальной защиты преимущественно на
началах социального обеспечения над
механизмами социального страхования
и социальной самозащиты граждан. Финансирование
социальной защиты населения осуществляется
в основном за счет собираемых государством
налогов и сборов, аккумулируемых в бюджетах
трех уровней и бюджетах государственных
внебюджетных фондов. Причем, бюджетные
средства государство направляет не только,
на оказание социальной помощи, но и на
покрытие дефицита бюджетов государственных
внебюджетных фондов, формирующихся за
счет страховых взносов; 12.Отсутствие в
нормативных актах, планах и программах
государства четких принципов, норм, критериев
и механизмов, направленных на построение
адекватной системы социальной защиты,
способной обеспечить устойчивое воспроизводство
населения и высокое качество жизни, на
уровне международных стандартов. Многие
специалисты, работающие в сельской среде,
видят существующие в социальной сфере
проблемы, озабочены имеющимися в ней
негативными процессами. Нарастание опасности
экологической катастрофы, депопуляционные
тенденции развития аграрных регионов
России, резкое сокращение жителей села,
негативные социальные последствия радикально
волюнтаристски осуществляемых реформ
экономики и управления привели сельские
регионы страны к опасной грани, за которой
начинаются необратимые процессы социальной
деградации, деморализации населения,
хозяйственного упадка, запустения огромных
территорий. Особенно тревожными для социального
развития села являются такие тенденции,
как: 1.Разрушение социальной инфраструктуры
сельских поселений, закрытие здесь медицинских
пунктов, школ, библиотек, домов культуры,
клубов, интернатных учреждений; 2.Деморализация
сельского населения, утрата им целого
ряда традиционных нравственных ценностей,
составляющих основу не только образа
жизни, духовности сельских жителей, но
и населения страны в целом; 3.Катастрофическое
падение уровня жизни сельского населения,
явное ослабление гарантий его социальной
защищенности, произвольное занижение
уровня заработной платы работников сельского
хозяйства, ее систематическая задержка,
ведущая к дальнейшей утрате значимости
труда как ценности жизни для всех тех,
кто живет на селе; 4.Увеличение случаев
семейного неблагополучия, детской безнадзорности
и социального сиротства детей устрашает;
большой проблемой является отсутствие
адресной социальной помощи беременным
женщинам (беременные женщины, проживающие
в сельской местности, нуждаются в посещении
врача акушера-гинеколога центральных
районных больниц; женские консультации
беременным женщинам необходимо посетить
в период беременности в среднем 4 раза;
для этого необходима материальная поддержка
беременных женщин, проживающих в сельской
местности, в виде единовременного пособия
на проезд в пригородном транспорте в
центральные районные больницы для наблюдения
по беременности); 5.Опасное снижение ценностей
образования в сельских поселениях страны,
сопровождаемое очевидным ограничением
возможностей получить качественное профессиональное
образование детям из сельских семей в
силу растущей массовости платного обучения
в вузах; 6.Тенденция роста преступности,
криминализация сельской среды, явное
увеличение здесь доли тех, кто уже отбыл
наказание или ориентирован на криминальное
поведение; 7.Очевидным стало снижение
авторитета, социальной роли, влияния
на селе сельского учителя. Это заметно
осложняет проблему социальной защиты
и самоподдержки тех, кто живет на селе,
осуществления здесь социально-педагогической
деятельности; 8.Новые проблемы для социальной
работы на селе в России создает растущая
социальная дифференциация, расслоение
сельского населения, появление здесь
очень богатых людей и массовой бедности
работоспособного населения, прогрессирующая
незащищенность «слабых» общественных
групп; 9.В сельской зоне России особенно
многочисленной становится доля мигрантов
из ближнего зарубежья, требующих специальных
мер социальной защиты, обеспечения адаптации
к новым условиям; 10.Увеличивается число
неблагополучных семей и социальное сиротство,
снижается здоровье населения и продолжительность
жизни, велик рост числа злоупотребляющих
алкоголем, увеличивается число ВИЧ-инфицированных,
заболевших туберкулезом, и такой негативный
фактор, как распространение наркомании; 11.Неразвитость
специальных сельских учреждений социальной
защиты, отсутствие корпуса кадров, способных
оказывать профессионально эффективную
социальную помощь, вести квалифицированную
социальную работу, отсутствие комплексных
мер в ее осуществлении, явно усугубляет
ситуацию в российском селе середины 1990-х
годов. В целом преобразования в социальной
сфере села сдерживаются вследствие недостаточной
ресурсной обеспеченности, а направленность
и масштабы национальных проектов, федеральных
целевых программ, международных проектов
социального профиля пока не в полной
мере соответствуют перечню и остроте
отмеченных проблем. Озабоченность вызывает
и существенное различие бюджетов в разрезе
субъектов Российской Федерации, направляемых
на развитие социальной сферы, что отражается
в первую очередь на состоянии системы
социального обслуживания, вызывает рост
неудовлетворенной потребности уязвимых
групп населения в социальных услугах.
С введением 131 закона была нарушена система
социальной защиты в стране, ее согласованность
и взаимодействие на муниципальном и региональном
уровнях. Противоречивость и ограниченность
федеральных законов, регулирующих социальное
развитие, отношения между Центром и регионами,
неразвитость регионального социального
законодательства серьезно осложняет
решение проблем социальной защиты. В
особенности остро стоят вопросы реформы
налогово-бюджетной системы и управления,
которые пока действуют в стране по преимуществу
в ущерб сельским регионам, оказавшимся
в ходе радикальных реформ наименее защищенными
и способными к самозащите. Это требует
специальных мер по защите российского
села, развития здесь эффективной социальной
работы, оптимально акцентированной социальной
политики. Трудности и проблемы имеются
и в профессиональной деятельности социальных
работников и социальных педагогов. Расчетные
нормативы нагрузки на одного специалиста
по социальной работе (10 тыс. населения
в сельской местности), на одного социального
работника (по 4-6 обслуживаемых в сельской
местности) во многих случаях не позволяют
обеспечить необходимое качество предоставляемых
услуг. Меры социальной поддержки социальных
работников, устанавливаемые органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, по составу и объему нередко
ограничены. Работники социальных служб
на правовом уровне слабо защищены от
проявлений неуважения к их труду, от действий,
препятствующих выполнению ими профессиональных
обязанностей или унижающих их личное
и профессиональное достоинство, а также
действий, которые могут привести к угрозе
причинения или причинению вреда их здоровью. Перегрузка,
непрестижность труда, низкий уровень
заработной платы специалистов по социальной
работе и социальных работников, психологов,
среднего и младшего медицинского персонала
государственных социальных служб порождают
текучесть кадров, ухудшают взаимоотношения
работников и обслуживаемых лиц. «Профессиональное
сгорание» социальных работников и социальных
педагогов не компенсируется осуществляемыми
от случая к случаю мерами по их собственной
социальной реабилитации. Существует дефицит
знаний в области профессиональной деятельности
у значительной части социальных работников,
что отражается на культуре взаимодействия
социальных работников и клиентов социальных
служб, на качестве выполняемой работы.
