Спорт и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования являются экономические и идейные начала философии спорта и религии, данные, полученные в ходе анализа исторических путей взаимоотношений спорта и религии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СПОРТА И РЕЛИГИИ…………………5
1.1. Исторический путь взаимоотношений религии и спорта……………...5
1.2. Сближение церкви и спорта в XIX-ХХ в. в…………………………….11
1.3. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на
современном этапе…………………………………………………….....15
ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСС НА ТЕМУ:
РЕЛИГИЯ И СПОРТ……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

Социология ФКиС.docx

— 49.56 Кб (Скачать файл)

"Мирская этика" пуритан  поощряла скопидомство, расчетливость,  трудолюбие, поклонение богатству  и презрение к бедности. Пуритан  отличали упорство в достижении  цели и религиозный фанатизм.

Отражая интересы буржуазии  эпохи первоначального накопления, кальвинисты провели ряд реформ, направленных на утверждение "мирского аскетизма". Они добились упразднения  пышного католического культа, обязательного  посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд  и т. д. Пуритане носили простые платья, питались грубой пищей, жили в простых  жилищах, отрицали поэзию любви. С этих же позиций "мирской аскетизм" повел наступление на феодальные спортивные традиции, а вместе с  ними и на народные развлечения, в  том числе и на спортивные состязания. Число народных праздников было сокращено  до минимума, а воскресные спортивные состязания были вообще запрещены.

В то же время церковь  довольно снисходительно относилась к  занятиям физическими упражнениями молодых представителей буржуазии. Аристократические формы физического воспитания, такие, как охота, стрельба, верховая езда, не были доступны зарождающейся буржуазии. Тогда она обратила внимание на состязания, которые ради заработка устраивались выходцами из народа. Группы профессионалов бродили из одной местности в другую, устраивая соревнования в беге, прыжках, бросании тяжестей и т. п., деля между собой скудный заработок.

Именно такие состязания получили достаточно широкое распространение  в XVII – XVIII вв. О занятиях же спортом  широких слоев простого населения  в этот период не могло быть и  речи. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, англиканская церковь не одобряла, а иногда запрещала подобные занятия, а во-вторых, представители, например, рабочего класса просто не имели  возможности заниматься физическими  упражнениями, так как рабочий  день человека, трудящегося на мануфактуре, продолжался 12–16 часов в сутки.

Таким образом, к концу XVIII в. в Англии пуританские заповеди "мирского аскетизма" проповедовались  и насаждались в среде народных масс, в буржуазных же кругах, ранее  склонных к пуританским ограничениям, развивается интерес к занятиям физической культурой.

    1. Сближение церкви и спорта в XIX-ХХ в. в.

Изменение отношения церкви к спортивным состязаниям в XIX и  начале XX в. связано с двумя факторами: упадком влияния церкви в общественной жизни и бурным развитием спорта. В докапиталистических формациях  церковь выступала как главная  идеологическая сила, которая санкционировала  и освящала существующие порядки. С  победой капитализма положение  церкви и ее организаций изменилось.

Наука, искусство, философия  начали вырываться из религиозных пут, оказывая все возрастающее воздействие  на жизнь общества. В ряде стран  церковь отделяется от государства, теряя при этом правовые функции.

В первой половине XIX в. спортом  занимались лишь немногие. Он был уделом главным образом представителей имущих классов и сосредоточивался в основном в учебных заведениях. С середины же века начинается бурное распространение спорта в Англии, где в 40-х годах, наконец, был снят запрет на публичные игры.

Из Англии спорт начал  шествие по всем странам мира. В 1850 г. за пределами Англии существовало лишь несколько дюжин спортивных клубов, а в 60-х годах не было такой  страны на всех континентах, за исключением  Африки, где бы не пустила корни какая-либо форма современной спортивной деятельности. Стали проводиться международные соревнования по конным кроссам и стрельбе. Молодежь Европы была охвачена горячкой велосипедных состязаний. Наряду с получившим распространение в Голландии скоростным бегом на коньках, стали популярными лыжные соревнования в Скандинавских странах. Спорт получает признание не только в учебных заведениях, но и среди рабочей молодежи. В Европе и Соединенных Штатах Америки создаются, хотя еще немногочисленные, рабочие спортивные союзы.

Видя растущую популярность спорта и тягу молодежи к занятиям физическими упражнениями, церковь, решила использовать это явление  в своих интересах.

Наиболее активно повела себя протестантская церковь. Свободная  от догмата о греховности тела, свойственного католицизму, она  приступает к созданию организаций, сыгравших значительную роль в развитии спорта и привлечении к нему молодежи.

Речь идет о создании Ассоциации молодых христиан. Из всех клерикальных организаций, которые культивировали и культивируют физические упражнения, эта организация является самой  значительной. В Ассоциации молодых  христиан раньше, чем в каких-либо других организациях, физическое воспитание было использовано, по признанию американского  теоретика спорта Р. Т. Мак-Кензи, "не только для общего воспитания, но и для закрепления своего влияния на молодежь".

Первая организация молодых  христиан возникла в Англии в 1844 г. Ее создал мелкий лондонский служащий Георг  Вильям, который за "заслуги перед  человечеством" в 1894 г. был посвящен в рыцари, а после смерти похоронен  рядом с национальными британскими  героями – адмиралом Нельсоном  и Веллингтоном.

Признанная и поддержанная английской буржуазией, эта организация  насчитывала уже в 1851 г. 8 обществ  в Лондоне и 16 в различных частях королевства. Эти организации объединяли около 2700 человек, влияние Ассоциации молодых христиан проникало и  в другие страны. Накануне первой мировой  войны число привлеченных в Ассоциацию уже достигло 600 тыс. человек, а имущество  оценивалось в сумму, приближающуюся к 9 млн. фунтов стерлингов. В Париже на конференции было провозглашено  создание Всемирного Альянса Ассоциации молодых христиан – единого международного центра, который мог бы скоординировать  и направить деятельность национальных ассоциаций, а также способствовать созданию новых организаций в  разных странах. Стремясь оказывать  влияние на более широкие слои молодежи, Ассоциация объединяет приверженцев всех трех разновидностей христианства: протестантов, католиков, православных – и даже допускает членство представителей других религий и неверующих. В  России такая Ассоциация существовала с 1862 по 1918 г.

Для того чтобы заинтересовать молодежь, привлечь ее в свои организации, в Ассоциации с самого начала был  использован спорт. Он рассматривался, прежде всего, как "острый инструмент", с помощью которого можно "проникнуть в ум и сердце молодого человека через его тело". Сама эмблема  Ассоциации молодых христиан – красный  равносторонний треугольник, стороны  которого означают "дух, ум, тело", – показывает, что распространить и укрепить веру среди молодежи возможно только посредством спорта и специального образования.

Многое в Ассоциации молодых  христиан делалось для развития спорта. Не случайно именно в ней были изобретены такие спортивные игры, как баскетбол  и волейбол.

Ватикан обратился к спорту позднее, чем протестантская церковь.

Однако, видя, что авторитет  бурно развивающегося спорта все  возрастает, католическая церковь к  концу XIX и началу XX века была вынуждена  не ставить так остро, как это  было до сих пор, тезис о греховности  тела. Не будучи в силах сразу  отмежеваться от этого догмата, Ватикан  стал проповедовать идею о гармоничном  воспитании человека, как духовном, так и физическом, но при этом духовное по-прежнему провозглашалось  превыше физического. Католическая церковь начинает осуществлять некоторые организационные мероприятия, которые могли бы помочь ей привлечь молодежь. Так, церковь создает для обществ католической молодежи условия для занятий шахматами, для различных игр на свежем воздухе. Кроме того, она взяла в свои руки организацию и руководство спортивных кружков церковных школ. И, наконец, в 1911 г. в г. Нанси был создан Международный союз католических организаций физической культуры.

Если католическая церковь  в этот период еще достаточно осторожно  подходила к спорту там, где это  касалось широких народных масс, то для воспитанников иезуитских колледжей  спорт был взят на вооружение сразу  и в полной мере. В колледжах  играли в игру, напоминающую регби, летом проводились кулачные бои, а зимой – катание на санях. При этом совершенно игнорируется и  сам догмат греховности тела и  вреда спорта высоких достижений, якобы порождающего у людей гордыню  и тщеславие.

Таким образом, уже в этот период ясно наметился отход церковников  от своего прежнего отношения к физическому  воспитанию. Церковь стала проводить  более гибкую политику по отношению  к новым современным общественным явлениям, в том числе и к  спорту.

    1. Религия и спорт: перспективы взаимоотношений на современном этапе

После второй мировой войны  в мире произошли коренные социальные изменения, обусловленные возникновением мировой социалистической системы  и бурным процессом научно-технической  революции. Они потрясли устои старых идеологических систем, в том числе  и религии, которая переживает самый  глубокий кризис за все время своего существования.

Однако было бы ошибочно считать, что церковь за рубежом  полностью утратила свое влияние  на массы. В эпоху существования  двух мировых систем, социалистической и капиталистической, идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей. Для  привлечения широких масс в "лоно церкви" используются различные  формы. Все большее количество религиозных  и светских организаций, которые  находятся под контролем церкви, во всех странах мира культивируют физические упражнения, организуют различного рода спортивные мероприятия.