Этика социальной работы еще не заняла
достойного места в правовом и психологическом
пространстве профессий социального работника
и социального педагога. Путь развития
профессиональной социальной работы,
в том числе на селе, на сегодня единственно
правильный. Действительно, из большинства
выступлений явствует, что крестьянин,
в очередной раз став жертвой «революционных
преобразований», нуждается более всего
в достоверной, а не исходящей от чиновников,
информации, новых для него и доступных
для понимания знаниях в области экономики
и права, экологии и валиологии (науке
о сохранении здоровья). Он нуждается в
человеке – психологе и педагоге, обладающем
достаточными знаниями не только в перечисленных
областях, но способном выслушать, дать
квалифицированный совет, а в отдельных
случаях и помочь реализовать предложенное. Все
это со всей остротой поставило на рубеже
XX-XXI вв. вопросы совершенствования социальной
защиты сельского населения, подготовки
и переподготовки кадров социальных работников
для аграрного региона России, что, в свою
очередь, предполагает проведение специальных
исследований. Для выработки эффективной
социальной политики, определения приоритетов
в развитии сельских территорий, чрезвычайно
важно выявить мнения сельчан о наиболее
важных проблемах современной деревни.
Во время проведения опроса, респондентам
было предложено указать на четыре наиболее
важные, по их мнению, проблемы из перечня,
включающего 20 наименований. Результаты
анкетирования показали, что с большим
отрывом от прочих лидируют следующие
проблемы: безработица (на нее указали
72,5% респондентов), алкоголизм (60,4%), бедность
(51,5%), бездеятельность власти (32,2%). Проблемы
безработицы и алкоголизма больше всего
беспокоят работников социальной сферы
(соответственно, 78,7 и 63,8%); бедность –
пенсионеров (54,4%) и работников сельскохозяйственных
предприятий (55,3%). Среди респондентов
до 25 лет заметно больше по сравнению с
другими возрастными группами озабоченных
недостаточными возможностями получения
и повышения профессионального образования
(26,4%), недостатком развлечений (17%) и тем,
что на селе мало молодежи (17,5%). Таким образом,
трансформационный период, сопровождающийся
обострением материальных проблем сельчан,
широким распространением безработицы
и бедности, снижением доступности социально-культурных
услуг, ухудшением здоровья и снижением
продолжительности жизни, нарастанием
социально-экономического «водораздела»
между городом и селом, привел к ухудшению
социального самочувствия в деревенском
обществе, нарастанию негативных настроений
и формированию значительного протестного
потенциала. Под влиянием накапливающихся
и длительное время не находящих конструктивного
решения проблем, а также негативного
влияния пропагандируемой средствами
массовой информации западной культуры
идет деградация нравственных принципов
и устоев российской деревни. Масштабы
нынешнего социального неблагополучия
села таковы, что делают невозможным устойчивое
развитие страны, более того, они ставят
под угрозу самосохранение российской
государственности. Дальнейшее развитие
негативных процессов в недалекой перспективе
приведет к утрате села как социально-экономической
подсистемы, выполняющей жизненно важную
для общества функцию производителя продовольствия
и сырья для промышленности, а также другие
общенациональные функции: демографическую,
социально-культурную, природоохранную,
рекреационную, социального контроля
над территорией и т.д. Поэтому очевидна
необходимость безотлагательного принятия
государством мер, направленных на стабилизацию
и устойчивый рост сельской экономики,
повышение уровня и качества жизни населения,
снижение масштабов бедности, социально-психологическое
и нравственное оздоровление деревни.
1.2 Организационно-правовые
формы социальной работы на селе
Закономерно, что государственная
социальная политика на селе становится
эффективной только тогда, когда реально
учтены сложившиеся социально-экономические
условия на рынке труда и на рабочем месте,
когда перед селянами открывается более
широкий выбор возможностей активного
участия в экономической и социально-культурной
жизни села. Социальная работа является
мощным сдерживающим фактором социальных
катаклизмов и конфликтов в обществе,
тем более эффективным, чем больше ресурсов
выделяет общество и государство. Возрастает
значение профессионального управления
социальной работой. К основным целям управления
социальной работой можно отнести следующие: 1.Увеличение
степени самостоятельности клиентов,
их способности контролировать свою жизнь
и более эффективно разрешать возникающие
проблемы; 2.Создание условий, в которых
клиенты могут в максимальной мере проявить
свои возможности и получить все, что им
положено по закону; 3.Адаптация и реадаптация
людей в обществе; 4.Создание условий, при
которых человек, несмотря на физическое
увечье, душевный срыв или жизненный кризис,
может жить, сохраняя чувство собственного
достоинства и уважения к себе со стороны
окружающих. Концептуальная платформа
управления системой социальной защиты
должна опираться на следующие положения: 1.Профилактика
социальных болезней; 2.Содействие самореализации
личности; 3.Приоритетность сфер – семья,
дом, община; 4.Интегративность и межведомственность
профессии социальной работы; 5.Ранняя
профессиональная ориентация социальных
работников. Существующей в России модели
управления системой социальной защиты
населения характерны следующие черты: 1.Высокая
концентрация властных полномочий по
управлению социальной защитой населения,
финансовых и материальных ресурсов на
федеральном уровне; 2.Слабое участие в
управлении системой социальной защиты
профсоюзов, негосударственных страховых
структур, институтов гражданского общества; 3.Незавершенность
правового разграничения полномочий федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления в области
социальной защиты населения, несбалансированность
возложенных на них полномочий с ресурсами,
находящимися в их распоряжении; 4.Дефицит
ресурсов в бюджетах всех уровней для
финансирования мероприятий по социальной
защите на фоне неэффективного и нецелевого
использования финансовых ресурсов, наличия
высоких трансакционных издержек и отсутствия
действенного механизма контроля за социальными
трансфертами на федеральном и региональном
уровнях; 5.Высокая доля ответственности
за социальные процессы государства и
практически полное отсутствие социальной
корпоративной ответственности и иных
субъектов социального государства (семьи,
Церкви, благотворительных общественных
организаций и т.д.); 6.Низкий уровень перераспределения
доходов, характеризуемый такими объективными
показателями, как коэффициент фондов
(в России в 2004 году составил 15 раз); децильный
коэффициент (6,9 раз); коэффициент Джини
(по данным официальной статистики – 0,407); 7.Отсутствие
в налоговой системе прогрессивной шкалы
по взиманию подоходного налога; 8.Низкий
уровень общественной (национальной) солидарности
из-за наличия в экономике России большой
доли «теневых» отношений, что ведет к
занижению реальных данных о состоянии
частного бизнеса и, как следствие, занижению
налогооблагаемой базы и объема страховых
платежей либо полному уклонению от налогов
и страховых платежей; 9.Высокая степень
охвата социальными льготами и гарантиями
значительной части населения, как правило,
без учета уровня доходов реципиентов; 10.Низкий
уровень предоставляемых услуг населению
и социальной защищенности граждан, что
иллюстрируется следующими данными: –
минимальная заработная плата ниже прожиточного
уровня и составляет от него 41,5%; – рост
реальной заработной платы отстает от
роста индекса потребительских цен в среднем
на 6% в год; – средний размер назначенных
пенсий ниже величины прожиточного уровня
приблизительно на 20%; – численность населения
с денежными доходами ниже величины прожиточного
минимума составляет более 25 млн. чел.,
что соответствует 17,8% от общей численности
населения России; 11.Превалирование бюджетных
механизмов организации и финансирования
социальной защиты преимущественно на
началах социального обеспечения над
механизмами социального страхования
и социальной самозащиты граждан. Финансирование
социальной защиты населения осуществляется
в основном за счет собираемых государством
налогов и сборов, аккумулируемых в бюджетах
трех уровней и бюджетах государственных
внебюджетных фондов. Причем бюджетные
средства государство направляет не только,
на оказание социальной помощи, но и на
покрытие дефицита бюджетов государственных
внебюджетных фондов, формирующихся за
счет страховых взносов; 12.Отсутствие в
нормативных актах, планах и программах
государства четких принципов, норм, критериев
и механизмов, направленных на построение
адекватной системы социальной защиты,
способной обеспечить устойчивое воспроизводство
населения и высокое качество жизни, на
уровне международных стандартов. В социальной
работе на селе важно учитывать специфику
образа жизни крестьян, традиции, роль
церкви, природы и быта, а также широкую
сеть социальных «приспособительных приемов»:
образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость,
общинная земля и разделение труда. В условиях
села сложно, как по финансовым причинам,
так и по проблемам кадрового обеспечения
и коллективистского прошлого, организовать
специализированные центры, такие как,
например, реабилитационные центры для
детей-инвалидов, кризисные центры для
женщин и др. Поэтому центры социального
обслуживания на селе, по сути, должны
представлять собой комплексные службы,
способные разрешать многосторонние проблемы.
Они должны стать центром культурного
досуга, социальной помощи, образовательной
деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной
работы, добровольческой работы волонтеров. Основным
населением в сельской местности является
категория людей старшего поколения. Пожилые
люди в сельской местности в большинстве
своем нуждаются в квалифицированной
медико-социальной помощи. Весь комплекс
мер, направленных на медико-социальное
обеспечение одиноких пожилых людей и
инвалидов, можно условно разделить на
5 основных направлений: 1.Лечебно-организационные
мероприятия, направленные на своевременный
учет нуждающихся в МСП пациентов, изучение
их потребностей, оказание лечебно-оздоровительных
мер, определение тактики ведения и этапности
оказания помощи, межведомственное сотрудничество. 2.Социально-психологическая
работа (моральная поддержка, развитие
адаптационных возможностей к элементам
самообслуживания, ухода, приготовления
пищи). Психологическая помощь, прежде
всего, должна быть направлена на подготовку
пожилого человека к смене социального
статуса в связи с выходом на пенсию, на
формирование адаптации к потере близких,
болезням, одиночеству, потере дееспособности. 3.Санитарно-просветительная
работа по вопросам личной гигиены и гигиены
жилища, профилактики заболеваний, здорового
образа жизни, вреда самолечения. 4.Рекомендации
по сохранению трудовой и социальной активности
(продолжение посильной трудовой деятельности,
работа на дому и ведение приусадебного
хозяйства, участие в общественной жизни). Из
года в год растет и профессиональный
уровень социального работника на селе.
Ежегодно со всеми социальными работниками
проводится учеба, которая включает в
себя основы психологии, этики, доврачебной
медицинской помощи, знание по пенсионному
законодательству, социальному обеспечению,
санитарным нормам. Перечень услуг на
дому насчитывает более 94 наименований,
из них 64 дополнительные услуги, учитывающие
специфику села. К ним относятся: посадка
овощей, прополка, рыхление, полив, уход
за домашним скотом и птицей, топка бани
и т.д. Большой объем услуг на уход за ослабленными
больными, т.к. 74% от общего количества
обслуживаемых составляют инвалиды и
пенсионеры старше 75 лет. Все заботы о
них лежат на рядовом социальном работнике.
Большая востребованность социального
работника на селе определяется как демографической
ситуацией (в селах проживает от 25% до 50%
людей пенсионного возраста) и условиями
проживания (отсутствие удобств, отдаленность
от торговых центров и поликлиник). 5.Социально-правовая
работа (ознакомление с правами, льготами,
по вопросам медицинского и лекарственного
обеспечения). Сельские пожилые нуждающиеся
граждане, независимо от отдаленности
их проживания, в обязательном порядке
должны получать специальную обувь, поручни,
ходунки или более сложные вспомогательные
средства, предусмотренные в индивидуальных
программах реабилитации. Жизнь пожилых
сельчан должна быть полноценной за счет
увеличения надомных социальных услуг
и максимального предоставления им средств
реабилитации. Крайне важным является
наличие у каждого старого человека какой-то
жизненной цели, не считая самого предупреждения
старости или желания прожить дольше.