В 1947 г. в ФРГ были воссозданы "Дойче Югендкрафт" и "Эйхенкройц". "Дойче Югендкрафт" – национальный союз любителей физических упражнений в католических общинах – основан в 1920 г. Каждые шесть лет союз организовывал большой всегерманский праздник, а каждые два года – католические первенства Германии по различным видам спорта. "Эйхенкройц" ("Дубовый крест") – евангелическое общество молодых мужчин – основан в 1921 г.

В США вопросами физического  воспитания занимаются Объединенное движение христианской молодежи, Объединенный совет католической молодежи, Национальная федерация студентов-католиков и  другие организации.

В Италии создан Католический союз спортсменов. Международная спортивная федерация католического обучения организует игры ФИСЕС, предназначенные  для молодежи христианского вероисповедания  всего мира.

Из всех клерикальных организаций, культивирующих физические упражнения, самой массовой по-прежнему является Ассоциация молодых христиан. За 100 лет ее деятельности число стран, в которых существуют ее организации, возросло с восьми до семидесяти семи, а количество членов достигло 4 млн. человек.

Церковь, в течение веков  восстававшая против занятий физическими  упражнениями, кардинально пересматривает свои взгляды. Для того чтобы оправдать  эти изменения, современные теологи  прибегают к утверждению, что  для церкви никогда не было чуждо  признание тела, ссылаясь при этом на отрывочные высказывания, начиная  со святого Павла и кончая выступлениями  руководителей современной церкви, в частности папы Пия ХII.

Не отстают ныне от православных "батюшек" и мусульманские идеологи. Некоторые из них утверждают, например, что мусульманская молитва –  намаз – положила основу современным  гимнастическим упражнениям, сравнивают ее с производственной гимнастикой. Давая все новые и новые толкования религиозным обрядам, мусульманские теоретики от религии по вопросам физического воспитания пытаются сейчас "научно" доказать, что паломничество в "священные" города Аравии и туристские путешествия решают одни и те же задачи.

Помимо чисто теоретических  рассуждений церковь предпринимает  практические меры с тем, чтобы использовать спорт для привлечения в свое лоно отступившую от нее молодежь. Этой цели служат религиозные спортивные клубы, которые обладают прекрасными  спортивными залами, площадками и  бассейнами, и даже "спортивное" оформление церквей. Так, на одном из витражей собора, который был сделан по заказу и указанию нью-йоркского  епископа Маннинга, были изображены сцены бокса, игры в гольф, скачек и т. п., а также даны портреты чемпионов.

В Инсбруке в 1964 г. специально к зимней Олимпиаде была построена  церковь, где в день открытия и  закрытия игр состоялись торжественные  богослужения, причем проповедь, рассчитанная на спортсменов, переводилась сразу  на несколько языков, в том числе  и на русский. Несколько ранее  аналогичный "подарок", новую церковь, получили спортсмены на VIII зимней Олимпиаде  в Скво-Вэлли.

Проводились определенные мероприятия  и в Москве на XXIII Олимпиаде. Так, 2 июля 1980 г. в культурном центре Олимпийской  деревни состоялось освящение часовни  в честь Владимирской иконы Божьей Матери, устраивались приемы для некоторых  спортивных делегаций (Греции, Кипра) и  для отдельных официальных лиц, проводились другие церковные торжества. Обо всех церковных мероприятиях было опубликовано в журнале "Московская патриархия".

Служителей церкви: патриарха  Московского и всея Руси Пимена, митрополита Таллиннского и Эстонского Алексия, епископа Волоколамского Питирима и др. – можно было увидеть  среди зрителей на трибунах главного олимпийского стадиона в Москве. А Иоанн I выступал с речью на открытии XVII Олимпийских игр. Он напомнил, что в "здоровом теле – здоровый дух", и призвал участников игр следовать к вершинам спортивной славы, но "по пути, начертанному всевышним". Не упускал из "апостольских" обязанностей сферу спорта и его преемник Павел VI. Он довольно часто встречался с ведущими спортсменами, видными тренерами. В своей папской резиденции в Ватикане он дал аудиенцию знаменитому бразильскому футболисту Пеле и торжественно вручил ему золотую медаль и четки из жемчуга и серебра.

Создание специальных  спортивных организаций – только один из путей, по которому идет церковь  для усиления своего влияния в  широких массах. Другой путь – прямое использование спорта в качестве своеобразной приманки для верующих. Многие "отцы церкви" сами успешно  занимаются спортом и имеют высокие  результаты. Так, священник Андерсон стал двукратным олимпийским чемпионом  по стрелковому спорту на Олимпийских  играх в Токио и Мехико. Пастор Боб Ричардс – чемпион Римской и Токийской олимпиад в прыжках в высоту с шестом.

Информация о работе Спорт и религия