В процессе реабилитации необходимо развить
заинтересованность старого человека,
в том, что его жизнь служит чему-нибудь
или кому-нибудь. Важнейшие компоненты
успешной реабилитации и гериатрической
профилактики – противодействие общественной
изоляции и одиночеству, пробуждение интересов,
оживление социальных контактов, поощрение
независимости, выбор осмысленной работы. Иначе
говоря, даже если наши старики будут обеспечены
всем необходимым и у них не будет проблем
с жильем, продуктами питания, своевременной
медицинской помощью, едва ли они почувствуют
себя счастливыми без возможности общения
и без человеческого участия. Поэтому
социальные работники стремятся совместно
с работниками сельских клубов и библиотек
привлекать пожилых сельчан к участию
в различных мероприятиях для ветеранов,
в читательских конференциях, встречах
с депутатами, членами областного правительства
и заслуженными земляками. Одной из форм
организаций социальной работы могут
являться социально-консультативные пункты
(агентства) органов социальной защиты
по месту жительства, на территории муниципальных
образований городов и районов. Основная
цель создания социально-консультативных
пунктов (в дальнейшем социальных агентств): –
совершенствование взаимодействия государственной
(муниципальной) власти с населением, проживающим
на данной территории; – оказание действенной
и эффективной помощи, нуждающимся гражданам
по различным вопросам; – обеспечение
доступности социальных услуг всем нуждающимся; –
повышение инициативы жителей в решении
вопросов местного значения; – социальная
поддержка и реабилитация семей «Социального
риска» и др.; – развитие социальной инфраструктуры
территорий. Во главу угла ставится работа
с людьми как членами сообщества разных
уровней. Задача социально-консультативных
пунктов (агентств) по месту жительства
выделить систему наиболее близких или
смежных, но существенных для решения
поставленных социальных проблем. Это
системы отдела ЗАГС, здравоохранение
(больницы, поликлиники, Дома ребенка,
интернаты, детские дома и т.д.), отдел по
делам молодежи (клубы по интересам), службы
для молодежи, отдел культуры (библиотеки,
кинотеатры, музыкальные, художественные
школы и др.), комитеты физкультуры и спорта
(спортивные секции, клубы), образования
(школы, детские сады, дополнительные учреждения
образования). Предприятия и организации,
использующие труд трудоспособных членов
семьи, Управление внутренних дел (пост
милиции, общественный пункт охраны правопорядка),
жилищно-коммунальные службы (РЭУ, ДЭУ),
социальные приюты и другие общественные
институты. В качестве социальной поддержки
сельских жителей актуальным является
организация и развитие на селе различных
промыслов, ремесел, мини-цехов по переработке
сельскохозяйственной продукции, малых
производственных участков. Это позволяет
создать не только дополнительные рабочие
места, но и повысить материальный уровень
их жизни. А для пожилых людей, вовлечение
в какую-либо деятельность будет способствовать
активизации их внутреннего потенциала,
преодолению как субъективного чувства
одиночества, так и появлению чувства
уверенности в том, что они могут быть
чем-то полезны обществу. Важной формой
в условиях сельской местности для решения
проблем пожилых людей являются организация
группы самопомощи, так как старики часто
уже в силу своего возраста и возможной
инвалидности не могут о себе позаботиться
в должной мере. Их физические дефекты
усугубляются еще и следственными психологическими
проблемами, а социальные службы в большинстве
глухих сел и деревень отсутствуют, а люди
все же в помощи нуждаются. Поэтому является
очень важной поддержка соседей и близких.
Группы самопомощи и взаимопомощи – это
небольшие группы (5-7 человек), которые
объединяют живущих поблизости и имеющих
периодические контакты людей. Они возникают
нередко спонтанно, чаще их организует
один из наиболее активных будущих членов,
иногда социальный работник, оказывающий
им бытовую помощь. В организации взаимопомощи
реализуются различные функции групп.
Их члены: 1)получают рекомендации, как
преодолевать возникающие затруднения; 2)в
случае необходимости получают материальную
помощь; 3)чувствуют к себе внимание и поддержку.
Эта помощь имеет особый смысл, так как
исходит от людей, переживших подобные
затруднения. Помогающий и тот, кому помогают,
становятся равными хотя бы в том, что
перед ними стоят одинаковые проблемы.
Обнаружив, что казавшиеся им исключительными
обстоятельства выпадают и на долю других,
люди больше не чувствуют себя одинокими
в борьбе с этими обстоятельствами. Проецируя
на сельскую местность эти группы могут
содержать не 5-7 человек, а например, целую
улицу, помощь может носить и натуральный,
и материальный характер, т.е. определенные
изменения вносит специфика поселения. В
последние годы государство, региональные
самоуправления и разнообразные фонды
стали разрабатывать и реализовывать
разнообразные региональные целевые программы
– социальные проекты для регионов всероссийского
масштаба. Например, такой как «Поддержка
развития социальных услуг для пожилых
людей и инвалидов, проживающих в сельской
местности России», который стартовал
в 2007 году. Цель проекта – способствовать
повышению доступности и качества социальных
услуг, оказываемых пожилым людям и инвалидам
на селе, путем проведения мероприятий
по обучению работников социальных служб
и содействия им в усовершенствовании
своих профессиональных знаний, навыков
и умений, необходимых для успешной деятельности
в трудных условиях сельской местности.
Основной задачей проекта является определение
наиболее эффективных методов работы
с этой категорией населения. Социальная
политика на селе должна быть связана
с совершенствованием социальной работы,
подготовкой и переподготовкой кадров
социальных работников для сельской местности,
укреплением прав и социальных гарантий
в сфере занятости населения, защитой
уязвимых слоев граждан, обеспечением
им душевого дохода не ниже прожиточного
минимума. Основной акцент в социальной
защите трудоспособного населения должен
быть сделан на формировании системы социального
страхования как наиболее эффективной
формы социальной защиты. Также в настоящее
время необходима система адресной социальной
помощи малообеспеченным слоям сельского
населения. Социальная помощь должна предоставляться
отдельным действительно нуждающимся
лицам или группам населения для преодоления
жизненных трудностей, поддержания их
социального статуса полноценной жизнедеятельности,
адаптации в обществе. Социальную защиту
сельского населения следует ориентировать
не на пассивные, а на активные формы ее
проведения. Также очевидна необходимость
дифференцированного подхода к социальной
защите различных групп населения. Социальная
помощь должна быть адресной и оказываться
тем людям, которые в ней действительно
нуждаются. Дифференцированный подход
к социальной защите различных групп населения
позволяет оказывать людям более эффективную
помощь в трудных условиях современных
реформ. Анализ развития складывающихся
институтов социальной защиты в России
показывает необходимость сохранения
и укрепления роли государства в этом
вопросе, что в свою очередь, не исключает
децентрализации социальной политики,
то есть передачу ряда функций и средств
муниципальным органам управления. Социальная
защита сельского населения в условиях
современных реформ должна стать одной
из важнейших задач органов государственного
и муниципального управления. Органам
местного самоуправления необходимо обеспечить
нормальные условия жизнедеятельности,
удовлетворение материальных и духовных
потребностей населения, создание условий
для воспитания, физического, психического
и духовного развития детей и др. Необходимо
разрабатывать муниципальные программы
с сочетанием государственных мер для
социальной защиты сельского населения. Для
преодоления существующих трудностей
в социальной сфере органам местного самоуправления
важно не только четко исполнять федеральные
и региональные законы, но и самим, в пределах
своей компетенции, более активно участвовать
в поиске и создании новых форм и видов
социальной защиты сельского населения.
Чтобы повысить эффективность социальной
помощи малообеспеченным категориям сельского
населения необходимо, во-первых, иметь
представление о данных слоях общества,
о том, что они обладают разным уровнем
материальной обеспеченности, состоянием
здоровья, неодинаковыми жилищными условиями,
семейным положением и другими социально-демографическими
характеристиками. Во-вторых, необходимо
выявить основные проблемы, потребности
разных групп сельского населения. В-третьих,
определить наиболее подходящие пути
и формы оказания социальной помощи нуждающимся
людям. Необходима разработка такой системы
социальной защиты сельского населения,
которая сочетала бы государственные
меры с муниципальными программами. Таким
образом, для реализации комплексной системы
социальной защиты населения в условиях
резкого обострения социальных противоречий
необходимо осуществление широкого спектра
экономических, политических, правовых
и иных мер, обеспечивающих прогрессивное
развитие общества. Система социальной
защиты населения предполагает интеграцию
и дифференциацию политических, экономических
и социальных институтов в обществе, с
ориентацией на решение текущих и перспективных
вопросов социальной безопасности и защиты
населения в экстремальных и кризисных
ситуациях. Помимо мер сугубо ситуативного
реагирования в виде временной материальной
помощи остро нуждающимся группам сельского
населения, целесообразен поиск долговременных,
организационных форм стабилизации уровня
жизни людей. Представляется целесообразным
не только осуществлять социальную защиту
сельского населения в трудных условиях
перехода к рыночной экономике, но и вообще
обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности,
удовлетворять материальные и духовные
потребности человека, создавать условия
для воспитания, физического, психического
и духовного развития.
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В СЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ
2.1 Особенности социальной работы
на селе: сущность, структура, проблемы
Проблема социальной защиты
человека, проживающего в непростых
социальных и экономических условиях
жизни современного села, актуальна
как для стабильно развивающегося,
так и для кризисного общества.
Сельский сектор нашей страны, где
сегодня проживает 27% населения (21 млн.
женщин и 19 млн. мужчин), всегда отличался
более низким уровнем социальной жизни,
тяжелыми условиями труда и быта.
В переходные, как правило, кризисные периоды
общественного развития, когда целью и
предназначением социальной политики
государства становится выработка действенной
системы мер по социальной поддержке особо
нуждающихся и наиболее социально незащищенных
граждан, сельское население попадает
в категорию социальных групп, требующих
пристального внимания государства. Цель
социальной работы на селе — вносить социальные
изменения в жизнь человека, его семьи,
жизнь общины. Все средства социальной
работы на селе должны быть использованы
во имя благополучия сельского жителя,
развития ресурсов для удовлетворения
индивидуальных, групповых, общественных
потребностей. Защита социальных прав
жителей села становится важнейшей задачей
социальной работы. Специфика социальной
работы на селе обусловлена многими факторами.
Во-первых, особенностью ценностных ориентаций
психотипа сельского жителя, который отличается
определенным консерватизмом, основательностью,
неторопливостью, приверженностью традициям,
терпимостью, непритязательностью в быту,
бережным отношением к природе. Нужды,
потребности, интересы жителя села, во
многом обусловленные сельским образом
жизни, определяют содержание социальной
работы, ее формы и методы; во-вторых, социальными
условиями жизни, труда, быта, досуга, проблемами,
порождаемыми этими условиями; в-третьих
особенностями сельской социальной среды,
которой присущи открытость жизни каждой
семьи, тесные соседские связи, сохранившиеся
традиции общинных взаимоотношений, занятость
населения преимущественно сельскохозяйственным
трудом, близость к природе.
Многие факторы значительно осложняют
социальную работу на селе:
1.Ограниченный доступ к услугам. Большинство
сельских жителей имеют ограниченный
доступ к таким социальным услугам, как
образование, здравоохранение, культура,
социальное обеспечение, психиатрическая
помощь и др. Ограничен доступ жителей
села к услугам инженерной инфраструктуры
— водоснабжению, газификации, санитарной
очистке, электроснабжению, телекоммуникациям.
Многие сельские жители, преимущественно
преклонного возраста, живут в отдаленных
деревнях, где зачастую нет дорог, магазинов,
медпунктов, телефонов. Отставание от
городских удобств в плане коммунального
обустройства жилых домов и их газификации
столь очевидно, что позволяет говорить
о социальной обездоленности жителей
многих российских сел и деревень.
2.Низкий уровень государственной социальной
помощи. Социальные службы, как правило,
расположены в городах и райцентрах. Многие
сельские жители вообще не получают никакой
социальной помощи из-за отсутствия в
общинах профессионально подготовленных
кадров, бездорожья, отсутствия транспортных
средств. Часто социальной работой занимаются
люди недостаточно квалифицированные.
В сельских общинах очень мало профессионально
подготовленных социальных работников,
социальных педагогов, в то время как потребность
в развитии социальной работы на селе
наибольшая. Услуги других специалистов
по социальной работе, психологов, психиатров,
врачей-наркологов, дефектологов, юристов
являются недостижимыми для сельских
жителей. В сельской местности очень мало
активно действующих общественных организаций
социальной направленности. Иногда функцию
социальной помощи населению добровольно
берет на себя какой-либо институт (школа,
церковь, сельский клуб, музей). Многие
сельхозпредприятия, акционерные общества
в силу тяжелого социально-экономического
положения устранились от финансирования
социальных программ. Немного на селе
представителей новой социальной прослойки
общества — предпринимателей, способных
и желающих оказать финансовую поддержку
развитию социальной работы на селе; изолированность
и территориальная отдаленность. Сельские
жители, проживающие на территории одной
сельской (поселковой) администрации,
как правило, рассеяны на больших площадях,
удаленных друг от друга деревень. Их гораздо
труднее обслуживать, учитывая сельское
бездорожье и транспортные проблемы. Территориальная
отдаленность общин сокращает возможности
профессиональных контактов, общения
социальных работников с коллегами, ограничивает
им доступ к новейшей литературе. Эти проблемы
усугубляются еще и тем, что лишь немногие
сельские общности сегодня связаны с городами
информационно-телекоммуникационной
связью. Подобная ситуация может вызвать
у социальных работников ощущение изолированности
и стресса. 3.Отсутствие конфиденциальности.
В небольших городах, рабочих посёлках,
селах и тем более в деревнях невозможно
поддерживать тот уровень конфиденциальности,
какой может быть обеспечен в городах.
Социальные педагоги, социальные работники,
проживающие на территории обслуживаемой
ими общины, естественно, имеют неформальные,
дружеские отношения с клиентами, отношения,
выходящие за рамки профессиональной
связи. Это затрудняет соблюдение профессиональных
требований конфиденциальности. 4.Консерватизм
и социальная инертность. Сельские жители
в силу своей ментальности и образа жизни
менее мобильны, чем городские жители.
Они труднее перестраиваются, медленнее
приспосабливаются к новым условиям жизни.
Жизнь приучила их настороженно относиться
к новациям, которые не всегда приводят
к желанным результатам. Многие из них
привыкли рассчитывать только на собственные
силы. В целом сельское население отличается
более низким уровнем социальной активности
в отстаивании своих прав на улучшение
условий жизни и более высоким уровнем
организованности в периоды избирательных
кампаний. 5.Низкий образовательный уровень
населения. Уровень образования сельских
жителей гораздо ниже, чем городских. Это
обусловливает менее выгодное положение
сельской общины при включении ее населения
в процесс социального развития.
6.Недостаточная анонимность. Социальные
работники, социальные педагоги, особенно
горожане, могут испытывать трудности
из-за того, что не могут оградить от жителей
села свою личную жизнь. Им трудно приспособиться
к ситуации недостаточной анонимности
частной жизни.
7.Слаборазвитая социальная инфраструктура.
Социальная работа на селе осуществляется
в условиях слаборазвитой социальной
инфраструктуры. В сельской местности
в целях улучшения социальной работы не
всегда можно использовать возможности
Дома культуры, сельского клуба, библиотеки,
фельдшерско-акушерского пункта, музеев,
так как скудность муниципального бюджета
заставила многие учреждения соцкультбыта
прекратить свое функционирование.
В целом социальная работа на селе организуется
в условиях ограниченных ресурсов: ограниченной
помощи государственных органов, общественных
организаций, частных инвесторов, дефицита
квалифицированных кадров социальной
сферы, в сложных условиях жизнедеятельности
человека и окружающей его социальной
среды. Все это позволяет рассматривать
социальную работу в сельской местности
как специализированный вид социальной
практики, который требует использования
специальных приемов управления социальной
ситуацией развития личности и специальной
профессиональной подготовки кадров.
Работу в сельской общине можно квалифицировать
как одну из сложных сфер социальной работы,
требующих строгого профессионального
отбора специалистов, прежде всего, по
личностным качествам, чтобы исключить
высокую текучесть кадров и того, что называется
«профессиональным сгоранием».
Практика показывает, что направления
социальной работы в том или ином сельском
территориальном объединении определяются
проблемами его жителей. Однако выбранные
приоритеты не остаются неизменными. Они
меняются в соответствии с динамично меняющейся
жизнью. Появление новых проблем рождает
новые направления социальной работы.
Вместе с тем, как показывает практика,
для сельской социальной практики в целом
характерно решение следующих типичных
проблем:
1)оказание социально-терапевтической
помощи людям в обретении душевного равновесия,
нарушенного резким падением жизненного
уровня, психологической устойчивости
к тяготам современной жизни, в преодолении
жизненных проблем. Не менее значимо и
такое направление социальной работы,
как распространение знаний о выживании
человека в экстремальных условиях (при
дефиците материальных средств, продуктов
питания, при затяжной болезни и других
социальных ситуациях), а главное, как
показала практика, — о правах и льготах
граждан, гарантированных государством;
2)проблемы алкоголизма, поскольку при
отсутствии служб наркологической и психиатрической
помощи, невысоком культурно-образовательном
уровне населения злоупотребление алкоголем
приобретает угрожающие по своим последствиям
размеры;
3)помощь пожилым людям (в некоторых регионах
их число
достигает 30%) в решении бытовых, социально-медицинских,
социально-психологических, социально-педагогических
проблем;
4)социальное обслуживание, медицинская,
профилактическая работа с тружениками
агропромышленного комплекса, подверженными
многим профессиональным заболеваниям; 5)обеспечение
досуговой занятости детей, подростков,
молодежи, взрослого населения. Чтобы
досуговые занятия способствовали развитию
личности, необходимо акцентировать внимание
не столько на развлекательной направленности
досуга, сколько на развитии человека
в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном,
духовном, социальном плане;
6)трудообеспечение граждан, содействие
в поисках новых рабочих мест, переподготовке
специалистов; 7)помощь в развитии личных
подсобных хозяйств посредством внедрения
образовательных программ сельскохозяйственной
подготовки;
8)помощь молодым семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, воспитывающихся
на дому, внедрение альтернативных форм
дошкольного образования;
9)содействие беженцам, вынужденным переселенцам
и безработным горожанам в трудоустройстве,
социальной адаптации к новым условиям
жизни;
10)социальная помощь населению в активизации
природоохранительной деятельности, профилактике
негативных воздействий загрязненной
природной среды, последствий ее влияния
на здоровье человека;
11)устранение межнациональных и межэтнических
конфликтов, налаживание добрососедских
отношений.
Не менее значимы проблемы глубинного
плана, от решения которых в немалой степени
зависит судьба человека: социальное обслуживание
(в разных видах и формах), повышение культурно-образовательного
уровня сельского населения, формирование
здорового образа жизни, развитие духовных
ценностей в сельском социуме, укрепление
института семьи, формирование жизнеспособности
личности в условиях социальных катаклизмов
и др.
Как показывает практика, важным средством
активизации социальной работы на селе
являются опора на традиционные источники
выживания сельского жителя, использование
исконных способов организации жизнедеятельности
человека в экстремальных ситуациях, восстановление
и укрепление традиций общинной жизни.
Главными позитивными социально-психологическими
факторами, которые необходимо учитывать
при активизации социальной работы на
селе, являются:
1.Тесное срастание со средой обитания.
Для сельского жителя общие условия и
ресурсы окружающей природной среды: плодородие
земли, состояние почвы, климат, погодные
условия, обеспечение
водными ресурсами, рельеф местности,
богатства растительного и
животного мира и т.д., — остаются решающими
факторами в организации жизнеобеспечения.
Как правило, сельские жители досконально
знают особенности своей местности. Причем
экологическая
составляющая определяет выбор системы
земледелия, состав культивируемых растений
и пород животных, соотношение разных
отраслей хозяйства, характер поселения
и расселения, способы коммуникаций и
даже конкретные формы социальных общностей.
Из
окружающей природной среды сельский
житель традиционно черпает средства
для укрепления своего здоровья, лечения
болезней.
В процессе хозяйственной деятельности
он ориентируется на многолетние наблюдения
за погодно-климатическими закономерностями
в их взаимосвязи с различными природными
явлениями. Традиционные ценности каждого
этноса неотделимы от среды его обитания.
Экологическая обстановка, присущая тому
или иному социуму, — важнейший источник
формирования национального характера,
оздоровления и организации жизнедеятельности
сельских обществ.
2.Личное подворье. Исторический опыт жизнедеятельности
сельской семьи свидетельствует, что во
все времена основным средством ее выживания
был труд на личном подворье. Независимо
от существующего общественного строя,
политической и экономической ситуации
в стране, трудясь на земле, семья сможет
прокормить себя. Труд на личном подворье
— самая надежная гарантия социальной
защиты сельского населения. Расчеты специалистов
показывают, что, имея участок земли площадью
6 соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной
продукцией семью из четырех человек.
Но это возможно только при правильном
ведении хозяйства. Поэтому социальные
работники и социальные педагоги должны
вооружать сельских жителей сельскохозяйственными
знаниями, повышать культуру сельскохозяйственного
производства.
3.Приверженность традициям. В сельской
местности проживает в основном коренное
население страны, унаследовавшее историческую
память предшествующих поколений. Крестьянство
по-прежнему ориентируется на традицию,
которая является для него непреложным
законом хозяйственной и всякой иной деятельности.
Зависимость хозяйственной деятельности
и всего жизненного уклада общества от
природы диктовала ориентацию на воспроизведение
прежних образцов, унаследованных от предков.
Отход от производственного и экологического
опыта многих поколений мог обернуться
катастрофой. В тех или иных видах на селе
сохранились различные формы взаимопомощи,
кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной
продукции, содержания скота и др. Эти
факторы являются главными в профессиональной
деятельности сельского социального педагога
и социального работника.
4.Роль семьи. Семья в деревне воспринимается
как хозяйственная единица, как форма
правильной организации жизни взрослого
человека, как источник поддержки и средство
выживания. В сельской местности в понятие
«семья» вкладывается нечто большее, чем
в городе. Семья на селе — это и родные
братья (сестры), и близкие родственники,
и прошлые поколения, связанные с живущими
невидимыми нитями. Благополучное существование
семьи во многом зависит от ее способности
максимально мобилизовать силы и средства
для самообеспечения. В период кризиса
сельская семья имеет весьма ограниченный
выбор места работы и, соответственно,
источников доходов. Это, в свою очередь,
снижает возможности потребления и неизбежно
приводит к поиску компенсирующих недостаток
денежных ресурсов, видов занятости и
иных способов получения доходов. Многие
семьи почти полностью живут за счет своего
хозяйства. Сельская семья более стабильна,
чем городская, сельские женщины проявляют
гораздо большую терпимость в браке, чем
городские. Дети очень часто занимают
первое место в системе семейных предпочтений.
5.Роль систем неформальной поддержки.
В сельской местности взаимосвязи людей
и их солидарность в ощущениях и идентичности
приводят к сильной взаимозависимости
друг от друга. Поэтому сельские жители,
опираясь на сохранившиеся традиции общинной
жизни, чаще обращаются за помощью друг
к другу, чем к поддержке государственных
и общественных структур. Межсемейная,
дружеская, соседская, родственная взаимопомощь
имеет разные формы: «натуральная» помощь,
взаимообмен с другими семьями, дарение,
помощь в строительстве дома, присмотр
за детьми, помощь по хозяйству и др. Механизм
взаимопомощи, посредством которого в
орбиту взаимной поддержки вовлекается
большое число участников, — важное средство
социальной защиты человека. И этот фактор
необходимо учитывать социальному педагогу
и социальному работнику.
6.Межсемейная кооперация. Часто без помощи
государства и других структур люди сами
организуют домашний или семейный бизнес,
мобилизуя наработанные прежде связи,
устанавливая контакты с городскими родственниками,
заставляя проявлять интерес неформальных
кредиторов, активно используя потенциал
семейной экономики. Имеется много примеров
того, когда несколько семейств, объединив
свои силы и возможности, сообща заготавливают
сено, сажают картофель, убирают урожай,
большой партией поставляют на рынок молочную
и мясную продукцию, разделяют между собой
обязанности по ведению своих хозяйств.
Многостороннее кооперирование становится
основой существования личных подсобных
хозяйств.
7.Роль общественного мнения. В пространственно
ограниченной сельской среде большое
значение имеет общественное мнение. К
примеру, действиям властей, когда они
ориентированы на личную выгоду, очень
часто противостоят сложившиеся на селе
традиции общинности, коллективного действия
сельских жителей, с которыми руководитель
вынужден считаться. В таких случаях руководитель
не может, игнорируя последующую реакцию,
снять с должностного поста бригадира
или специалиста, который пользуется поддержкой
и уважением людей. В большей степени это
сопротивление ощущают руководители-«чужаки»,
т.е. те, которые не были изначально его
жителями — «своими» в сознании местных
селян. Но не везде рядовые люди способны
на противостояние власти имущих. И это
обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным
способом влияет на ситуацию в селе в целом
и на положение каждой семьи в отдельности.
Как видим, социальная работа на селе,
будучи новым видом профессиональной
социальной деятельности, должна вписаться
в сложную систему социальных отношений,
базирующихся на исторических, культурных,
хозяйственных традициях той или иной
сельской социальной общности и занять
в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно
хорошо знать и понимать психологию сельского
жителя, уважительно относиться к традициям
данной местности, использовать исторический
опыт социальной защиты человека и при
этом привнести новейшие профессиональные
знания в оказание помощи человеку, его
семье, общине.
В целом социальная работа на селе определяется
конкретной социальной ситуацией, с которой
сталкивается социальный педагог или
социальный работник и которая требует
своих методов, своих приемов решения,
особой формы социального участия.
2.2 Социальная поддержка сельского
населения
Внимание правительств, международных
неправительственных, коммерческих организаций,
научного мира к «крестьянскому вопросу»
диктуется грамотной значимостью крестьянства
в современном мире, его вкладом в экономику,
культуру, духовную жизнь страны, его исторической
ролью в социальных преобразованиях, как
в развитых, так и в развивающихся странах. Вместе
с тем во многих странах сельским сектором
продолжают пренебрегать. Имеющиеся ресурсы
используют для инвестиций в промышленность,
поддержания государственных служб, улучшения
городской инфраструктуры и условий жизни
в городах. Сельскому населению во многих
странах все труднее становится уйти от
проблем бедности. Медленно идет процесс
интеграции крестьянства в национальные
и мировые сообщества. Неадекватным его
социальному статусу остается отношение
правительств к удовлетворению базовых
потребностей сельских жителей, проживающих
в сложных социально-бытовых условиях
сельской местности. Качество и благополучие
жизни крестьян, их социальные условия
жизни резко отличаются от качества жизни
людей в городских условиях. При этом в
стороне правительственных кругов проявляется
определенная недальновидность, так как
очевидно, что включение сельского социума
в приоритеты экономической и социальной
политики может стать одной из главных
стратегических магистралей выведения
таких стран, как, например, Россия, из
кризиса. Именно сельскому социуму должен
быть отдан приоритет в развитии социальной
работы в силу его специфики, которая может
стать основой дальнейшего развития социальной
работы как профессии, если рассматривать
сельских жителей как одну из категорий
социально перспективного контингента
любой страны. Социальные работники в сельских
местностях работают с различными группами
детей, семей, старыми людьми, инвалидами
и так далее. Они работают в относительно
изолированных, небольших местных и окружных
учреждениях и сталкиваются с множеством
сложных проблем. Специализированные
службы, общераспространенные в городских
районах, как правило, обычно отсутствуют.
Работник должен быть опытен в оценке
проблем и при оказании услуг, строго ориентироваться
на социальные технологии, такие как индивидуальная
и групповая психотерапия или организация
общины, на практические области и т.д. Помимо
навыков и умений, связанных с людьми,
социальный работник общего профиля должен
знать, как планировать, реализовывать
и оценивать программы, как защищать необходимые
социально-политические реформы в политической
системе, как эффективно работать с органами
государственного управления разных уровней,
а также с официальными и неофициальными
структурами сельской общины. Кроме того,
сельские социальные работники должны
быть хорошо знакомы с культурными характеристиками
разных этнических и расовых групп, которые
они будут обслуживать. Сельские общины
далеко не однородны. Также необходимы
новаторские подходы к непрерывному образованию
и подготовке социальных работников. По
возможности приоритет должен отдаваться
инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи,
технологии. Кроме того, сельские социальные
работники должны иметь специальную подготовку
по использованию систем неформальной
поддержки при решении проблем своих клиентов.
Как упоминалось выше, сельские жители
придают большое значение личным связям
и связям со своей местной общиной и менее
склонны искать помощи на стороне, чем
городские жители. Сельский социальный
работник должен уметь оценить и задействовать
систему неформальной поддержки – семью,
церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить
потребности нуждающихся и удовлетворить
их. Ключевой проблемой сельского социального
развития остается создание социальной
инфраструктуры, которая обеспечит доступ
сельских жителей к современным и эффективным
услугам: образованию, здравоохранению,
культуре, телекоммуникации, водоснабжению,
электроснабжению, транспорту, работе,
профессиональному обучению для всего
сельского населения. Решение этих задач
в немалой степени зависит от социальных
служб. Необходима новая парадигма развития
социальной работы, нацеленная на повышение
человеческого достоинства и осознание
ценности человеческой личности как субъекта
преобразований своей жизни. Суть новой
парадигмы, опираясь на опыт России, последователь
М. Гурьянова характеризует следующим
образом: — создание социальных служб
непосредственно в общинах; — развитие
оптимальной модели социальной работы
в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям,
традициям жителей данной местности; —
целостный межведомственный подход к
структурированию социальной работы в
каждой общине, позволяющей вести комплексное
обслуживание всех жителей общины: и детей,
и взрослых; — развитие и подготовка квалифицированного
персонала – общинных социальных педагогов,
осуществляющих социальный патронаж семей,
и социальных работников, специализирующихся
на поддержке проблемных групп клиентов; —
приоритет превентивных и развивающихся
форм социальной работы; — вовлечение
населения в работу по оказанию помощи
нуждающимся, в работу по принятию решений
и социальной политике муниципалитета; —
признание роли добровольных, благотворительных,
религиозных организаций и включение
в официальную систему социального обеспечения. Социальные
службы в общине можно развивать на базе
местной школы как наиболее устойчивом
звене социальной сферы, превратив ее
в общинный центр социальной работы с
детьми и взрослыми, семьями, пожилыми
и инвалидами. В центре могут работать
социальные педагоги и социальные работники,
культорганизаторы, медицинские социальные
работники, психологи. В качестве консультантов
можно привлекать юристов, экономистов,
других специалистов из города. Как комплексная
социальная служба, центр становится организатором
культурного досуга, социальной помощи,
образовательной деятельности, физкультуры
и спорта, благотворительной работы, общественного
и производительного труда, добровольческой
работы волонтеров. В социальной работе
на селе учитываются специфика образа
жизни крестьян, народные обычаи и традиции,
роль семьи и церкви, природы и быта, а
также широкая сеть социальных «приспособительных
приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная
щедрость, общинная земля и разделение
труда, которые помогают крестьянам выравнивать
неизбежные провалы в семейных ресурсах. Опыт
социальной работы многих стран мира позволяет
и в сельском социуме отстаивать следующий
тезис: побуждение людей к работе и улучшение
условий их труда имеют приоритет иждивенчества,
ведут к снижению уровня жизни бедных
слоев. Акцент на «трудообеспечение»,
а не на «благообеспечение» является более
милосердным актом государства по отношению
к малоимущим. В проблеме обеспечения минимального
дохода крестьян кроме четких физиологических
параметров нужно рассматривать его социальные
и культурные аспекты. Сегодня социальные
работники становятся поборниками мира
на всей планете в целом. Поэтому социальная
работа должна рассматриваться не только
как форма и принцип профессионального
действия по отношению к отдельному человеку,
группам людей, но и как элемент конструктивных
социальных изменений в общечеловеческом
контексте.